Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 ноября 2010 года г. Ижевск УР
Верховный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
с участием прокурора Соловьева А.Д.,
при секретаре Батуевой А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Автореммашсервис» о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики №116 от 15 мая 2009 года «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года»,
У С Т А Н О В И Л:
Закрытое акционерное общество «Автореммашсервис» (далее по тексту - ЗАО «АРМС», заявитель») обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением о признании частично недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики №116 от 15 мая 2009 года «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» (далее по тексту - постановление Правительства УР №116 от 15 мая 2009 года).
В обоснование своих требований заявитель указал, что в результате принятия постановления Правительства УР №116 от 15 мая 2009 года, вступившего в законную силу 29 июня 2009 года, стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:28:000001:13, расположенного на территории кадастрового квартала 18:28:000001 и принадлежащего ему на праве постоянного пользования, увеличилась в три с половиной раза. Увеличение кадастровой стоимости земельного участка, повлекло обязанность уплаты заявителем налоговых платежей в большем размере. В связи с чем, по результатам камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации (расчета) за 2009 год, было вынесено решение, которым ЗАО «АРМС» предложено уплатить недоимку по земельному налогу. При этом заявитель был привлечен к административной ответственности в виде штрафа, а также ему были начислены пени. Основанием издания постановления Правительства УР №116 от 15 мая 2009 года послужило наличие кадастровой ошибки. Однако исправление данной кадастровой ошибки осуществлено органом, не наделенным соответствующими полномочиями, и в порядке, не соответствующем нормам действующего законодательства. По мнению заявителя, Управление Роснедвижимости по УР не имело права исправлять (изменять) кадастровую стоимость земельных участков, ранее утвержденную компетентными органами, а Правительство УР не наделено полномочиями исправлять кадастровые ошибки и изменять кадастровую стоимость земельных участков, за исключением проведения новой кадастровой оценки в соответствии с требованиями закона. Заявитель указывает, что оспариваемое им постановление Правительства УР №116 от 15 мая 2009 года нарушает его права и законные интересы, а потому просит признать его недействующим с момента принятия в части:
- пункта 1, которым в приложение №1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» (далее по тексту - постановление Правительства УР №275 от 24 ноября 2008 года) были внесены изменения в пункт 7 раздела 10 «Город Глазов», где цифра «5 760 332,64» заменена цифрой «20 140 286,40»;
- пункта 2, которым в приложение №2 к постановлению Правительства УР №275 от 24 ноября 2008 года были внесены изменения в пункт 1 раздела 10 «Город Глазов», где цифра «458,52» заменена цифрой «1 548,20»;
- пункта 3, которым в подколонку 9 колонки «Номера видов разрешенного использования» приложения №3 к постановлению Правительства УР №275 были внесены изменения в пункт 10 по строке 27 «г. Глазов», где цифра «499,37» заменена цифрой «1 059,20» (л.д.4-10, 172, 173).
В ходе рассмотрения дела заявитель дополнил основания ранее заявленных требований, дополнительно ссылаясь на то, что исходя из правовых норм налогового законодательства, кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 01 марта этого года, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Кадастровая стоимость земельного участка, являющегося объектом налогообложения для заявителя на 2009 год, была утверждена постановлением Правительства УР №275 от 24 ноября 2008 года и использовалась налогоплательщиком (заявителем). Между тем, в середине текущего налогового периода (в июне 2009 года), оспариваемым постановлением Правительства УР №116 от 15 мая 2009 года кадастровая стоимость земельного участка была изменена обратным числом (с 01 января 2009 года), что противоречит налоговому законодательству (л.д.112).
В судебном заседании представитель ЗАО «АРМС» Лапин С.В., действующий на основании доверенности от 15 июня 2010 года сроком на один год (л.д.114), поддержал ранее заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить (л.д.177-184).
