отказ в отмене регистрации списка и решения общего собрания, т.к. заявитель не представил доказательств вновь открывшихся обстоятельств и нарушения избирательных прав



Дело № 3-45/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 октября 2012 года г. Ижевск УР

Верховный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кричкер Е.В.,

с участием прокурора Борзенковой Т.А.,

при секретаре Метелевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению избирательного объединения Удмуртское республиканское отделение Политической Партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании незаконным и отмене решений общего собрания Удмуртского республиканского отделения Политической Партии «Коммунисты России» от 22 августа 2012 года о выдвижения республиканского списка кандидатов и списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, отмене постановления Центральной избирательной комиссии УР №24.2-5 от 09 сентября 2012 года «О регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Государственного Совета УР пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением Удмуртское республиканское отделение Политической Партии «Коммунисты России»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 10 июля 2012 года №820-IV на 14 октября 2012 года назначены выборы в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва (далее по тексту – Госсовет УР).

Первоначально избирательное объединение Удмуртское республиканское отделение Политической Партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее по тексту – избирательное объединение УРО ПП КП РФ, заявитель) обратилось в суд со следующими требованиями:

- отменить решение общего собрания Удмуртского республиканского отделения Политической Партии «Коммунисты России» (далее по тексту – УРО ПП КР) от 22 августа 2012 года о выдвижении: в республиканском списке кандидатов в депутаты Госсовета УР в региональной группе «Западная №23» под №2 Л.; в Западном одномандатном избирательном круге №23 – Т.; в Левобережном одномандатном избирательном округе №24 – Л.;

- признать незаконным и отменить решения общего собрания УРО ПП КР от 22 августа 2012 года о выдвижении республиканского списка кандидатов в депутаты Госсовета УР и списка кандидатов по одномандатным избирательным округам;

- отменить постановление Центральной избирательной комиссии УР (далее по тексту – ЦИК УР) №24.2-5 от 09 сентября 2012 года о регистрации кандидатом в депутаты Госсовета УР Л. в республиканском списке кандидатов в региональной группе «Западная №23» под номером 2;

- отменить постановления территориальный избирательной комиссии г. Глазова №60.3, 60.5 от 7 сентября 2012 года о выдвижении и регистрации кандидатов Л. и Т. по одномандатным избирательным округам;

- отменить постановление ЦИК УР №24.2-5 от 09 сентября 2012 года о регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Госсовета УР пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением УРО ПП КР.

Определением судьи от 20 сентября 2012 года требования избирательного объединения УРО ПП КП РФ о признании незаконным и отмене решений общего собрания УРО ПП КР от 22 августа 2012 года о выдвижении республиканского списка кандидатов в депутаты Госсовета УР и кандидатов в депутаты Госсовета УР по одномандатным избирательным округам, а также об отмене постановления ЦИК УР №24.2-5 от 09 сентября 2012 года о регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Госсовета УР пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением УРО ПП КР выделены в отдельное производство и рассматриваются в рамках настоящего гражданского дела (л.д.1).

Выделенные требования заявитель первоначально мотивировал тем, что 22 августа 2012 года на общем собрании УРО ПП КР выдвижение республиканского списка кандидатов и списка кандидатов по одномандатным избирательным округам происходило с нарушением Федерального закона «О политических партиях», т.к. в числе прочих кандидатами были выдвинуты лица, являющиеся на момент выдвижения членами иных партий (кандидаты Л. и Т.), о чем было известно руководству УРО ПП КР. Кроме того, избирательным объединением УРО ПП КР была нарушена процедура сдачи документов в ЦИК УР на регистрацию. Заявитель указал на то, что избирательное объединение УРО ПП КР использует в агитационных целях факт прекращения некоторыми её членами членства в ПП КП РФ и вступления в ПП КР, а также использует похожую символику, чем наносит вред агитационной деятельности избирательного объединения УРО ПП КП РФ (л.д.4-7, 9-11).

В ходе рассмотрения дела представитель заявителя, в порядке ст.39 ГПК РФ, изменил основания заявленных требований, дополнительно указав на то, что общее собрание УРО ПП КР от 22 августа 2012 года проведено неуполномоченным лицом, и решения, принятые на данном собрании, были подписаны неуполномоченным лицом. Кроме того, избирательное объединение УРО ПП КР в числе прочих документов представило на регистрацию в ЦИК УР республиканский список выдвинутых ими кандидатов, форма которого отличается от формы, установленной ЦИК УР. Причем данный список также подписан неуполномоченным лицом.

Правовым основанием заявленных требований заявитель указал ч.ч.2, 16.4 ст.27, п.п.1, 3 ч.31 ст.29, п.1 ч.8 ст.68 Закона УР «О выборах депутатов Государственного Совета УР», п.п.2, 6 Федерального закона «О политических партиях» и п.п.6.5, 6.15 Устава Политической Партии «Коммунисты России» (л.д.77-79).

