Нецелевое использование денежных средств



Судья Батршина Ф.Р.                                               Дело № 7- 198

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Ахкямов Р.Р., при секретаре Масленникове А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 20 июля 2011 года жалобу главного врача муниципального учреждения здравоохранения ФИО11                                            

на постановление и.о. руководителя Управления Росфиннадзора в УР ФИО12 Т.А. от 12 мая 2011 года и решение судьи Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 8 июня 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.14 КоАП РФ, в отношении ФИО13,           

У С Т А Н О В И Л:

постановлением и.о. руководителя Управления Росфиннадзора в УР от 12 мая 2011 года главный врач МУЗ ФИО14 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ, выразившегося в использовании должностным лицом средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Решением судьи Сарапульского районного суда УР от 8 июня 2011 года постановление от 12 мая 2011 года оставлено без изменения.

В жалобе ФИО15 Е.Г. ставит вопрос об отмене вынесенных в отношении нее постановления должностного лица и решения судьи ввиду несоответствия выводов судьи обстоятельствам дела и неверного применения норм материального права.

Изучив доводы жалобы и материалы дела, выслушав пояснения представителя ФИО16 Е.Г. - ФИО17 Л.А., поддержавшей доводы жалобы, представителей Управления Росфиннадзора - ФИО18 Н.Л., ФИО19 О.Г., возражавших против доводов жалобы, прихожу к выводу о необходимости отмены вынесенных актов.

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от 12 мая 2011 года ФИО20 Е.Г. признана виновной в нецелевом использовании в ноябре 2010 года средств государственного внебюджетного фонда в размере 11 938 руб. 44 коп., направленных на оплату труда медицинским работникам, не участвовавшим в проведении диспансеризации.

В обоснование принятого решения должностным лицом указано, что медицинские работники - врач, ответственный за организацию и проведение диспансеризации, и медицинская сестра, ответственная за формирование реестров и отчетности по диспансеризации, не являются лицами, принимавшими непосредственное участие в проведении диспансеризации.

Судья районного суда, рассмотрев дело по жалобе ФИО21 Е.Г., согласился с позицией должностного лица.

Вместе с тем полагаю, что выводы должностного лица и судьи районного суда основаны на недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесены постановление и решение судьи.

Частью 2 статьи 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации, установленных статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Статьей 147 БК РФ установлено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1146 утверждены Правила предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее - Правила).

В силу п. 11 Правил средства, полученные учреждениями здравоохранения на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики), на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, оплату труда медицинских работников учреждений здравоохранения, привлекаемых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан и выполнения функциональных (лабораторных) исследований в соответствии с договорами, заключаемыми учреждениями здравоохранения, осуществляющими дополнительную диспансеризацию работающих граждан, с учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление недостающих видов работ (услуг).

Из приведенной нормы не следует, что «участие» в дополнительной диспансеризации сводится лишь к осмотрам граждан врачами-специалистами и проведению исследований (лабораторных и функциональных). Перечень медицинских работников, участвующих в диспансеризации (за определенным исключением), не ограничен.

В соответствии с п.9 Правил территориальные фонды перечисляют средства, поступившие в виде субсидий, учреждениям здравоохранения на определенных условиях, в том числе:

- учреждения здравоохранения ведут реестры счетов по законченным случаям (прохождение гражданином полного набора функциональных, лабораторных исследований и врачебных осмотров в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в результате которых гражданину устанавливается группа состояния здоровья) на оплату расходов, связанных с проведением дополнительной диспансеризации работающих граждан, в порядке, устанавливаемом Фондом;

- учреждения здравоохранения ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в порядке и по форме, которые устанавливаются Фондом, указанные реестры счетов (за отчетный период) на оплату расходов, связанных с проведением дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Пунктом 14 Правил предусмотрено, что учреждения здравоохранения в порядке и по формам, устанавливаемым Фондом, осуществляют учет работающих граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию, а также средств, израсходованных на ее проведение, и представляют соответствующую отчетность в территориальные фонды.

