Дело № 3-50/2012
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 сентября 2012 года г.Ижевск, УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Бурова А.И.,
при секретаре Шибановой С.С.,
с участием: прокурора Мелентьева А.Н.,
представителя заявителя Р.. и избирательного объединения Удмуртское республиканское отделение Политической Партии «КОММУНИСТЫ РОССИИ» - А..;
заинтересованного лица К.. и его представителей - Л.. и Т..;
представителя Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики Д..,
представителя территориальной избирательной комиссии с правами окружной избирательной комиссии Игринского района – председателя Комиссии Б..;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики Р. об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва по Игринскому районному одномандатному избирательному округу №34 К. и заявлению избирательного объединения Удмуртское республиканское отделение Политической Партии «КОММУНИСТЫ РОССИИ» об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики, включенного в зарегистрированный республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики, выдвинутый избирательным объединением – Удмуртское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» К. (номер два в республиканской части списка),
установил:
Р.. обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва по Игринскому районному одномандатному избирательному округу №34 К..
Избирательное объединение Удмуртское республиканское отделение Политической Партии «КОММУНИСТЫ РОССИИ» обратилось в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики, включенного в зарегистрированный республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики, выдвинутый избирательным объединением – Удмуртское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» К..
В обоснование заявлений указано, что 11.07.2012 г. опубликовано Постановление Государственного Совета Удмуртской Республики № 820- IV на 14 октября 2012 года назначены выборы депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва.
Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики является избирательной комиссией, организующей выборы депутатов ГС УР.
21 августа 2012 г. ЦИК УР заверен список кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» по одномандатным избирательным округам (Постановление ЦИК №10.3-5 от 21 августа 2012 г.). Согласно списку К.. выдвинут кандидатом по одномандатному избирательному округу №34.
22 августа 2012 г. ЦИК УР заверен республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России». Согласно этому списку К. выдвинут кандидатом в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики по республиканскому избирательному округу в составе списка кандидатов, выдвинутого УРО ПП ЛДПР.
30 августа 2012 г. ЦИК зарегистрирован республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва, выдвинутых избирательным объединением УРО ПП ЛДПР.
К.. с момента своего выдвижения допустил существенные нарушения избирательного законодательства, являющиеся основанием для отмены регистрации кандидата.
В соответствии с п.9 ст.76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» во взаимосвязи с п.п. «в» п.7 ст.76 данного закона, ч.9 ст.68 Закона УР, во взаимосвязи с п.3 ч.7 ст.68 Закона УР, регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов и регистрация кандидата по одномандатному округу, может быть отменена судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, или заявлению кандидата, зарегистрированного по этому же одномандатному округу, в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
В соответствии с п.1 ст.40 Федерального закона, ч.1 ст.31 Закона УР, кандидаты, замещающие государственные должности, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
В соответствии с п.5 ст.40 Федерального закона, ч.4 ст.31 Закона УР, под использованием преимуществ должностного положения, в частности, понимается:
- привлечение государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей избранию кандидатов;
- использование помещений, занимаемых государственными органами, для осуществления деятельности, способствующей избранию кандидатов, выдвижению и поддержке, если иным кандидатам, избирательным объединениям не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
- использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда;
- доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с законом;
- обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Кандидат К.. является депутатом Государственного Совета Удмуртской Республики четвёртого созыва. Указом Президента Удмуртской Республики от 25 октября 2001 года №172 должность депутата Государственного Совета Удмуртской Республики отнесена к государственным должностям Удмуртской Республики.
В соответствии со ст.40 Федерального закона, статьей 31 Закона УР, лицам, замещающим государственные должности, запрещается использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Под использованием преимуществ должностного положения понимается, в том числе, доступ к муниципальным средствам массовой информации в целях ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам для этих целей не будет гарантирован такой же доступ.
Статус депутата Государственного Совета Удмуртской Республики регулируется Законом Удмуртской Республики от 29 февраля 2008 года №1-РЗ «О статусе депутата Государственного Совета Удмуртской Республики». В соответствии с частью 4 статьи 23 указанного Закона Удмуртской Республики депутат Государственного Совета Удмуртской Республики имеет преимущественное право выступать (публиковаться) по вопросам депутатской деятельности, высказывать свое мнение в республиканских государственных средствах массовой информации и в средствах массовой информации органов местного самоуправления. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.