В судебном заседании представители заявителя Ч. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, л.д.15), Е. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 80) и Фёдорова В.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, л.д.298) поддержали заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просили их удовлетворить.

При этом представитель заявителя Е. уточнил, что вновь открывшимися обстоятельствами для ЦИК УР является то, что Т. и Л., выдвинутые избирательным объединением УРО ПП КР кандидатами в депутаты Госсовета УР, являлись членами иной политической партии. Не знали об этом и члены общего собрания УРО ПП КР, состоявшегося 22 августа 2012 года, которым в том числе не было известно о том, что председательствующий на общем собрании М.Ю.А. является неуполномоченным лицом.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – УРО ПП КР А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, л.д.16) требования заявителя не признала, полагая их не подлежащими удовлетворению. При этом пояснила, что в федеральным законодательстве о выборах отсутствуют правовые основания для отмены зарегистрированного списка кандидатов по заявленным основаниям, а полномочия председательствующего при проведении общего собрания членов УРО ПП КР были предоставлены М.Ю.А. Регламентом, утвержденным 08 августа 2012 года на общем собрании членов УРО ПП КР.

Представитель заинтересованного лица – ЦИК УР Д. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, л.д.296) в судебном заседании требования заявителя не признала, просила отказать в их удовлетворении. При этом пояснила, что требования заявителя об отмене регистрации республиканского списка, в связи с нарушением процедуры выдвижения кандидатов, не основаны на законе, а также уточнила, что к документам, представленным в ЦИК УР на регистрацию избирательными объединениями, в т.ч. избирательными объединениями УРО ПП КП РФ и УРО ПП КР, они подходили единообразно, соблюдая принцип равенства участников избирательных правоотношений.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, заслушав заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований, оценив и исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

22 августа 2012 года общим собранием УРО ПП КР принято решение об участии в выборах депутатов Госсовета УР пятого созыва, выдвижении республиканского списка кандидатов и списка кандидатов по одномандатным избирательным округам (л.д.60-71).

09 сентября 2012 года постановлением ЦИК УР №24.2-5 зарегистрирован республиканский список кандидатов в депутаты Госсовета УР пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением УРО ПП КР в количестве 53 человек (л.д.266-279).

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются документально и не оспариваются участниками процесса.

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ «Об основных гарантиях…», Федеральный закон) решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 8 статьи 76 ФЗ «Об основных гарантиях…», на который ссылается заявитель как на правовое основание заявленных требований, регистрация списка кандидатов может быть отменена судом, в том числе по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, предусмотренным, в частности, подпунктом «а» пункта 25 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов.

Согласно подпункту «а» пункта 25 статьи 38 Федерального закона, основанием отказа в регистрации списка кандидатов является несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», за исключением требований, предусмотренных п.3.1 ст.36 указанного Федерального закона (пп.«а» п.25 ст.38 ФЗ).

Пунктом 3.1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях», в свою очередь, установлено, что политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.

Таким образом, указанное заявителем обстоятельство в виде членства Т. и Л. в рядах политической партии «КП РФ» на момент их выдвижения УРО ПП КР кандидатами в депутаты Госсовета УР, в силу правовых норм федерального закона, не является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.

При этом, суд констатирует, что кандидат Т. не входит в число кандидатов, включенных в республиканский список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением УРО ПП КР, а выдвинута последним по Западному одномандатному избирательному округу №23 (л.д.221, 249), что не имеет отношения и не влечет отмену постановления ЦИК УР о регистрации республиканского списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением УРО ПП КР.

Довод заявителя о том, что в данном случае подлежат применению правовые нормы республиканского законодательства о выборах, в соответствии с которыми заявленные требования об отмене регистрации республиканского списка кандидатов подлежат удовлетворению, является несостоятельным и подлежит отклонению, поскольку не основан на нормах материального и процессуального права.

Так, порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов Госсовета Удмуртской Республики пятого созыва, в т.ч. регулируется Законом Удмуртской Республики от 13 апреля 2007 года №18-РЗ «О выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики» (далее по тексту – Закон УР «О выборах депутатов Госсовета УР», Закон УР), принятым на основе ФЗ «Об основных гарантиях…».В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях…» регистрация республиканского списка кандидатов может быть отменена судом, в том числе по заявлению избирательного объединения, республиканский список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, предусмотренным, в частности пунктом 1 части 31 статьи 29 настоящего Закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации республиканского списка кандидатов, но не были и не могли быть известны ЦИК УР, зарегистрировавшей республиканский список кандидатов (п.1 ч.8 ст.68 Закона УР).

