Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 апреля 2011 года г. Ижевск УР
Верховный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
с участием прокурора Мелентьева А.Н.,
при секретаре Утробине А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Щ. об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии Камбарского района УР от № и назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Камбарское» Ш созыва,У С Т А Н О В И Л:
Щ. (далее по тексту - заявитель) обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии (далее по тексту - ТИК) Камбарского района УР от № и назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Камбарское» Ш созыва.
Заявление мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ года ТИК Камбарского района УР приняла постановление за №№, которым назначила досрочные выборы депутатов Совета депутатов МО «Камбарское» на 15 мая 2011 года. Заявитель считает данное постановление незаконным, поскольку при его принятии было нарушено федеральное и республиканское законодательство. Так, в муниципальном образовании «Камбарское» (далее по тексту - МО «Камбарское») отсутствуют орган или должностное лицо, которые уполномочены на назначение выборов; представительный орган МО - Городской совет депутатов; избирательная комиссия МО. Причем Городской Совет депутатов МО «Камбарское» до своего роспуска не принимал решения об обращении в Центральную избирательную комиссию УР (далее по тексту - ЦИК УР) о возложении полномочий избирательной комиссии МО «Камбарское» на ТИК Камбарского района УР по назначению досрочных выборов депутатов Городского Совета депутатов Ш созыва. Заявитель полагает, что при указанных обстоятельствах по его заявлению, как избирателя МО «Камбарское», суд общей юрисдикции может определить срок, не позднее которого соответствующая избирательная комиссия должна назначить выборы, либо возложить на ЦИК УР обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов с соблюдением требований к составу, установленных федеральным законодательством, а также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Между тем, ЦИК УР таких решений не принимала.
Заявитель просит суд признать незаконным со дня принятия постановление ТИК Камбарского района УР от ДД.ММ.ГГГГ года №№ «О досрочных выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования «Камбарское»; назначить досрочные выборы депутатов Совета депутатов МО «Камбарское» Ш созыва в соответствии с пунктом 9 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а именно: возложить на ЦИК субъекта РФ (соответственно уровню выборов) обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных ст.ст.22-24 и 29 настоящего Федерального закона, а при отсутствии органа, уполномоченного назначить выборы или должностного лица - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются сформировавшей ее избирательной комиссией (л.д.1-3).
В ходе рассмотрения дела заявитель, в силу ч.1 ст.246, ст.39 ГПК РФ, изменил основания заявления, дополнив их тем, что оспариваемое постановление ТИК Камбарского района УР о назначении досрочных выборов может повлечь последующее аннулирование результатов голосования на данных выборах. В связи с чем, у заявителя пропало желание участвовать в выборах в качестве избирателя и кандидата. Данным обстоятельством заявитель объясняет нарушение его избирательных прав действиями ТИК. Заявитель ссылается на то, что будучи членом ТИК и кандидатом в депутаты, он не может попустительствовать нарушениям закона, потому что потеряет голоса своих избирателей. Кроме того, при отказе в удовлетворении его требований, он как кандидат в депутаты потеряет как минимум 14 дней агитационного периода (л.д.22-24).
В судебном заседании Щ. и его представитель К.., полномочия которого, в силу ч.6 ст.53 ГПК РФ, определены в устном заявлении доверителя, занесенном в протокол судебного заседания, поддержали ранее заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просили их удовлетворить.
Представитель органа, чье решение обжалуется - председатель ТИК Камбарского района УР К.Т. (удостоверение №№ - л.д.20), действующая в рамках полномочий, определенных ст.11 Закона УР от 13 декабря 2006 года за №58-РЗ «О территориальных избирательных комиссиях в Удмуртской Республике», требования заявителя не признала, полагая их не подлежащими удовлетворению. При этом пояснила, что оспариваемое постановление принято в соответствии с правовыми нормами федерального и республиканского законодательства о выборах и не нарушает избирательных прав заявителя.