Представитель органа, чье решение обжалуется - начальник сектора по вопросам помилования Правового управления Администрации Президента и Правительства УР Уткин А.Н., действующий на основании доверенности №7-195/13 от 18 октября 2010 года сроком по 31 октября 2012 года (л.д.175), в судебном заседании не признал требования заявителя, полагая их не подлежащими удовлетворению. В объяснениях ссылался на то, что постановление Правительства УР №116 от 15 мая 2009 года принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и не противоречит федеральному законодательству. Уточнил, что основанием для принятия постановления Правительства УР №116 от 15 мая 2009 года явилось наличие кадастровой ошибки в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, заключающейся в ошибке по определению значений фактора стоимости «расстояние до ближайшего железнодорожного вокзала», используемого для построения статистической модели для земельных участков по виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий…». В указанную группу населенных пунктов, в т.ч. вошёл г. Глазов. Ошибка в отчете была воспроизведена в постановлении Правительства УР №275 от 24 ноября 2008 года, а затем - в государственном кадастре недвижимости. Данная кадастровая ошибка была исправлена в порядке информационного взаимодействия путем внесения изменений в постановление Правительства УР №275 от 24 ноября 2008 года постановлением Правительства УР №116 от 15 мая 2009 года. Основанием для издания последнего явились пояснительная записка и непосредственно проект постановления. В результате кадастровая стоимость отдельных земельных участков и удельные (средние удельные) показатели в разрезе кадастрового квартала (муниципального образования) были заменены на те, что существовали до принятия постановления Правительства УР №275 от 24 ноября 2008 года. Кроме того, считает, что заявитель не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым постановлением.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по УР - ведущий специалист-эксперт Шишов П.И., действующий на основании доверенности №89 от 11 ноября 2009 года сроком до 31 декабря 2010 года (л.д.86), в судебном заседании требования заявителя полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворению, согласился с доводами представителя Правительства УР. При этом ссылался на то, что обжалуемым постановлением №116 от 15 мая 2009 года Правительство УР не утверждало новую кадастровую стоимость земельных участков, а в пределах установленной компетенции внесло изменения в ранее принятый собственный акт, что не является исправлением кадастровой ошибки, а является основанием для ее исправления уполномоченным на то органом кадастрового учета. Кадастровую ошибку обосновал тем, что при расчете кадастровой стоимости земельных участков по девятой группе видов разрешенного использования («земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий…») значение фактора стоимости «расстояние до ближайшего железнодорожного вокзала» не соответствовало расстоянию до ближайшей станции, так как слой «железнодорожные станции» в исходных данных был неполон. В связи с чем, постановлением №116 от 15 мая 2009 года отдельным земельным участкам, в т.ч. земельному участку, находящемуся в пользовании заявителя, была возвращена кадастровая стоимость, установленная постановлением Правительства УР №181 от 26 мая 2003 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2002 года», действовавшим до принятия постановления Правительства УР №275 от 24 ноября 2008 года. Представитель считает, что заявитель не доказал факт нарушения своих прав и законных интересов обжалуемым постановлением, т.к. кадастровая стоимость земельного участка приведена в соответствие с величинами, существовавшими до принятия постановления Правительства УР №275 от 24 ноября 2008 года.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по УР - начальник отдела кадастрового учета и кадастровой оценки недвижимости Маратканов В.М., действующий на основании доверенности №83 от 11 ноября 2010 года сроком до 31 декабря 2010 года (л.д.176), в судебном заседании пояснил, что при проведении работ по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики исполнителем (ФГУП «ФКЦ «Земля») были отобраны 4 фактора стоимости для построения модели, коэффициент значимости по которым был выше 0,5. А именно: расстояние до ближайшего ж/д вокзала; расстояние объекта до центра населенного пункта (для городских населенных пунктов); наличие газоснабжения; численность населения в населенных пунктах. В ходе осуществления полномочий по разъяснению результатов последней государственной кадастровой оценки земель, Управлением Росреестра по УР была выявлена ошибка в отчете. В частности, было установлено, что при построении модели исполнитель проигнорировал еще один фактор - расстояние до ближайшей ж/д станции, коэффициент значимости по которому также превышает 0,5 и составляет 0,558. Принимая во внимание, что Управление Росреестра по УР не наделено полномочиями по перерасчету и определению кадастровой стоимости земельных участков, то было принято решение об исправлении данной кадастровой ошибки путем изменения кадастровой стоимости земельных участков по городам, которые охватывает данная модель. Протокол и решение о выявлении кадастровой ошибки не составлялись. Поскольку в законе не установлена процедура внесения данных изменений, то Управлением Росреестра по УР была подготовлена пояснительная записка и проект постановления, которые были направлены в Правительство УР, то есть орган исполнительной власти, принявший постановление №275 от 24 ноября 2008 года, для внесения в него изменений.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора о частичном удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что заявление ЗАО «АРМС» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земли устанавливается для целей налогообложения.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее по тексту - Правила №316 от 08 апреля 2000 года), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
Таким образом, Правительству Удмуртской Республики, как органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предоставлено право утверждать кадастровую оценку земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года №39 (далее по тексту - Методические указания).