В силу п.1 ч.31 ст.29 Закона УР «О выборах депутатов Госсовета УР», в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях …» основаниями отказа в регистрации республиканского списка кандидатов, в том числе является несоблюдение требований к выдвижению республиканского списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».

Суд констатирует, что данная формулировка основания отказа в регистрации республиканского списка кандидатов не соответствует правовой норме, изложенной подпунктом «а» пункта 25 статьи 38 Федерального закона. Проанализировав, названные правовые нормы, суд признает, что законодательством субъекта РФ установлено дополнительное основание для отказа в регистрации республиканского списка кандидатов, что противоречит п.27 ст.38 Федерального закона, согласно которому перечень оснований отказа в регистрации, в т.ч. списка кандидатов, установленный пунктом 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях…», является исчерпывающим.

В соответствии с ч.2 ст.11 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ), суд, установив, при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд применяет нормы федерального законодательства, имеющего наибольшую юридическую силу, и, руководствуясь пп.«а» п.25 ст.38 Федерального закона, приходит к выводу, что несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, в частности, выдвижение избирательным объединением кандидатами в депутаты в составе республиканского списка кандидатов, граждан, являющихся членами иных политических партий, не является основанием для отмены регистрации республиканского списка кандидатов.

Другим основанием для отмены оспариваемого постановления ЦИК УР от 09 сентября 2012 года №24.2-5 о регистрации республиканского списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением УРО ПП КР, заявитель назвал п.3 ч.31 ст.29 Закона УР, в соответствии с которым основанием отказа в регистрации республиканского списка кандидатов является наличие на день, предшествующий дню заседания ЦИК УР, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации республиканского списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации республиканского списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в республиканский список кандидатов). Аналогичное основание отказа в регистрации республиканского списка кандидатов установлено пп.«б1» п.25 ст.38 Федерального закона.

Между тем, в силу п.8 ст.76 Федерального закона (ч.8 ст.68 Закона УР), данное обстоятельство не является основанием для отмены зарегистрированного списка кандидатов.

В связи с чем, ссылки заявителя на ненадлежащее оформление избирательным объединением УРО ПП КР документов, представленных в ЦИК УР на регистрацию республиканского списка кандидатов, не являются юридически значимыми при разрешении требования заявителя об отмене постановления ЦИК УР о регистрации республиканского списка кандидатов.

Рассматривая требования заявителя о признании незаконными и отмене решений общего собрания УРО ПП КР от 22 августа 2012 года о выдвижении республиканского списка кандидатов и списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, суд считает, что, по сути, они являются основанием заявленного спора о восстановлении избирательных прав. То есть рассмотрение требований заявителя о признании незаконными и отмене решений общего собрания УРО ПП КР о выдвижении списков кандидатов без оспаривания заявителем решения о регистрации данных списков, не влечет восстановления нарушенных или оспариваемых избирательных прав.

Согласно ч.1 ст.259 ГПК РФ, избирательные объединения, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, считающие, что решениями или действиями (бездействием) общественных объединений нарушаются избирательные права граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Между тем, в силу пункта 6 статьи 76 ФЗ «Об основных гарантиях…», избирательное объединение не вправе обжаловать регистрацию кандидатов, зарегистрированных соответствующими территориальными избирательными комиссиями по одномандатным избирательным округам. В связи с чем, суд признает, что требование избирательного объединения УРО ПП КП РФ о признании незаконным и отмене решения общего собрания УРО ПП КР от 22 августа 2012 года о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам также не затрагивает и не нарушает избирательные права, в защиту которых он вправе обратиться в суд, а потому не подлежит удовлетворению.

Выдвигая требования о признании незаконным и отмене решения общего собрания УРО ПП КР от 22 августа 2012 года о выдвижении республиканского списка кандидатов, заявитель ссылается на то, что данное собрание проведено, и оспариваемые решения подписаны неуполномоченным лицом, а также ссылается на то, что представленный в ЦИК УР республиканский список кандидатов, выдвинутый УРО ПП КР, не соответствует форме, установленной постановлением ЦИК УР от 11 июля 2012 года №3.4-5 (л.д.86-106).

Однако данные основания, как было указано выше, не являются юридически значимыми при разрешении требования об отмене постановления ЦИК УР о регистрации республиканского списка кандидатов.

Кроме того, согласно Регламенту Конференции (Общего собрания), утвержденному общим собранием УРО ПП КР 08 августа 2012 года и представленному в материалы дела, председательствующим на Конференции (Общем собрании) является руководитель республиканского отделения – первый секретарь Комитета УРО ПП КР (раздел II) и, в случае его отсутствия, председательствующий на Конференции (общем собрании) избирается открытым голосованием простым большинством голосов от числа участвующих в работе Конференции (Общего собрания) делегатов (участников Общего собрания) (л.д.291).