Представитель заинтересованного лица, привлеченного к участию в деле по инициативе суда (л.д.15, 16), ЦИК УР - К.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года сроком на один год (л.д.21), в судебном заседании требования заявителя полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворению. При этом пояснил, что в установленном порядке законом УР от 01 марта 2011 года был распущен представительный орган МО «Камбарское», который в течение трех месяцев подряд не проводил правомочных заседаний. Принимая во внимание данное обстоятельство, а также учитывая, что избирательная комиссия МО «Камбарское» отсутствовала, ЦИК УР, в соответствии с нормами действующего законодательства о выборах, приняла решение о возложении на ТИК Камбарского района УР полномочий избирательной комиссии МО «Камбарское». В связи с чем, действуя в рамках соответствующих полномочий, ТИК Камбарского района УР в установленном законом порядке приняла постановление, которое заявитель оспаривает в рамках настоящего дела.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что заявление Щ. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 4 и 5 части 1 статьи 26 ГПК РФ, пункту 2 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее по тексту - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»), пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», части 17 статьи 15 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года №5-ФКЗ «О референдуме РФ» к подсудности верховных судов республик отнесены дела, в т.ч. об определении срока назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления.
Учитывая, что заявитель оспаривает порядок назначения и дату назначения выборов представительного органа муниципального образования и просит суд назначить досрочные выборы в соответствии с нормами действующего законодательства о выборах, суд рассмотрел заявленный спор, руководствуясь вышеуказанными нормами процессуального права, а также разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ №5 от 31 марта 2010 года «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (п.6).
Как следует из материалов дела,
Законом Удмуртской Республики от 01 марта 2011 года №1-РЗ «О роспуске Совета депутатов муниципального образования «Камбарское», в связи с не проведением представительным органом муниципального образования - Советом депутатов муниципального образования «Камбарское», избранным в правомочном составе, правомочного заседания в течение трех месяцев подряд, Совет депутатов МО «Камбарское» был распущен (л.д.6).
В связи с чем, 22 марта 2011 года ТИК Камбарского района УР приняла постановление за №2.1 «О досрочных выборах Совета депутатов муниципального образования «Камбарское», которым назначила досрочные выборы Совета депутатов МО «Камбарское» на 15 мая 2011 года (сократив срок назначения выборов на одну треть» (л.д.7).
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участников процесса, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.
Щ. оспаривает указанное постановление, ссылаясь на его незаконность, и требуя назначить досрочные выборы депутатов Совета депутатов МО «Камбарское» Ш созыва в соответствии с пунктом 9 статьи 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Между тем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных им требований.
Согласно частям 4, 7 статьи 8 Закона Удмуртской Республики от 27 июня 2006 года №30-РЗ «О выборах депутатов представительных органов поселений в Удмуртской Республике» в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа МО, досрочные выборы депутатов представительного органа МО должны быть назначены не позднее чем через 6 месяцев со дня досрочного прекращения полномочий. Если представительный орган МО не назначит выборы в срок, если представительный орган отсутствует или находится в неправомочном составе, выборы депутатов представительного органа МО назначаются избирательной комиссией МО.
Как следует из представленных документов, выборы представительного органа МО назначены ТИК Камбарского района не позднее чем через 6 месяцев со дня досрочного прекращения его полномочий (л.д.6, 7).
В части наличия соответствующих полномочий у ТИК Камбарского района УР на принятие оспариваемого постановления суд приходит к следующему.
Согласно п.4 ст.24 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», полномочия избирательной комиссии МО по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию. В случае создания вновь образованного муниципального образования полномочия избирательной комиссии данного муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации могут быть возложены на территориальную комиссию. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии МО на территориальную комиссию в иных случаях отсутствия представительного органа муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Такой порядок установлен Законом УР от 27 июня 2006 года №30-РЗ «О выборах депутатов представительных органов поселений в Удмуртской Республике» (далее по тексту - Закон УР). Так, в соответствии с пунктом 9 статьи 14 указанного Закона УР, в случае создания вновь образованного муниципального образования, а также в иных случаях отсутствия представительного органа муниципального образования, полномочия избирательной комиссии данного муниципального образования по решению Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики могут быть возложены на соответствующую территориальную избирательную комиссию. При возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию число членов территориальной избирательной комиссии изменению не подлежит.
В МО «Камбарское» представительный орган отсутствовал, а избирательная комиссия муниципального образования не была создана, что не оспаривается участниками процесса, поэтому в силу вышеназванной правовой нормы закона субъекта Российской Федерации ЦИК УР вправе была принять решение о возложении полномочий избирательной комиссии данного муниципального образования на соответствующую территориальную избирательную комиссию.