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились ФГУП «ФКЦ «Земля».
По результатам проведенных работ ФГУП «ФКЦ «Земля» был составлен отчет, который был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям.
По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии отчета Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по УР, которое, в свою очередь, представило их на утверждение в Правительство УР.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительством УР №275 от 24 ноября 2008 года, которое было предметом судебного рассмотрения. В связи с чем, 18 ноября 2009 года судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации было вынесено определение, которым постановление Правительства УР №275 от 24 ноября 2008 года было признано соответствующим положениям федерального законодательства, поскольку единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики, не нашел нарушений Методических указаний. Данное определение суда вступило в законную силу (Определение №43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года).
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года №1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о том, что постановление Правительства УР №116 от 15 мая 2009 года «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года», оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством Удмуртской Республики в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
В соответствии со статьей 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
Согласно п.п.2 п.1 ст.26 ГПК РФ данное гражданское дело относится к подсудности Верховного Суда Удмуртской Республики.
Оспариваемое постановление Правительства УР №116 от 15 мая 2009 года носит нормативный характер, поскольку принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, опубликовано в средствах массовой информации и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются её права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановление Правительства УР №116 от 15 мая 2009 года принято исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, опубликовано в «Собрании законодательства Удмуртской Республики» от 18 июня 2009 года №24 и устанавливает удельные показатели кадастровой стоимости и кадастровую стоимость земельных участков, используемые для исчисления земельного налога и арендных платежей.
Как следует из материалов дела, ЗАО «АРМС», на основании постановлений Главы Администрации г. Глазова УР №320/17 от 15 декабря 1998 года и №245/1 от 03 июля 2001 года, имеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок общей площадью 13 008 кв.м. (после уточнения границ участка по заявлению от 20 сентября 2009 года №1828/101/09-676 - 12 046 кв.м.), расположенный по адресу <адрес>, кадастровый номер 18:28:000001:0013 (свидетельство о государственной регистрации права серии 18 АА № 183303 от 04 июля 2001 года - л.д.71).
Постановление Правительства УР №116 от 15 мая 2009 года непосредственно затрагивает права и законные интересы ЗАО «АРМС», поскольку увеличение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:28:000001:13, отнесенного к категории земель «земли населенных пунктов с разрешенным использованием «размещение производственной базы», находящегося в пользовании заявителя (кадастровая выписка о земельном участке от 17 марта 2009 года №1828/201/09-737 - л.д.72), и распространение указанных норм на ранее возникшие правоотношения влечет увеличение размера земельного налога, подлежащего уплате заявителем за пользование данным земельным участком.