В данном случае, 22 августа 2012 года общее собрание УРО ПП КР, являющееся правомочным, проведено и решения, принятые на собрании, подписаны первым секретарем Комитета УРО ПП КР М.Ю.А., что не противоречит Уставу Политической Партии «Коммунисты России» и Регламенту, принятому высшим руководящим органом УРО ПП КР, в соответствии с установленной компетенцией.

Ссылка представителя заявителя на то, что данный Регламент не имеет отношения к общему собранию, проведенному 22 августа 2012 года, поскольку был принят исключительно для ведения общего собрания 08 августа 2012 года, отклоняется, поскольку не основана на каких-либо доказательствах и противоречит тексту представленного Регламента (л.д.291-295).

Ссылка представителя заявителя на то, что форма республиканского списка кандидатов, выдвинутого УРО ПП КР и представленного на регистрацию в ЦИК УР, не соответствует форме, утвержденной постановлением ЦИК УР от 11 июля 2012 года №3.4-5, отклоняется, поскольку данное обстоятельство не влечет признания незаконным и отмены решения общего собрания УРО ПП КР о выдвижении данного списка и не является основанием для отмены его регистрации.

Ссылка представителя заявителя на то, что республиканский список кандидатов, выдвинутый УРО ПП КР и представленный на регистрацию в ЦИК, в нарушение ч.16.4 ст.27 Закона УР не заверен подписью уполномоченного представителя данного избирательного объединения, отклоняется, поскольку не соответствует материалам дела, согласно которым республиканский список кандидатов, выдвинутых УРО ПП КР, на общем собрании 22 августа 2012 года, подписан председательствующим на собрании первым секретарем Комитета УРО ПП КР М.Ю.А. и заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения УРО ПП КР М. (л.д.242, 243).

Ссылка заявителя на то, что Акт №9 от 30 августа 2012 года о приёме документов на регистрацию со стороны избирательного объединения УРО ПП КР подписан М.Ю.А., который не был его уполномоченным представителем, отклоняется, поскольку данное обстоятельство не является основанием для отмены оспариваемого постановления ЦИК УР и обжалуемых решений общего собрания УРО ПП КР.

Доводы представителя заявителя относительно того, что суд необоснованно отказал ему в привлечении к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица кандидата Б., включенного в республиканский список кандидатов, выдвинутых УРО ПП КП РФ, а также необоснованно отказал в допросе в качестве свидетеля избирателя, проживающей на территории г. Ижевска УР, которая могла бы пояснить как она воспринимает и как относится к избирательным объединениям УРО ПП КП РФ и УРО ПП КР, отклоняются, поскольку заявленные требования не влияют на избирательные права и законные интересы кандидата, включенного в зарегистрированный республиканский список кандидатов, выдвинутый УРО ПП КП РФ, а показания свидетеля не являются юридически значимыми при разрешении заявленного спора.

Ссылка представителя заявителя на судебный прецедент (Определения Верховного Суда РФ), не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, т.к. юридический прецедент не является официальным источником права в Российской Федерации, а представляет собой толкование нормы права и пример ее применения с учетом конкретных обстоятельств дела.

Иные доводы представителей заявителя о том, что избирательное объединение УРО ПП КР использует в агитационных целях факт прекращения членства в ПП КП РФ и вступления в члены ПП КР некоторыми её членами, а также использует похожую символику, чем наносит вред агитационной деятельности избирательного объединения УРО ПП КП РФ, также отклоняются судом, поскольку не являются юридически значимыми при разрешении заявленного спора.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконными и отмене решений общего собрания УРО ПП КР от 22 августа 2012 года о выдвижении республиканского списка кандидатов и выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, а также об отмене постановления ЦИК УР от 09 сентября 2012 года №24.2-5 «О регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Госсовета УР пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением УРО ПП КР».

Факты нарушения избирательным объединением УРО ПП КР избирательного законодательства при принятии оспариваемых решений общего собрания, а также доказательства вновь открывшихся обстоятельств, которые в силу подпункта «а» пункта 8 статьи 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» являются основанием для отмены регистрации списка кандидатов, заявителем не доказаны.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления избирательного объединения Удмуртское республиканское отделение Политической Партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании незаконными и отмене решений общего собрания Удмуртского республиканского отделения Политической Партии «Коммунисты России» от 22 августа 2012 года о выдвижении республиканского списка кандидатов и списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, отмене постановления Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 09 сентября 2012 года №24.2-5 «О регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Государственного Совета УР пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением Удмуртское республиканское отделение Политической Партии «Коммунисты России».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Верховный суд Удмуртской Республики.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей в совещательной комнате на компьютере 02 октября 2012 года.

    Председательствующий,

судья Верховного суда

Удмуртской Республики                          Кричкер Е.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200