оспаривание постановления ЦИК УР о заверении партийного списка кандидатов в депутаты



Дело № 3-39/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 сентября 2012 года                                                                     г.Ижевск, УР

    Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Бурова А.И.,

при секретаре Шибановой С.С.,

с участием: прокурора М.., представителей заявителя – избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» - председателя Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ Щ.., Ф.. (по доверенности от 12 сентября 2012 года), В.. (по доверенности от 12 сентября 2012 г.), представителя Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики К.. (по доверенности от 11.09.2012 г.), представителя заинтересованного лица – избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение политической партии «Города России» Б.. (по доверенности от 9 сентября 2012 г.),

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» о признании незаконным и подлежащем отмене постановления Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики «О заверении республиканского списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение политической партии «Города России» № 20.1-5 от 3 сентября 2012 года,

установил:

избирательное объединение «Удмуртское региональное отделение политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и подлежащем отмене постановления Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики «О заверении республиканского списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение политической партии «Города России» № 20.1-5 от 3 сентября 2012 года.

В обоснование заявления указывает, что Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики (далее в тексте «ЦИК УР») зарегистрирован список кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва, выдвинутый заявителем (Постановление № 18.1-5 от 2 сентября 2012 г.).

Постановлением № 20.1-5 от 3 сентября 2012 г. ЦИК УР заверен республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение политической партии «Города России».

Указанным постановлением допущены нарушения избирательного законодательства, поскольку список заверен при наличии оснований для отказа в его заверении.

Избирательное объединение «Удмуртское региональное отделение политической партии «Города России» представило документы для заверения списка 31 августа 2012 года, что подтверждается актом о приеме документов от уполномоченного представителя.

Однако, нотариально удостоверенная и оформленная в установленном законом порядке доверенность на уполномоченного представителя по финансовым вопросам Ш. датирована 3 сентября 2012 года, т.е. на 31 августа данный документ не существовал, и не мог быть представлен в ЦИК УР.

Пункт 2 части 13 статьи 27 Закона о выборах депутатов Госсовета предписывает уполномоченному представителю избирательного объединения одновременно с республиканским списком кандидатов представить в ЦИК УР для заверения республиканского списка кандидатов «решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием сведений о них, перечисленных в части 19 настоящей статьи». Согласно части 19 статьи 27 Закона о выборах депутатов Госсовета: «К решению о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам должна прилагаться нотариально удостоверенная и оформленная в установленном законом порядке доверенность.. . ».

Следовательно, нотариально удостоверенная доверенность является неотъемлемой частью решения о назначении уполномоченным представителей избирательного объединения и может быть представлена только одновременно с республиканским списком кандидатов. Не одновременная подача документов законом не предусмотрена, а значит, является нарушением процедуры выдвижения республиканских списков кандидатов.

Согласно части 16 статьи 27 Закона о выборах депутатов Госсовета, «Основанием для отказа избирательному объединению в заверении республиканского списка кандидатов могут служить отсутствие, неполный набор документов, указанных в частях 9, 10, 12 и 13 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Следовательно, отсутствие нотариальной доверенности на дату подачи республиканского списка кандидата является безусловным основанием для отказа в заверении списка кандидатов.

Оспариваемым постановлением нарушаются избирательные права заявителя, поскольку по всем избирательным округам, по которым выдвинут список кандидатов избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение политической партии «Города России», зарегистрирован список кандидатов заявителя.

В судебном заседании представитель заявителя В.. на удовлетворении заявления настаивала по доводам заявления.

Представитель заявителя Ф.. просила удовлетворить заявление. Пояснила, что в протоколе заседания общего собрания Удмуртского регионального отделения Политической партии «Города России» не отражено, за каких кандидатов голосовали, нет сведений об объявлении перерыва для изготовления бюллетеней для голосования и их утверждения.

Представитель заявителя Щ.. на удовлетворении заявления настаивал по доводам заявления.

Представитель избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение политической партии «Города России» Б.. против удовлетворения заявления возражал. Пояснил, что 31 августа 2012 года прибыл в г.Ижевск, провели общее собрание, подготовили все необходимые документы и 3 сентября 2012 года сдали их в ЦИК УР по акту. Никаких нарушений ими не допущено.

Представитель ЦИК УР - К.. против удовлетворения заявления возражал. Пояснил, что решение принято избирательной комиссией в пределах компетенции, законно и обоснованно. Все документы сданы избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение политической партии «Города России» 3 сентября 2012 года в полном объеме, в связи с чем принято решение о заверения списка.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 1, 3 и 32 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация провозглашено демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, в котором носителем суверенитета и единственным источником власти является её многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, право избирать и быть избранным посредством которых, гарантируется каждому гражданину Российской Федерации.

В силу положений статьи 5 Конституции Российской Федерации и статьи 1 Конституции Удмуртской Республики, Удмуртская Республика находится в составе Российской Федерации в качестве равноправного субъекта федерации.