Так, в связи с принятием Правительством УР постановления №116 от 15 мая 2009 года, изменившего кадастровую стоимость земельного участка, находящегося в постоянном пользовании ЗАО «АРМС», Межрайонной ИФНС России №2 по УР выставлено сообщение к налогоплательщику ЗАО «АРМС» с требованием внесения изменений по земельному налогу за 2009 год по кадастровой стоимости земельного участка. Учитывая, что изменения не были внесены, решением начальника Межрайонной ИФНС России №2 по УР №12682 от 22 июня 2010 года ЗАО «АРМС» было привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 31 629,0 руб. и пени в сумме 4 222,45 руб., а также ему было предложено уплатить недоимку в сумме 158 143,0 руб.
В соответствии с постановлением Правительства УР №275 от 24 ноября 2008 года кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в постоянном пользовании заявителя, расположенного по адресу <адрес>, была установлена в размере 5 760 332, 64 руб.
Постановлением Правительства УР №116 от 15 мая 2009 года внесены изменения в ранее принятое постановление №275 от 24 ноября 2008 года, которым кадастровая стоимость данного земельного участка увеличена до 20 140 286,40 руб.
С учетом вышеизложенного суд находит несостоятельным довод представителей Правительства УР и Управления Росреестра по УР о том, что обжалуемое постановление Правительства УР №116 от 15 мая 2009 года не нарушает прав заявителя, является необоснованным, поскольку в результате изменений кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в пользовании заявителя, расходы на его содержание увеличились. Кроме того, каждый вправе рассчитывать на то, чтобы отношения, участником которых он является, были урегулированы в полном соответствии с требованиями закона.
Верховный суд Российской Федерации в постановлении Пленума №48 от 29 ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснил, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемого постановления Правительства УР №116 от 15 мая 2009 года содержанию нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд исходит из нижеследующего.
Из преамбулы постановления Правительства УР №116 от 15 мая 2009 года следует, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту - Закон №221-ФЗ), т.е. в связи с выявленной кадастровой ошибкой.
Статьей 28 Закона №221-ФЗ предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 Закона №221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, техническая и кадастровая ошибки в сведениях. Причем кадастровая ошибка в сведениях - это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона №221-ФЗ, орган кадастрового учета, при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
В данном случае орган кадастрового учета такого решения не принял, заинтересованным лицам его не направил, что не оспаривалось представителем последнего в судебном заседании (л.д.149).
Довод представителя Управления Росреестра по УР о том, что факт принятия либо непринятия решения об исправлении кадастровой ошибки, не имеет правового значения для заявителя, является не состоятельным, т.к. отсутствие решения о выявлении и необходимости устранения кадастровой ошибки свидетельствует об отсутствии допустимых доказательств непосредственно выявления и наличия данной кадастровой ошибки. В частности, применительно к рассматриваемой ситуации - доказательств того, что в расчете кадастровой стоимости по земельному участку с кадастровым номеров 18:28:000001:0013 и при расчете удельного показателя (среднего удельного показателя) кадастровой стоимости земли по девятой группе видов разрешенного использования земель, расположенных в кадастровом квартале 18:28:000001 и муниципальном образовании «город Глазов» была допущена ошибка в отчете исполнителя работ. Причем, доказательства указанных обстоятельств, в силу ст.ст.12, 56 ГПК РФ, должен был представить орган, чье решение обжалуется, в рамках представления доказательств законности и обоснованности обжалуемого постановления (л.д.166, 167).
Ссылка представителя Управления Росреестра по УР на пояснительную записку руководителя к проекту постановления Правительства УР и на проект постановления Правительства УР №116 от 15 мая 2009 года как на доказательства наличия кадастровой ошибки в отчете, в силу ст.67 ГПК РФ, является не достаточным доказательством указанного обстоятельства. Так, в пояснительной записке необходимость внесения изменений в постановление Правительства УР №275 от 24 ноября 2008 года обоснована ошибкой в отчете, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земельных участков при определении кадастровой стоимости земельных участков. В частности, при определении фактора стоимости «расстояние до ближайшего железнодорожного вокзала» используемого при построении статистической модели для земельных участков по виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» в городах, а также некоторых сельских райцентрах, включенных в группу городских поселений, в т.ч. в г. Глазове. При этом в пояснительной записке указано, что кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном частями 4-6 статьи 28 Закона №221-ФЗ. Кроме того, со ссылкой на письмо Министерства финансов РФ от 29 января 2009 года №03-05-06-02/05, указано, что заказчик работ обеспечивает внесение обратным числом изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельных участков, кадастровая стоимость которых была исправлена (л.д.147).