Кандидатом К.., замещающим государственную должность Удмуртской Республики – депутат Государственного Совета Удмуртской Республики, при проведении избирательной кампании допущено
Неоднократное использование преимуществ должностного положения, выразившееся в преимущественном доступе к муниципальным средствам массовой информации, привлечении в рабочее время к деятельности, способствующей избранию, государственных служащих – сотрудников аппарата Государственного Совета Удмуртской Республики, и использовании в целях предвыборной агитации оргтехники, связи, обеспечивающей функционирование государственного органа – Государственного Совета Удмуртской Республики.
11 сентября 2012 года в Игринском районе Удмуртской Республики выпущена газета «Светлый путь» №68 от 11.09.2012 г. (газета Игринского района УР). 11 сентября 2012 г. в Дебёсском районе Удмуртской Республики выпущена газета «Новый путь» №68 (9778) от 11.09.2012 г. (газета Дебёсского района УР). 11 сентября 2012 г. в Кезском районе УР выпущена газета «Звезда» №66 (9702) от 11 сентября 2012 г. (газета Кезского района). 11 сентября 2012 г. в Шарканском районе УР выпущена газета «Вестник» №72 (4952) от 11 сентября 2012 г. (газета Шарканского района УР). 11 сентября 2012 г. в Ярском районе УР выпущена газета «Сельская правда» №67 (8622) от 11 сентября 2012 г. (газета Ярского района УР).
Во всех перечисленных периодических печатных изданиях размещен один и тот же агитационный материал кандидата в депутаты Государственного Совета УР К.. «Слушать оппозицию».
Перед текстом агитационного материала помещена фотография кандидата К.., сделанная, по всей видимости, на рабочем месте в Государственном Совете УР.
Материал озаглавлен – «Слушать оппозицию», а из подзаголовка следует, что это отчет о работе фракции ЛДПР в Государственном Совете Удмуртской Республики, которую возглавляет К.
Анализ высказываний, содержащихся в указанном материале, свидетельствует о наличии специальной агитационной цели опубликования данного материала. В частности, в тексте агитационного материала обозначаются актуальные проблемы Удмуртской Республики, делаются программные заявления с обещанием их решить уже в следующем созыве Государственного Совета Удмуртской Республики.
Кандидат К.. анализирует основные проблемы в Республике и заявляет, что:
- основные вопросы, волнующие жителей Удмуртской Республики, касаются проблем бытовой неустроенности – водоснабжения и газификации населенных пунктов, состояний дорог, здравоохранения, нарушений прав граждан и в целом низким материальным положением населения на фоне увеличения числа чиновников и уровня их доходов.
По мнению К.., во всем виновата власть, которая не слышит голос ЛДПР:
- с этим было бы покончено, если бы власть научилась прислушиваться к голосу ЛДПР. Но не с опозданием, как это происходит, а своевременно.
Соответственно, таким образом, проводится мысль, что ЛДПР способна решить все указанные выше проблемы, создается положительное отношение избирателей к ЛДПР, выдвинутым УРО ПП ЛДПР кандидатам в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики (речь идет именно о работе Государственного Совета, о том, какие разумные и полезные инициативы предлагались и будут предлагаться депутатами от ЛДПР) и автору этих строк – лично К..
Также в статье фактически излагаются тезисы предвыборной программы ЛДПР, не связанные с текущей деятельностью К.. и фракции ЛДПР в Государственном Совете Удмуртской Республики:
- ЛДПР выступает за сокращение численности аппарата исполнительной власти, сокращение сумм расходов на его содержание и перераспределение этих средств на развитие сельского хозяйства, здравоохранения, социальную помощь и поддержку населения;
- Мы считаем, что борьба с коррупцией в Удмуртской Республике в настоящее время ведётся неэффективно;
- Считаем, что необходимо приложить все силы для того, чтобы люди, работающие на земле, спокойно занимались текущей производственной деятельностью. Тем более, что все мы знаем о том, как нелегко сегодня живется селянам Удмуртии.
А также тезисы предвыборной программы самого кандидата К..:
- считаю, что средства государственной поддержки, выделяемые из всех уровней бюджетов, должны находиться в прямой зависимости от объема произведенной и реализованной продукции, иными словами, чем больше предприятие реализовало сельхозпродукции, тем больший объем средств государственной поддержки подлежит выплате данному предприятию от государства.