В соответствии с частью 2 статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Статьей 51 Конституции Удмуртской Республики определено, что Государственный Совет Удмуртской Республики является высшим и единственным постоянно действующим органом законодательной (представительной) власти Удмуртской Республики.

На основании статьи 32 Конституции Удмуртской Республики Государственный Совет Удмуртской Республики состоит из 90 депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согласно статье 4 Закона Удмуртской Республики от 13 апреля 2007 года №18-РЗ «О выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики» 45 депутатов Государственного Совета избираются по одномандатным округам, образуемым по всей территории Удмуртской Республики в порядке, установленном настоящим законом и 45 депутатов Государственного Совета избираются по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за республиканские списка кандидатов в депутаты Государственного Совета, выдвинутые избирательными объединениями.

В соответствии со статьей 33 Конституции Удмуртской Республики депутатом Государственного Совета Удмуртской Республики может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий пассивным избирательным правом.

В соответствии с полномочиями, определенными статьей 8 Закона Удмуртской Республики от 13 апреля 2007 года №18-РЗ «О выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики», постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 10 июля 2012 года № 820-IV назначены выборы депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва на 14 октября 2012 года.

Постановлением ЦИК УР от 3 сентября 2012 года № 20.1-5 заверен республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение политической партии «Города России».

Проверяя полномочия ЦИК УР по принятию, оспариваемого заявителем постановления, у суда не остается сомнений в наличии таковых, в связи со следующим.

Так, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.

Согласно статье 13 Закона Удмуртской Республики от 13 апреля 2007 года №18-РЗ «О выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики», Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики и, созданные в соответствии с избирательным законодательством, нижестоящие избирательные комиссии, обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов депутатов Государственного Совета.

На основании пункта 15 статьи 27 Закона Удмуртской Республики от 13 апреля 2007 года №18-РЗ «О выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики» Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики в течение трех дней со дня приема документов рассматривает представленные документы и заверяет республиканский список кандидатов.

Таким образом, полномочиями по заверению республиканских списков избирательных объединений по выборам в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики наделена Центральная Избирательная комиссия Удмуртской Республики.

Проверяя правомочность состава ЦИК УР при рассмотрении вопроса, по результатам обсуждения которого принято оспариваемое постановление, суд учитывает следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктами 1-4, 6 Закона Удмуртской Республики от 13 ноября 2002 года № 61-РЗ «О Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики», Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики действует на постоянной основе.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики составляет пять лет.

Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики формируется в составе 14 членов с правом решающего голоса.

Формирование Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики осуществляется Государственным Советом Удмуртской Республики и Президентом Удмуртской Республики на равной основе: половина членов Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики назначается Государственным Советом Удмуртской Республики, другая половина - Президентом Удмуртской Республики.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Удмуртской Республики № 101 от 30 мая 2012 года «О назначении членов Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики с правом решающего голоса» членами ЦИК УР с правом решающего голоса назначены: Воронцов В.С., Дворцова Ж.В., Жданов А.В., Кушко В.М., Миронов Н.А., Орлов Д.Л., Трефилов Т.М.

На основании пункта 1 Постановления Государственного Совета Удмуртской Республики от 29 мая 2012 года № 770-IV «О назначении членов Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики» членами ЦИК УР с правом решающего голоса назначены: Вавилов М.Ю., Глухова Н.А., Кузиков В.С., Любимов В.Н., Пчельников Г.С., Пырегов О.Ю., Шитов Д.В.

Как следует из протокола заседания ЦИК УР 3 сентября 2012 года, на заседании ЦИК УР присутствовали следующие члены Комиссии:

Кушко В.М., Дворцова Ж.В., Глухова Н.А., Пчельников Г.С., Вавилов М.Ю., Воронцов В.С., Жданов А.В., Кузиков В.С., Любимов В.Н., Миронов Н.А., Трефилов Т.М., то есть всего 11 членов ЦИК УР (что в соответствии с положения пункта 5 статьи 15 Закона УР «О Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики» позволяет сделать вывод о правомочности заседания ЦИК УР, состоявшегося 3 сентября 2012 года, поскольку на нем присутствовало большинство из членов Комиссии с правом решающего голоса – 11 из 14).

Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия, оспариваемого постановления, суд исходит из того, что постановление принято единогласно («За» принятие проголосовали все 11 членов ЦИК УР, присутствовавших на заседании) по результатам рассмотрения первого (О заверении республиканского списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение политической партии «Города России», из шести вопросов, включенных в повестку дня.

Давая оценку законности оспариваемого заявителем решения ЦИК УР, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы:

а) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;

б) заверенную уполномоченным представителем избирательного объединения копию паспорта каждого кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина;

в) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);

г) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2011 N 259-ФЗ)

д) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

(пп. "д" в ред. Федерального закона от 23.07.2011 N 259-ФЗ)

е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;

ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

Согласно пункту 14.2 статьи 35 указанного Федерального закона, основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом.

