Нецелевое использование денежных средств



Судья Иванова Т.В.                                                     Дело № 7- 183

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Ахкямов Р.Р., при секретаре Масленникове А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 13 июля 2011 года жалобу <данные изъяты> ФИО9                                            

на решение судьи Глазовского городского суда Удмуртской Республики от 23 мая 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.15.14 КоАП РФ, в отношении ФИО10,           

У С Т А Н О В И Л:

постановлением руководителя Управления Росфиннадзора в УР от 22 апреля 2011 года <данные изъяты> ФИО11 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ, выразившегося в использовании должностным лицом средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Решением судьи Глазовского городского суда УР от 23 мая 2011 года постановление от 22 апреля 2011 года отменено в связи с отсутствием события административного правонарушения, производство по делу прекращено.

В жалобе <данные изъяты> ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного решения ввиду несоответствия выводов судьи обстоятельствам дела и неверного применения норм материального права. Полагает, что должностное лицо <данные изъяты> ФИО12 В.В. как лицо, ответственное за организацию бухгалтерского учета, при осуществлении расчетно-платежных операций допустил нецелевое использование средств государственного внебюджетного фонда, не осуществил надлежащее исполнение своих должностных обязанностей по обеспечению расходования средств, полученных за счет внебюджетных источников, по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством.

Изучив доводы жалобы и материалы дела, выслушав пояснения представителей Управления Росфиннадзора - ФИО16 поддержавших доводы жалобы, ФИО15 В.В., возражавшего против доводов жалобы, прихожу к выводам о необходимости оставления решения судьи без изменения.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от 22 апреля 2011 года ФИО17 В.В. признан виновным в нецелевом использовании средств государственного внебюджетного фонда в размере 754 руб. 26 коп., которые в нарушение п. 11 Правил № 1146 и п. 3 Порядка № 55 н были направлены на оплату очередного отпуска за август 2010 года работникам муниципального учреждения здравоохранения <данные изъяты>

Частью 2 статьи 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В качестве должностного лица, ответственного за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов, привлечен <данные изъяты> ФИО18 В.В.

В обоснование принятого решения <данные изъяты> сослался на имеющийся договор от 9 января 2007 года, заключенный между <данные изъяты> в лице главного врача ФИО19 и <данные изъяты> ФИО20 В.В., об установлении единого порядка ведения бухгалтерского учета в учреждении здравоохранения.

Согласно данному договору учредитель в лице ФИО21 В.В. обязан:

п.2.1.3 - контролировать расходование бюджетных средств и средств, полученных за счет внебюджетных источников по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами доходов и расходов, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств;

п. 2.1.5 - начислять и выплачивать в установленные сроки заработную плату.

Тем не менее, принимая данное решение, должностным лицом дана неверная оценка сложившимся отношениям и неправильно применены нормы материального права.

В свою очередь, при вынесении решения судьей районного суда данным обстоятельствам также не дана надлежащая оценка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1146 утверждены Правила предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее - Правила).

Пунктом 6 Правил определены условия, при которых предоставляются субсидии бюджетам территориальных фондов, в том числе: использование субсидий на финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением дополнительной диспансеризации работающих граждан, и наличие заключенных с учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по специальностям, определяемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, договоров в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1146.

В свою очередь, территориальные фонды перечисляют средства, поступившие в виде субсидий, учреждениям здравоохранения в соответствии с п. 9 Правил на следующих условиях:

а) учреждения здравоохранения используют перечисленные территориальным фондом средства на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;

б) учреждения здравоохранения ведут реестры счетов по законченным случаям (прохождение гражданином полного набора функциональных, лабораторных исследований и врачебных осмотров в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в результате которых гражданину устанавливается группа состояния здоровья) на оплату расходов, связанных с проведением дополнительной диспансеризации работающих граждан, в порядке, устанавливаемом Фондом;

в) учреждения здравоохранения ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в порядке и по форме, которые устанавливаются Фондом, указанные реестры счетов (за отчетный период) на оплату расходов, связанных с проведением дополнительной диспансеризации работающих граждан;

г) учреждения здравоохранения в установленном порядке открывают отдельный счет для перечисления средств на финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением дополнительной диспансеризации работающих граждан;

д) учреждения здравоохранения заключают с территориальными фондами договоры в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1146.

В соответствии с Уставом <данные изъяты> является юридическим лицом и его целью является оказание медицинской помощи.

Из буквального содержания п.11 Правил следует, что денежные средства получают и направляют на цели, предусмотренные Правилами, учреждения здравоохранения.