Далее кандидат К.. заявляет, что фракция ЛДПР останется и в следующем созыве Государственного Совета Удмуртской Республики, и описывает последствия избрания кандидатов от УРО ПП ЛДПР, в том числе своего:
- фракция ЛДПР в Государственном Совете Удмуртской Республики, как и прежде, будет делать все, чтобы обеспечить исполнение региональных социальных гарантий для всех категорий граждан, ликвидировать экономические и правовые барьеры, мешающие успешному развитию приоритетных отраслей народного хозяйства.
- мы будет по-прежнему обеспечивать защиту прав и свобод жителей Удмуртии, а также повышать уровень и качество жизни населения Удмуртской Республики.
В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Признаки предвыборной агитации раскрыты и конкретизированы в ст.48 Федерального закона и ст.38 Закона УР.
В связи с тем, что:
- в статье описываются возможные последствия в случае, если кандидат К. и другие кандидаты из республиканского списка УРО ПП ЛДПР будут переизбраны и создадут депутатскую фракцию в новом созыве Государственного Совета УР (п.3 ч.2 ст.38 Закона УР);
- в статье распространяется информация, в которой явно преобладают сведения о кандидате К.. и других кандидатах, входящих в действующую депутатскую фракцию ЛДПР, с позитивными либо негативными комментариями (п.4 ч.2 ст.38 Закона УР);
- статья способствует созданию положительного отношения избирателей к кандидату К.., избирательному объединению УРО ПП ЛДПР, выдвинувшему кандидата и республиканский список кандидатов (п.6 ч.2 ст.38 Закона УР);
Можно сделать однозначный вывод о том, что это предвыборная агитация, проводимая с соответствующей специальной целью.
Размещение агитационных материалов кандидата К.. в периодических печатных изданиях «Светлый путь», «Новый путь», «Вестник», «Звезда», «Сельская правда» является незаконным в связи со следующими обстоятельствами:
- ни одна из перечисленных выше газет не заявляла о своем участии в избирательной кампании, в связи с чем, никто из других кандидатов, избирательных объединений, принимающих участие в выборах депутатов Государственного Совета УР, в том числе и избирательное объединение заявитель, не имеет возможности опубликовать агитационный материалах, по вопросам, затронутым в статье К.., в этих газетах;
- все периодические печатные издания могут размещать агитационные материалы кандидатов и избирательных объединений только с 15 сентября 2012 года и до ноля часов 13 октября 2012 года, в соответствии с условиями, определенными ч.2 ст.40 Закона УР;
- указанные статьи не содержат информации о том, что оплата их размещения проводилась из избирательного фонда какого-либо кандидата, избирательного объединения, в нарушение ч.6 ст.38 Закона УР;
В связи с вышеизложенным, у всех перечисленных газет не было оснований для публикации указанных агитационных материалов кандидата К.
Учитывая, что материал опубликован в пяти различных периодических печатных изданиях, каждое из которых является единственной районной газетой своего района, преимущество, полученное К.. перед другими кандидатами, соблюдающими требования законодательства о выборах, является существенным.
По данным фактам Постановлением ЦИК УР № 27.5-5 от 20 сентября 2012 г. материал «Слушать оппозицию», опубликованный в газете «Светлый путь», признан агитационным, его размещение за пределами агитационного периода без оплаты из средств избирательного фонда УРО ПП ЛДПР и кандидата К.. – незаконным.
Из объяснений главного редактора газеты «Светлый путь» У.. и и.о. главного редактора газеты «Новый путь» Н.. следует, что публикация статьи инициирована лично К.. и состоялась только из-за его неоднократных и настойчивых требований со ссылкой на статус депутата Государственного Совета УР, то есть с использованием преимущественного доступа к муниципальному средству массовой информации в целях проведения предвыборной агитации.
Также, из объяснений У.., Н. следует, что к незаконной агитационной деятельности К. были привлечены помощники депутата и работники аппарата Государственного Совета УР, являющиеся государственными служащими.
Также из текста письма № 2728/38-5 от 23 августа 2012 г. следует, что информацию о дате размещения агитационной публикации нужно было сообщить в адрес фракции ЛДПР в Государственном Совета УР по телефонам 8(3412)900963, 8(3412)900964, что подтверждает, что в агитационной деятельности К.. используется телефонная связь, обеспечивающая функционирование государственного органа – Государственного Совета УР.