На основании пункта 16 статьи 27 Закона Удмуртской Республики от 13 апреля 2007 года №18-РЗ «О выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики», основанием для отказа избирательному объединению в заверении республиканского списка кандидатов могут служить отсутствие, неполный набор документов, указанных в частях 9, 10, 12 и 13 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии с частями 9, 10, 12 и 13 статьи 27 указанного Закона УР, предусмотрены следующие документы: 1.Решение съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении республиканского списка кандидатов и (или) кандидатов по одномандатным избирательным округам; 2. Протокол о выдвижении республиканского списка кандидатов и (или) списка кандидатов по одномандатным избирательным округам; 3. Республиканский список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением; 4. Прилагаемые к списку кандидатов документы: копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, список граждан, включенных в республиканский список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.

Приложение к решению о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам нотариально удостоверенной и оформленной в установленном законом порядке доверенности и образца печати для финансовых документов, предусмотрено в части 19 статьи 25 указанного Закона УР.

Как следует из представленных суду письменных документов, в том числе Акта №11 о приеме документов от уполномоченного представителя избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение политической партии «Города России», избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение политической партии «Города России» представлен в ЦИК УР полный пакет документов 3 сентября 2012 года.

В частности и те, с отсутствием, или не полным пакетом которых, Федеральный закон и Закон Удмуртской Республики связывает возникновение обязанности у ЦИК УР отказать в заверении списка - Список кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение политической партии «Города России»; решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения от 31 августа 2012 года; удостоверенное Председателем Партии (что соответствует требованиям закона УР – и требованиям Федерального закона, допускающего возможность предусмотреть региональным законом иной способ удостоверения указанного документа) свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации «Удмуртское региональное отделение политической партии «Города России», выданное Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике; решение Президиума Федерального совета городов политической партии «Города России» от 30 августа 2012 года о согласовании выдвижения кандидатов в депутаты от Удмуртского регионального отделения политической партии «Города России»; решение, оформленное протоколом общего собрания избирательного объединения, о выдвижении республиканского списка от 31 августа 2012 года.

Доводы заявления о передаче избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение политической партии «Города России» в ЦИК УР документов 31 августа 2012 года, при рассмотрении настоящего дела проверены, однако подтверждения не нашли. Так, как следует из Акта №11 о приеме документов от уполномоченного представителя избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение политической партии «Города России», объяснений представителя заинтересованного лица и ЦИК УР, полный пакет документов указанным избирательным объединением передан 3 сентября 2012 года, в том числе, и нотариально заверенная доверенность на уполномоченного представителя по финансовым вопросам.

Доводы представителя заявителя Ф.. о том, что в протоколе

общего собрания избирательного объединения о выдвижении республиканского списка от 31 августа 2012 года не отражено, за каких кандидатов голосовали, нет сведений об объявлении перерыва для изготовления бюллетеней для голосования и их утверждения, судом проверены.

Установлено, что в протоколе имеются все необходимые сведения, предусмотренные подпунктом 4 пункта 9 статьи 27 Закона Удмуртской Республики (отражено число членов Удмуртского регионального отделения – 11 человек; число зарегистрированных участников, принявших участие в работе внеочередного общего собрания – 10 человек; число зарегистрированных участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии – 6 человек). При этом, Федеральным законом конкретных требований к данному документу не предъявляется.

Сведения, об отсутствии которых указывается представителем заявителя не предусмотрены в качестве обязательных для отражения в данном решении, оформленном протоколом.

Кроме того, при рассмотрении настоящего дела суд не усматривает и иных нарушений требований избирательного законодательства, и законодательства о политических партиях.

Таким образом, поскольку избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение политической партии «Города России» представлен в ЦИК УР полный пакет документов, указанных в подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и, соответственно, в частях 9, 10, 12 и 13 статьи 27 указанного Закона Удмуртской Республики от 13 апреля 2007 года №18-РЗ «О выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики», соблюдены требования к выдвижению списка кандидатов, предусмотренные Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», оснований для отказа в удостоверении списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение политической партии «Города России».

      В соответствии с частью 2 статьи 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Установленные при рассмотрении настоящего дела обстоятельства позволяют суду сделать вывод о законности постановления Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 3 сентября 2012 года «О заверении республиканского списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение политической партии «Города России», и отсутствии оснований для удовлетворения заявления.

Руководствуясь ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении заявления избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» о признании незаконным и подлежащем отмене постановления Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики «О заверении республиканского списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение политической партии «Города России» № 20.1-5 от 3 сентября 2012 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение составлено в совещательной комнате           17 сентября 2012 года.

Председательствующий

судья                            А.И. Буров