В связи с чем, ссылка заявителя на то, что полномочия избирательной комиссии МО могли быть возложены на ТИК только по решению избирательной комиссии субъекта РФ, принятому на основании обращения представительного органа этого МО, является не состоятельной и противоречит вышеназванным нормам материального права.
Действуя в соответствии с вышеизложенным порядком (п.9 ст.14 Закона УР), 15 марта 2011 года ЦИК УР приняла постановление за №№ «О досрочных выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования «Камбарское» Камбарского района, которым возложила полномочия избирательной комиссии МО, организующей подготовку и проведение досрочных выборов депутатов представительного органа МО «Камбарское», на ТИК Камбарского района. При этом ТИК Камбарского района было рекомендовано назначить досрочные выборы депутатов Совета депутатов МО «Камбарское» на 15 мая 2011 года (сократив сроки избирательных действий на одну треть). Данное постановление было размещено на официальном сайте ЦИК Удмуртии в сети «Интернет» (л.д.35, 36).
Ссылка заявителя на то, что данное постановление ЦИК УР является подложным, отклоняется судом, поскольку постановление ЦИК УР за №№ года никем не оспорено, не отменено и исполнено территориальной избирательной комиссией Камбарского района УР путем принятия оспариваемого постановления №№ года.
В соответствии с п.9 ст.14 Закона УР, при возложении полномочий избирательной комиссии МО на ТИК Камбарского района УР число членов ТИК с правом решающего голоса осталось неизменным.
Так, ТИК Камбарского района УР была сформирована постановлениями ЦИК УР за №№ года в количестве 10 членов комиссии с правом решающего голоса, в число которых, в т.ч. вошел заявитель Щ.., и председателя ТИК (л.д.32-34).
Согласно п.11 ст.28 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» заседание иной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
При принятии оспариваемого постановления за №№ года присутствовало 9 членов ТИК Камбарского района с правом решающего голоса, в том числе заявитель Щ.., то есть имел место кворум.
В силу п.13 ст.18 Закона УР решения избирательной комиссии о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Оспариваемое постановление, которым в том числе был утвержден календарный план мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Совета депутатов МО «Камбарское» (при сокращении сроков на одну треть) было принято большинством голосов от установленного числа членов ТИК с правом решающего голоса. Так, 8 членов ТИК Камбарского района с правом решающего голоса проголосовали за принятое решение и 1 член комиссии с правом решающего голоса - против (л.д.37-38).
В соответствии с пунктом 2 статьи 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления о защите избирательных прав, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Таким образом, суд приходит к выводу, что установленный федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию был соблюден, поэтому постановление ТИК Камбарского района УР за №2.1 от 22 марта 2011 года «О досрочных выборах Совета депутатов муниципального образования «Камбарское» является законным и не нарушает избирательных прав заявителя.
При этом доводы заявителя о нарушении оспариваемым постановлением ТИК Камбарского района его избирательных прав основаны на предположениях об аннулировании результатов досрочных выборов в будущем, на предположениях своего участия в выборах в качестве кандидата либо избирателя и препятствию этому оспариваемым постановлением. Хотя участию заявителя в данных выборах в качестве кандидата в депутаты препятствует не оспариваемое постановление, а положение закона, согласно которому кандидат в депутаты представительного органа муниципального образования не может быть членом избирательной комиссии в правом решающего голоса (пп.7 п.1 ст.19 Закона УР). Поэтому ссылка заявителя на то, что он потерял, по крайней мере, 14 дней агитационного периода, являясь на день рассмотрения настоящего дела в суде членом ТИК с правом решающего голоса, не основана на нормах материального права.
Требования заявителя о назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Камбарское» Ш созыва в соответствии с пунктом 9 статьи 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» не подлежат удовлетворению, поскольку оно производно от требования о признании незаконным постановления ТИК Камбарского района УР за №№ года, в удовлетворении которого судом отказано.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Щ. о признании незаконным со дня принятия постановления территориальной избирательной комиссии Камбарского района УР от № «О досрочных выборах депутатов Совета депутатов муниципальное образование «Камбарское»; назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Камбарское» Ш созыва в соответствии с пунктом 9 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 5 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Верховный суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей на компьютере 17 апреля 2011 года.
Председательствующий,
судья Верховного суда
Удмуртской Республики Кричкер Е.В.