Насколько известно заявителю, аналогичные обращения направлялись К.. во все муниципальные периодические печатные издания Удмуртской Республики, не ограничиваясь пятью перечисленными в заявлении газетами, в которых состоялась публикация.
Также после статьи «Слушать оппозицию» содержится предложение всем избирателям по всем вопросам обращаться по адресу: 426074, Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул. 50 лет Октября, 15, фракция ЛДПР в Государственном Совете Удмуртской Республики. Указанное помещение занимает орган государственной власти Государственный Совет Удмуртской Республики и оно безвозмездно предоставлено фракции ЛДПР для осуществления полномочий депутатов Государственного Совета, входящих во фракцию. Указанное помещение не должно использоваться в целях ведения избирательной кампании, в том числе для приема обращений избирателей. Никому из кандидатов, избирательных объединений, в том числе избирательному объединению УРО ПП «Коммунисты России» не предоставляются безвозмездно помещения в государственном Совете УР для их использования в избирательной кампании. Распространение такой информации в районных газетах общим тиражом более 15 000 экземпляров способно обеспечить многочисленное и систематическое поступление обращений.
Совокупность перечисленных выше факторов однозначно свидетельствует о неоднократном использовании кандидатом в депутаты Государственного Совета УР К. преимуществ своего должностного положения.
Несоблюдение кандидатом К.. избирательного законодательства нарушает избирательные права избирательного объединения УРО ПП «Коммунисты России» и Р..
В судебном заседании представитель заявителей А.. на удовлетворении заявлений настаивала по доводам заявлений. Пояснила, что кандидатом в депутаты Кулишовым Д.В. допущены неоднократные факты использования преимущества должностного и служебного положения, изложенные в заявлениях, связанного с замещением государственной должности депутата Государственного Совета Удмуртской Республики, в целях агитационной деятельности, которых были лишены остальные участники избирательного процесса, в том числе заявители. Настаивала на подписании лично К.. писем и текста статьи.
Представитель Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики Д.. доводы заявлений поддержала, на их удовлетворении настаивала.
Пояснила, что кандидат в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики, зарегистрированный по Игринскому одномандатному избирательному округу, и по списку избирательного объединения УРО ПП ЛДПР, зарегистрированному по общереспубликанскому многомандатному округу – К.. воспользовался преимущественным доступом к муниципальным средствам массовой информации и разместил в ходе проведения избирательной кампании в газетах «Светлый путь», «Новый путь», «Звезда», «Вестник» и «Сельская правда» агитационный материал «Слушать оппозицию».
Постановлением ЦИК УР материал «Слушать оппозицию» признан агитационным, а его размещение за пределами агитационного периода без оплаты из средств избирательного фонда – незаконным. Кроме того, К.. использовал в целях предвыборной агитации преимущества своего должностного положения. Перечисленные обстоятельства позволяют говорить об обоснованности заявлений.
Представитель территориальной избирательной комиссии с правами окружной избирательной комиссии Игринского района – председатель Комиссии Б.. на удовлетворении заявлений настаивала. Пояснила, что К.., будучи зарегистрирован кандидатом в депутаты по Игринскому одномандатному округу, воспользовался преимущественным правом доступа к муниципальным средствам массовой информации; привлек в рабочее время к деятельности, способствующей избранию, государственных служащих – сотрудников аппарата Госсовета УР; использовал в целях предвыборной агитации оргтехнику, средства связи обеспечивающие функционирование государственного органа – Госсовета УР. То есть неоднократно использовал преимущества своего должностного положения, что является основанием для отмены регистрации зарегистрированного кандидата К..
Заинтересованное лица К.. с заявлениями не согласился. Пояснил, что он не был осведомлен о направлении писем от его имени в средства массовой информации. В редакцию газеты «Светлый путь» он заезжал в августе 2012 г. с целью знакомства с коллективом организации. Требований и просьб об опубликовании статей от его имени не высказывал. При анализе опубликованной статьи «Слушать оппозицию» он не может согласиться с позицией заявителей об агитационном характере публикации. Между тем, никаких писем с просьбой о публикации указанной статьи он не подписывал, как и текст статьи. Редакторам газет с просьбой о публикации такой статьи не звонил. Текст статьи ему знаком, так как этот текст подготовлен аппаратом фракции в мае 2012 года. О направлении писем с просьбой о публикации ничего не знал. К выданным ему бланкам депутата Государственного Совета Удмуртской Республики имеет доступ помощник Б.., у которой также находится штамп с его факсимильной подписью.