О необходимости формирования реестров и отчетности по диспансеризации также указано в Приложении 1 к приказу Минздавсоцразвития России ( далее - Приказ) от 4 февраля 2010г. № 55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан».

            Согласно п. 6 (абзацы 1-2) на гражданина, явившегося для прохождения дополнительной диспансеризации, в регистратуре медицинской организации подбирается (или заполняется) учетная форма N 025/у-04 "Медицинская карта амбулаторного больного", которая передается в отделение (кабинет) медицинской профилактики или иное структурное подразделение медицинской организации, на которое возложены функции по организации проведения дополнительной диспансеризации (далее - кабинет (отделение) медицинской профилактики).

В кабинете (отделении) медицинской профилактики заполняются соответствующие разделы учетной формы N 025/у-ПЗ "Паспорт здоровья", утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 24 февраля 2009 г. N 67н (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2009 г. N 13542), после чего гражданин направляется к врачам-специалистам и на диагностические исследования, проводимые в рамках дополнительной диспансеризации.

Согласно п.7 на основании амбулаторной карты и учетной формы формируются реестры счетов на оплату расходов, связанных с проведенной дополнительной диспансеризацией работающих граждан, в порядке, определяемом Федеральным фондом ОМС.

В соответствии с должностной инструкцией (л.д. 84) указанные функции выполняет фельдшер (медицинская сестра), ответственная за организацию и проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Абзацы 3-4 п. 6 Приказа предусматривают функции, которые необходимо выполнить врачу-специалисту, ответственному за проведение диспансеризации, а именно:

по окончании обследования гражданина медицинские работники кабинета (отделения) медицинской профилактики получают из диагностических служб результаты проведенных лабораторных и функциональных исследований и передают их врачу-терапевту (врачу-терапевту участковому, врачу общей практики (семейному врачу), врачу-терапевту, ответственному за проведение дополнительной диспансеризации) (далее - врач-терапевт);

врач-терапевт на основании результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований и заключений врачей-специалистов, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации, при необходимости направляет гражданина на дополнительную консультацию к врачам-специалистам и дополнительные обследования.

Кроме того, в соответствии с должностной инструкцией врача-специалиста, ответственного за организацию диспансеризации, помимо организационных вопросов и представления отчетов по формам № 12-д-1-10 и 12-Д-2-10, ему также предоставлены полномочия в случае необходимости проводить заключительный осмотр и направлять на дополнительную консультацию к врачам - специалистам и дополнительное обследование.

Организация дополнительной диспансеризации включает в себя учет работающих граждан; ведение реестров счетов для оплаты; составление и представление в орган управления здравоохранением субъекта РФ.

Из анализа положений Правил и Приказа следует, что дополнительная диспансеризация включает в себя не только проведение осмотра врачами-специалистами, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, проведение лабораторных и функциональных исследований, но и организацию проведения диспансеризации, непосредственный контроль за ее ходом, учет работающих граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию, ведение реестров счетов для оплаты расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан по законченному случаю дополнительной диспансеризации, а также составление и представление отчета в орган Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по формам N 12-Д-1-10 и № 12-Д-2-20 "Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан".

Представленные в дело документы свидетельствуют, что заместитель главного врача ФИО22 И.Н. и медицинская сестра ФИО23 Л.В., являющиеся медицинскими работниками, участвовали в проведении дополнительной диспансеризации граждан. Следовательно, они имели право на получение дополнительной заработной платы за счет средств субсидий.

Установленные обстоятельства указывают на незаконность привлечения ФИО24 Е.Г. к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах доводы жалобы заявителя о незаконности постановления и.о. руководителя Росфиннадзора и решения судьи подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление и.о. руководителя Управления Росфиннадзора в УР ФИО25 Т.А. от 12 мая 2011 года и решение судьи Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 8 июня 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.15.14 КоАП РФ, в отношении ФИО26 отменить, производство по делу прекратить.          

Решение вступает в законную силу немедленно и пересмотру в порядке ст. 30.9 - 30.10 КоАП РФ не подлежит.

Судья         Р.Р. Ахкямов