Однако данная пояснительная записка не соответствует требованиям п.5 ст.28 Закона №221-ФЗ, т.к. в ней отсутствуют дата выявления кадастровой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Согласно п.11 Правил №316 от 08 апреля 2000 года, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В связи с чем, учитывая многочисленные обращения управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вследствие ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 03 апреля 2009 года №3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете (ошибки в определении характеристик земельного участка, к которым в т.ч. относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости):
1. Орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона №221-ФЗ Решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ для исправления такой ошибки.
2. Исполнитель работ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в Решении, на основании Отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в государственный кадастр недвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
3. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 года №03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.
4. В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона №221-ФЗ орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости и передает их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы ФНС России.
Таким образом, орган исполнительной власти РФ, специально уполномоченный законодателем на разработку и утверждение соответствующих указаний в части государственной кадастровой оценки земель, предусмотрел порядок исправления ошибки в отчете, аналогичный самой процедуре государственной кадастровой оценки земельных участков.
При этом суд не может согласиться с позицией представителей Правительства УР и Управления Росреестра по УР о том, что вышеуказанное письмо не является обязательным при исправлении кадастровой ошибки в отчете, поскольку оно принято уполномоченным органом исполнительной власти в рамках предоставленных полномочий, образует правоприменительную практику и к тому же частично использовано Правительством УР при принятии обжалуемого постановления №116 от 15 мая 2009 года (ссылка на письмо Минфина РФ от 29 января 2009 года №03-05-06-02/05 в пояснительной записке; пункт 4 постановления Правительства УР №116 от 115 мая 2009 года о распространении его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года - л.д.89 на обороте, 125, 147).
В судебном заседании представители Правительства УР и Управления Росреестра по УР пояснили, что постановлением Правительства УР №116 от 15 мая 2009 года внесены изменения в части кадастровой стоимости земельных участков; удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в УР по состоянию на 1 января 2007 года, руб./кв. м; средних удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе муниципальных образований и видов разрешенного использования в УР по состоянию на 1 января 2007 года, руб./кв.м. При этом цифры, утвержденные постановлением Правительства УР №275 от 24 ноября 2008 года были заменены на цифры, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 мая 2003 года №181 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поседений в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2002 года», которое было принято в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года №945 «О государственной кадастровой оценке земель» и признано утратившим силу пунктом 4 постановления Правительства УР №275 от 24 ноября 2008 года.
Из вышеизложенного следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации изменил результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, на цифры, утвержденные постановлением Правительства УР №181 от 26 мая 2003 года, то есть изданным до принятия Закона №221-ФЗ, которое утратило силу.
Суд находит несостоятельным довод представителя Управления Росреестра по УР о том, что постановлением Правительства УР №275 от 24 ноября 2008 года существенно занижены значения кадастровой стоимости земельных участков по сравнению с постановлением Правительства УР №181 от 26 мая 2003 года, поскольку возврат к значениям кадастровой стоимости земельных участков, установленным последним, не основан на нормах закона.
Таким образом, суд установил, что Правительством УР в оспариваемом постановлении без какого-либо экономического и правового обоснования изменены результаты государственной кадастровой оценки земель на отличные от содержащихся в отчете исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель, значения кадастровой стоимости земельного участка №18:28:000001:0013, принадлежащего на праве пользования заявителю; а также в части удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастрового квартала 18:28:000001, по девятой группе видов разрешенного использования в УР «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» и среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе муниципального образования «г. Глазов», по девятой группе видов разрешенного использования в УР по состоянию на 1 января 2007 года. То есть, в разрезе кадастрового квартала и муниципального образования по девятой группе видов разрешенного использования, на территории которых находится земельный участок, принадлежащий заявителю на праве постоянного пользования.