Представитель К.. – Л.. полагала заявления не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что отчет о работе фракции не преследует цель повлиять на предпочтения избирателей, следовательно, не является агитационным материалом. Отчет имеет целью информировать избирателей о работе депутата, то есть подтверждает исполнение депутатом своей обязанности перед избирателями. Никаких тезисов из предвыборной программы избирательного объединения, указанный материал также не содержит. Кроме того, К.. не только не подписывал письма и текст статьи для публикации, но и не был осведомлен о направлении таких писем в редакции газет. Как выяснилось, помощник К.. по своей инициативе подготовила такие письма, предоставила оттиск штампа с факсимильной подписью К.., и передала письма для рассылки в канцелярию. Кроме того, она сама созванивалась по вопросам опубликования статей, и готовила повторные письма в те редакции, которые не опубликовали статью.
Представитель К.. - Т.. высказал несогласие с заявлениями. Свою позицию мотивировал тем, что опубликованная статьи не носит характер агитационного материала. Кулишов Д.В. не подписывал писем с просьбой о публикации статьи, не знал о направлении таких писем. Предоставленными преимуществами положения депутата Государственного Совета Удмуртской Республики пользовался исключительно в целях исполнения обязанностей перед депутатами.
Представитель избирательного объединения Удмуртское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» и заявитель Р.., извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. Дело рассмотрено в их отсутствие на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные доказательства, заслушав заключение прокурора М.., полагавшего заявления не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 1, 3 и 32 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация провозглашено демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, в котором носителем суверенитета и единственным источником власти является её многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, право избирать и быть избранным посредством которых, гарантируется каждому гражданину Российской Федерации.
В силу положений статьи 5 Конституции Российской Федерации и статьи 1 Конституции Удмуртской Республики, Удмуртская Республика находится в составе Российской Федерации в качестве равноправного субъекта федерации.
В соответствии с частью 2 статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Статьей 51 Конституции Удмуртской Республики определено, что Государственный Совет Удмуртской Республики является высшим и единственным постоянно действующим органом законодательной (представительной) власти Удмуртской Республики.
На основании статьи 32 Конституции Удмуртской Республики Государственный Совет Удмуртской Республики состоит из 90 депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Согласно статье 4 Закона Удмуртской Республики от 13 апреля 2007 года №18-РЗ «О выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики» 45 депутатов Государственного Совета избираются по одномандатным округам, образуемым по всей территории Удмуртской Республики в порядке, установленном настоящим законом и 45 депутатов Государственного Совета избираются по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за республиканские списка кандидатов в депутаты Государственного Совета, выдвинутые избирательными объединениями.
В соответствии со статьей 33 Конституции Удмуртской Республики депутатом Государственного Совета Удмуртской Республики может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий пассивным избирательным правом.
В соответствии с полномочиями, определенными статьей 8 Закона Удмуртской Республики от 13 апреля 2007 года №18-РЗ «О выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики», постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 10 июля 2012 года № 820-IV назначены выборы депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва на 14 октября 2012 года.
Из представленных письменных доказательств и объяснений лиц, участвующих в деле следует следующее.
Постановлением ЦИК УР от 21 августа 2012 года № 10.2-5 заверен республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России».
Постановлением ЦИК УР от 30 августа 2012 года № 10.2-5 зарегистрирован республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России», в том числе в список включен К..
Постановлением ЦИК УР от 9 сентября 2012 года № 24.2-5 зарегистрирован республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Удмуртское республиканское отделение Политической Партии «КОММУНИСТЫ РОССИИ».
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Игринского района от 31 августа 2012 г. № 60.2 К. зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики по Игринскому районному избирательному округу №34.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Игринского района от 5 сентября 2012 г. № 62.2 Р. зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики по Игринскому районному избирательному округу №34.