Медицинским учреждением (учреждением здравоохранения) является учреждение или организация независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и организационно-правового статуса, оказывающее медицинскую помощь.

Следовательно, получателем средств внебюджетных фондов, предоставленных для проведения дополнительной диспансеризации работающего населения, являются медицинские учреждения.

В данном случае получателем субсидий на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан является <данные изъяты>

Указанные выводы также подтверждаются приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 февраля 2010 г. № 55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан», типовой формой договора о финансовом обеспечении территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов, связанных с проведением дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденной постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1146.

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. № 145 - ФЗ (далее - БК РФ) устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

          Согласно ст.6 БК РФ бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с БК РФ получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Статьей 162 БК РФ определены полномочия получателя бюджетных средств, который:

составляет и исполняет бюджетную смету;

принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);

формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что именно получатель средств, предоставленных в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, обладает полномочиями по распределению и расходованию данных денежных средств.

Применительно к данному случаю получатель - <данные изъяты> в соответствии с бюджетным законодательством, использовал средства, предоставленные для диспансеризации работающих граждан.

Данные обстоятельства подтверждаются наличием приказа главного врача <данные изъяты> от 4 августа 2010 г. об оплате труда сотрудников <данные изъяты> по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан в июне 2010 года, в которой определены конкретные выплаты каждому из работников учреждения и который в последующем явился основанием для начисления денежных средств, произведенного централизованной бухгалтерией.

Кроме того, вопросы распределения данных денежных средств урегулированы положением, утвержденным главным врачом <данные изъяты> и закрепляющим полномочия получателя по определению направленности расходов целевых денежных средств, предоставленных для дополнительной диспансеризации граждан.

В соответствии с БК РФ, Положением об <данные изъяты> по отношению к вышеуказанным финансовым средствам главным распорядителем является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, администратором - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, распорядителем - <данные изъяты>

Полномочия распорядителя денежных средств определены в ч. 2 ст.158 БК РФ, который в частности:

1) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;

2) распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

3) вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;

4) в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

Таким образом, распорядитель финансовых средств, которым является <данные изъяты> по отношению к средствам фонда выполняет технические функции по доведению денежных средств до получателя.

Данные обстоятельства также подтверждаются договором от 9 января 2007 года, заключенным между <данные изъяты> ФИО22 В.В. с одной стороны и муниципальным учреждением здравоохранения <данные изъяты> в лице главного врача ФИО23 С.Н. об установлении единого порядка ведения бухгалтерского учета в учреждениях здравоохранения.

Согласно данному договору в обязанности <данные изъяты> входит лишь выполнение технических и контрольных функции по отношению к денежным средствам, получателем которых является медицинское учреждение. Самостоятельных полномочий по распределению и расходованию указанных денежных средств <данные изъяты> не представлено.

В п. 3 должностной инструкции <данные изъяты> также установлена обязанность по осуществлению функций распорядителя бюджетных средств, предусмотренных бюджетной росписью подведомственным получателем бюджетных средств, что свидетельствует о наличии у руководителя Управления полномочий, направленных на доведение денежных средств до их получателя, а не распределение и расходование.

Обладая правом первой подписи и подписывая платежные поручения ФИО24 В.В. выполнял свои обязанности по осуществлению функций распорядителя средств по отношению к получателю, коим являлось <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Исходя из толкований нормы права осуществление кассовых расходов распорядителем средств бюджета (внебюджетного фонда) не подпадает под понятие нецелевого использования.

Кроме того, ст. 289 БК РФ за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена ответственность руководителей получателя бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ и УК РФ.

В диспозиции ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ указан специальный субьект правонарушения, а именно получатель средств государственных внебюджетных фондов.

Вышеуказанное свидетельствует, что в данном случае должностное лицо распорядителя внебюджетных фондов - ФИО25 В.В. не является субъектом инкриминируемого правонарушения, поскольку он не являлся их получателем и не выполнял административные функции по их распределению и расходованию.

Установленные обстоятельства указывают на незаконность привлечения ФИО26 В.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах доводы жалобы заявителя о незаконности решения судьи районного суда не подлежат удовлетворению.

Что касается выводов судьи, послуживших основанием для отмены постановления <данные изъяты> и прекращения производства по делу, то они при установленных обстоятельства не имеют правого значения и по существу, не влияют на законность принятого решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

решение судьи Глазовского городского суда УР от 23 мая 2011 года оставить без изменения, жалобу <данные изъяты> - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно и пересмотру в порядке ст. 30.9 - 30.10 КоАП РФ не подлежит.

Судья         Р.Р. Ахкямов