В связи с чем, суд приходит к выводу о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку измененные Правительством УР кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю на праве пользования, а также удельный и средний удельный показатели кадастровой стоимости земли по кадастровому кварталу 18:28:000001 и муниципальному образованию «г. Глазов» по девятому виду разрешенного использования установлены произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения её результатов. При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению без соблюдения процедуры, установленной законодательством, определять показатели кадастровой оценки земель.
С учетом вышеизложенного суд находит несостоятельным довод представителя Управления Росреестра по УР о том, что внесение изменений Правительством УР в ранее принятый собственный нормативный правовой акт, освобождает его от необходимости соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель, установленной действующими нормативными правовыми актами.
Учитывая вышеизложенное, ссылка представителя Правительства УР на то, что процедура принятия оспариваемого постановления Правительства УР №116 от 15 мая 2009 года полностью соответствует Регламенту Правительства УР, утвержденному постановлением Правительства УР от 24 января 2003 года №100, не имеет существенного значения для разрешения заявленного спора.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела нашло подтверждение то, что постановление Правительства УР №116 от 15 мая 2009 года принято с нарушением требований федерального законодательства, то это является основанием для признания оспариваемого постановления недействующим с момента принятия в части требований, заявленных ЗАО «АРМС», то есть их полного удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Закрытого акционерного общества «Автореммашсервис» о признании частично недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики №116 от 15 мая 2009 года «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики №116 от 15 мая 2009 года «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» в части:
- пункта 1, которым внесены изменения цифры «5 760 332,64» на цифру «20 140 286,40» в пункте 7 раздела 10 «город Глазов» приложения №1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года»;
- пункта 2, которым внесены изменения цифры «458,52» (удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в УР по состоянию на 1 января 2007 года, руб./кв. м)на цифру «1 548,30» в пункте 1 раздела 10 «город Глазов» приложения №2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года»;
- пункта 3, которым внесены изменения цифры «499,37» (средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе муниципальных образований и видов разрешенного использования в УР по состоянию на 1 января 2007 года, руб./кв.м) на цифру «1 059,20» в строке 27 «город Глазов» в подколонке 9 колонки «Номера видов разрешенного использования» приложения №3 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Верховный суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей на компьютере 18 ноября 2010 года.
Председательствующий
судья Верховного суда
Удмуртской Республики Кричкер Е.В.
Р Е Ш Е Н И Е
(Резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
13 ноябрь 2010 года г. Ижевск УР
Верховный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
с участием прокурора Соловьева А.Д.,
при секретаре Батуевой А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Автореммашсервис» о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики №116 от 15 мая 2009 года «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года», руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление Закрытого акционерного общества «Автореммашсервис» о признании частично недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики №116 от 15 мая 2009 года «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики №116 от 15 мая 2009 года «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» в части:
пункта 1, которым внесены изменения цифры «5 760 332,64» на цифру «20 140 286,40» в пункте 7 раздела 10 «город Глазов» приложения №1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года»;
- пункта 2, которым внесены изменения цифры «458,52» (удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в УР по состоянию на 1 января 2007 года, руб./кв. м)на цифру «1 548,30» в пункте 1 раздела 10 «город Глазов» приложения №2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года»;
- пункта 3, которым внесены изменения цифры «499,37» (средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе муниципальных образований и видов разрешенного использования в УР по состоянию на 1 января 2007 года, руб./кв.м) на цифру «1 059,20» в строке 27 «город Глазов» в подколонке 9 колонки «Номера видов разрешенного использования» приложения №3 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года».
Решение в окончательной форме будет изготовлено в течение пяти дней со дня оглашения его резолютивной части.
Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере и подписана председательствующим судьей в совещательной комнате.
Председательствующий
судья Верховного суда
Удмуртской Республики Кричкер Е.В.