Как установлено из представленных в суд письменных доказательств – газет, 11 сентября 2012 года в Игринском районе Удмуртской Республики выпущена газета «Светлый путь» №68 от 11.09.2012 г. (газета Игринского района УР). 11 сентября 2012 г. в Дебёсском районе Удмуртской Республики выпущена газета «Новый путь» №68 (9778) от 11.09.2012 г. (газета Дебёсского района УР). 11 сентября 2012 г. в Кезском районе УР выпущена газета «Звезда» №66 (9702) от 11 сентября 2012 г. (газета Кезского района). 11 сентября 2012 г. в Шарканском районе УР выпущена газета «Вестник» №72 (4952) от 11 сентября 2012 г. (газета Шарканского района УР). 11 сентября 2012 г. в Ярском районе УР выпущена газета «Сельская правда» №67 (8622) от 11 сентября 2012 г. (газета Ярского района УР).
Во всех перечисленных периодических печатных средствах массовой информации от имени руководителя фракции «ЛДПР» в Государственном Совете Удмуртской Республики опубликована статья «Слушать оппозицию».
Оба рассматриваемых судом заявления основаны на тех доводах, что текст данной статьи, опубликованный в перечисленных выше периодических печатных изданиях, является агитационным материалом, поскольку преследует специальную цель побуждение избирателей голосовать за конкретное избирательное объединение и кандидата К..
Инициируя опубликование статьи, К.. неоднократное использование преимущества своего должностного положения, связанного с замещением должности государственной службы Удмуртской Республики – депутата Государственного Совета Удмуртской Республики.
В частности, К.. незаконно привлек в агитационной деятельности помощников депутата работников аппарата Государственного Совета Удмуртской Республики для рассылки писем с текстом статьи; использовал предоставленные ему, как депутату фракции «ЛДПР» номера телефонов, по которым в статье призывал обращаться избирателей, и по которым следовало сообщить о публикации; незаконно использовал помещение, предоставленное фракции «ЛДПР» в Государственном Совете Удмуртской Республики, поскольку рекомендовал обращаться по соответствующему адресу всех избирателей, кроме того использовал, по всей видимости, рабочее место для изготовления фотографического снимка, размещенного рядом со статьей.
Суд приходит к выводу о том, что заявителями не доказан факт использования кандидатом в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики К.. при проведении своей избирательной кампании, преимуществ своего должностного и служебного положения, связанного с замещением государственной должности Удмуртской Республики – депутат Государственного Совета Удмуртской Республики, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты, замещающие государственные должности, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
В подпунктах «а, б, в, е, з» пункта 1 статьи 40 указанного Федерального закона определено, что под использованием кандидатом, замещающим государственную должность, преимуществ своего служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:
привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей избранию кандидатов;
использование помещений, занимаемых государственными органами для осуществления деятельности, способствующей избранию кандидатов, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам, избирательным объединениям, для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
обнародование в период избирательной кампании, в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Таким образом, нарушением избирательного законодательства признается совершение перечисленных выше деяний в целях ведения предвыборной агитации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Проанализировав содержание статьи «Слушать оппозицию», размещенную в муниципальных газетах: «Светлый путь» №68 от 11.09.2012 г. (газета Игринского района УР), «Новый путь» №68 (9778) от 11.09.2012 г., «Звезда» №66 (9702) от 11 сентября 2012 г., «Вестник» №72 (4952) от 11 сентября 2012 г., «Сельская правда» №67 (8622) от 11 сентября 2012 г., суд приходит к убеждению о том, что заявителями размещенные материалы расценены как агитационные необоснованно.
Так, согласно реестра государственных должностей Удмуртской Республики, утвержденного Указом Президента Удмуртской Республики от 25 октября 2001 г. № 172, государственной должностью Удмуртской Республики является должность депутата Государственного Совета Удмуртской Республики.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Закона Удмуртской Республики от 29 февраля 2008 года N 1-РЗ «О статусе депутата Государственного Совета Удмуртской Республики» депутат Государственного Совета ответственен перед избирателями и им подотчетен.
На основании пункта 1 статьи 15 указанного закона Удмуртской Республики, депутаты Государственного Совета, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственном Совете Удмуртской Республики, входят в депутатские фракции, за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи. В депутатские фракции Государственного Совета могут входить также депутаты Государственного Совета, избранные по одномандатным избирательным округам, и депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в частях 3 и 3.1 настоящей статьи.
В пункте 6 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что соблюдение перечисленных в пункте 5 настоящей статьи ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами, своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями.
Суд не усматривает в опубликованной статье признаков, свидетельствующих о наличии в ней специальной цели побудить избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
В статье нет упоминания о предстоящих выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва, не сообщается о том, что Кулешов Д.В. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты или избирательное объединение «Удмуртское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» участвует в выборах, а Кулешов Д.В. включен в список выдвинутых объединением кандидатов для избрания, как и отсутствуют призывы голосовать или уклониться от голосования на выборах.
При анализе текста спорной статьи, суд приходит к убеждению о том, что в статье освещена работа депутатской фракции «Удмуртское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России», что предусмотрено законодательством о статусе депутата Государственного Совета Удмуртской Республики, и, свидетельствуя об исполнении депутатом своей обязанности отчитываться перед избирателями.
Статья носит информационный характер.
Баланс прав и интересов избирателей знать о деятельности, избранного ими депутата, и законными правами кандидатов и избирательных объединений на равенство избирательных прав, не нарушается.
Обозначение актуальных проблем Удмуртской Республики, программные заявления с обещанием их решить уже в следующем созыве Государственного Совета Удмуртской Республики (что по мнению заявителей подтверждает наличие специальной агитационной цели), в первой части нельзя расценить как имеющие агитационную цель, а во второй – следует признать не имеющими под собой какой-либо основы в оспариваемом материале.
Вследствие того, что Государственный Совет Удмуртской Республики, в соответствии с Конституцией Удмуртской Республики, является высшим и единственным постоянно действующим органом законодательной (представительной) власти Удмуртской Республики, как и власть в целом призван решать проблемы Удмуртской Республики, тем более актуальные.
Программных заявлений в статье или обещаний решить их в следующем созыве Государственного Совета Удмуртской Республики в рассматриваемом материале не содержится.
Упоминание о предстоящих выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва в статье отсутствует вообще. Указание в статье на то, что фракция ЛДПР, продолжит свою работу, не свидетельствует об обещаниях решить проблемы в следующем – пятом созыве Государственного Совета УР, поскольку полномочия нынешнего – четвертого созыва не сложены, а начало избирательного процесса по выборам депутатов не приостанавливает работу, ранее избранных депутатов.
Заявление о создании положительного отношения избирателей к ЛДПР, выдвинутым УРО ПП ЛДПР кандидатам и К.., содержащимся в статье указанием на то, что с имеющимися проблемами было бы покончено, в случае, если бы власть научилась прислушиваться к голосу ЛДПР, но не с опозданием, как это происходит, а своевременно, не соответствует действительности, поскольку ни о кандидатах в депутаты Государственного Совета УР пятого созыва, ни о зарегистрированных списках избирательного объединения, речи в статье не ведется.
Указание в отдельных частях оспариваемой статьи на заявления ЛДПР, по мнению суда не свидетельствует о программном характере статьи, поскольку статья посвящена работе фракции «ЛДПР» в Государственном совете Удмуртской Республики четвертого созыва и в системном толковании статьи в целом, данные заявления следует относить именно к фракции, а не к партии в целом. При этом, в статье нет указаний на программу политической партии «Либерально-демократическая партия России», на предвыборную программу кандидата в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва К.., ни на предвыборную программу избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России».
Таким образом, анализ спорной статьи, проведенный заявителями, не соответствует как фактическому содержанию текста, так и прослеживаемым целям опубликованного материала.
Признаки агитационного характера публикаций (по мнению заявителей содержащиеся в пунктах 3, 4 и 6 части 2 статьи 38 Закона Удмуртской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики») судом не усмотрены.
Тем более, в совокупности со специальной целью побуждения избирателей голосовать за кандидата К.., избирательное объединение «Удмуртское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России», или против других кандидатов и избирательных объединений.
Постановление Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 20 сентября 2012 года № 27.5-5 «О жалобе члена Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики с правом совещательного голоса Мельникова И.Н.», признавшее материал «Слушать оппозицию», в газете «Новый путь» №68 от 11.09.2012 г. и в газете «Светлый путь» №68 от 11.09.2012 г. агитационным, в силу статьи 61 ГПК РФ не имеет для суда преюдициального значения.
При таких обстоятельствах, доводы заявлений об опубликование статьи «Слушать оппозицию» в муниципальных средствах массовой информации не заявивших об участии в размещении агитационных материалов, вне агитационного периода в СМИ, без оплаты за счет средств избирательного фонда не имеют правового значения для разрешения настоящего дела.
Давая оценку позиции заявителей о подготовке, подписании лично К.. писем и текста статьи «Слушать оппозицию» для опубликования в периодических печатных изданиях и направления данных материалов помощниками депутата и сотрудниками аппарата Государственного Совета Удмуртской Республики, суд не может признать данные обстоятельства доказанными.
Так, К.. оспаривал указанные обстоятельства.
Свидетель Б.. пояснила, что на общественных началах исполняет обязанности помощника депутата Государственного Совета Удмуртской Республики четвертого созыва К.. По своей инициативе подготовила материалы – проект статьи «Слушать оппозицию» и сопроводительные письма в редакции газет районов республики. Сам текст «Слушать оппозицию» был написан в июле 2012 года. Поскольку у неё имеется доступ к штампу с факсимильной подписи К. и депутатским бланкам депутата, письма выполнила на них, проставив на письмах и проекте статьи оттиски штампа с факсимильной подписью К.. В последующем, она звонила в редакции, в которые направила материалы и интересовалась опубликованием. В те редакции, которые не опубликовали статью, она подготовила повторные обращения. Указанную работу она выполнила по своей инициативе, о её выполнении К.. не докладывала. Представленные на обозрения письма и текст статьи именно те, которые она изготовила и разослала.
Допрошенные свидетели Н.. и С.. – сотрудники аппарата Государственного Совета Удмуртской Республики, которые непосредственно занимались отправлением писем в редакции и текстами проекта статьи «Слушать оппозицию», пояснили, что Кулишов Д.В. лично данные отправления не приносил, приносила его помощник. Предложенные на обозрение письма и текст статьи именно те, которые они направляли.
Между тем, суд не соглашается с мнением К.. о его неосведомленности в вопросах направления статьи «Слушать оппозицию» в связи с показаниями свидетеля П.. Так, свидетель пояснила, что в августе 2012 года исполняла обязанности главного редактора газеты Игринского района «Светлый путь». 30 августа 2012 года в её рабочем кабинете состоялась беседа с депутатом Государственного Совета УР К.. Депутат интересовался - будет ли публикация его статьи «Слушать оппозицию». Само письмо от имени этого депутата с приложением текста статьи, подписанных от имени К.., лежал у неё на столе. На видном месте. Из содержания беседы она поняла, что именно про это отправление ведет речь К.. Так как усматривала в предлагаемом к публикации тексте признаки агитации, разрешить публикацию она отказалась. Поскольку вскоре выходил на работу главный редактор, окончательное решение вопроса по публикации она оставила на его усмотрение. Подлинное письмо и текст статьи она принесла с собой в судебное заседание.
Мнение заявителей о том, что К.. использовал рабочее место для изготовления снимка, размещенного рядом со статьей, не основано на каких-либо объективных данных, позволивших бы установить место, в котором запечатлен К.., и тем более, использование при этом преимуществ своего должностного положения.
Заявляемые Р.. и избирательным объединением «Удмуртское республиканское объединение Политической Партии «КОММУНИСТЫ РОССИИ» факты использования К. телефонной связи, помещений, предоставленных безвозмездно для исполнения обязанностей депутата Государственного Совета Удмуртской Республики четвертого созыва, носят предположительный характер, не основаны на доказательствах.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
Согласно пункту 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае, предусмотренном подпунктом "в", "д" или "з" пункта 7 настоящей статьи.
Остановив обстоятельства дела, оценив доказательства, суд приходит к выводу, что доводы заявителей Р.. и избирательного объединения «Удмуртское республиканское объединение Политической Партии «КОММУНИСТЫ РОССИИ» о неоднократном использовании К. преимуществ своего должностного или служебного положения при проведении своей избирательной кампании не нашли подтверждения относимыми, допустимыми, достаточными и достоверными доказательствами, вследствие чего, в удовлетворении заявлений следует отказать.
Руководствуясь ст.194-198, 261ГПК РФ, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении заявления К. об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва по Игринскому районному одномандатному избирательному округу №34 К. и в удовлетворении заявления избирательного объединения Удмуртское республиканское отделение Политической Партии «КОММУНИСТЫ РОССИИ» об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики, включенного в зарегистрированный республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики, выдвинутый избирательным объединением – Удмуртское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» К. (номер два в республиканской части списка).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено в совещательной комнате 28 сентября 2012 года.
Председательствующий
судья А.И. Буров