решение отменено, так как при рассмотрении дела судьей районного суда допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело



Судья Суворова В.Ю.          Дело № 7-247/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Буров Андрей Иванович., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 15 августа 2012 года жалобу руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в УР С. на решение судьи Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении и.о. главного врача БУЗ УР «Родильный дом №3 Министерства здравоохранения УР» Б.,

установил:

постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в УР №39 от 28 апреля 2012 года и.о. главного врача БУЗ УР «Родильный дом №3 Министерства здравоохранения УР» Б. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.14 КоАП РФ, выразившегося в том, что допустил нецелевое использование средств государственного внебюджетного фонда, полученных в связи с оказанием медицинской помощи женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

По жалобе Б. решением судьи Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 июня 2012 года постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в УР №39 от 28 апреля 2012 года отменено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, производство по делу об административном правонарушении прекращено.

Не согласившись с данным решением, руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в УР обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с жалобой, в которой просит решение суда отменить.

Основаниями к отмене решения судьи называются существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а именно следующие.

При рассмотрении дела судьей районного суда не было учтено то, что при переводе в БУЗ УР «Роддом №3 МЗ УР» работников с должностей санитарок на должности младших медицинских сестер по уходу за больными, указанные работники не проходили курсы по подготовке младших медицинских сестер и не получали удостоверения установленного образца с присвоением квалификации «младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Так же, судья оставил без внимания те обстоятельства, что в соответствии с должностными инструкциями младших медицинских сестер и санитарок в БУЗ УР «Роддом №3 МЗ УР» данные работники из числа младшего медицинского персонала не оказывают стационарную медицинскую помощь.

Кроме того, при распределении средств, направленных в БУЗ УР «Роддом №3 МЗ УР» на оплату труда медперсоналу, оказывающему медицинскую помощь женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, не учитывались критерии качества оказания медицинской помощи, имеющие значения для определения размеры от распределяемых сумм.

В судебном заседании представитель административного органа К. на удовлетворении жалобы настаивала.

Б. против удовлетворения жалобы возражал.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела и доводы жалобу, прихожу к убеждению о том, что при рассмотрении дела судьей Индустриального районного суда г.Ижевска УР допущены существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, в связи со следующим.

В соответствии с ч.2 ст.15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Из протокола об административном правонарушении и постановления по делу следует, что исполняющему обязанности главного врача БУЗ УР «Роддом №3 МЗ УР» Б. вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.14 КоАП РФ при тех обстоятельствах, что в декабре 2011 года Б. произвел оплату труда санитарок, младших медицинских сестер отделений БУЗ УР «Роддом №3 МЗ УР», не имеющих медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, непосредственно не участвующих в оказании стационарной медицинской помощи женщинам в период родов и послеродовой период в общей сумме 32 789, 71 руб., в нарушение ст.38 Бюджетного кодекса РФ (с нарушением Порядка расходования средств, перечисленных медицинским организациям на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.02.2011 г. № 71н (далее в тексте «Порядок»), что в соответствии со ст.289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием средств государственного внебюджетного фонда.

Выводы решения судьи Индустриального районного суда г.Ижевска УР о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление о назначении Б. административного наказания по ч.2 ст.15.14 КоАП РФ основаны на том, что без работы по уходу за пациентами, выполняемой младшим медицинским персоналом – санитарками и младшими медицинскими сестрами, невозможно оказание медицинской стационарной помощи женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период. Кроме того, не является состоятельной позиция административного органа о том, что лица из числа младшего медицинского персонала не имели право на получение таких выплат, поскольку не имели специального или высшего образования, так как иное лишало бы правового смысла и содержания п.6 указанного выше Порядка, и делало невозможным его применение.

В полной мере с выводами судьи районного суда согласиться не имею возможности.

Так, категории лиц, имеющих право получать оплату труда за счет указанных средств, определены в п.6 Порядка. Лицам из числа младшего медицинского персонала указанные выплаты могут производиться в случае, если они непосредственно оказывают стационарную медицинскую помощь женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период.

Как следует из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н (раздел IV), должности младшей медицинской сестры по уходу за больными и санитарки относятся к должностям младшего медицинского и фармацевтического персонала.

Исходя из положений п.6 Порядка, работникам, из числа младшего медицинского персонала, за счет средств, перечисленных медицинским организациям на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни возможно производить оплату труда только в случае непосредственного оказания ими стационарной помощи женщинам и новорожденным в период родов и послеродовый период.

В соответствии с разделом «Стандартизация медицинских услуг» Основных положений стандартизации в здравоохранении, утвержденных приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации №12 и Федерального Фонда обязательного медицинского страхования №2 от 19 января 1998 года медицинская помощь в условиях стационара является разновидностью медицинских услуг, а последней признаются мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Согласно пункту 9 Порядка организации первичной медико-санитарной помощи (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.07.2005 года № 487), стационарная помощь, предоставляемая населению муниципальных образований в больничных и стационарно-поликлинических учреждениях, включает:

- оказание неотложной медицинской помощи больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях;

- диагностику, лечение острых, хронических заболеваний, отравлений, травм, состояний при патологии беременности, в родах, в послеродовом периоде, при абортах и прочих состояний, требующих круглосуточного медицинского наблюдения или изоляции по эпидемическим показаниям;

- восстановительное лечение и реабилитацию.

При этом, как следует из функциональных обязанностей санитарок БУЗ УР «Роддом № 3 МЗ УР», возложенных на них должностными инструкциями, обязанностей по непосредственному оказанию стационарной медицинской помощи на них не возлагается.

Позиция оспариваемого решения о том, что без работы по уходу за пациентами, выполняемой младшим медицинским персоналом – санитарками и младшими медицинскими сестрами, невозможно оказание медицинской стационарной помощи женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, не имеет значения для решения вопроса о виновности Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.14 КоАП РФ, поскольку условием целевого расходования средств внебюджетного фонда является выплата таких средств персоналу, непосредственно оказывающему медицинскую помощь, а не обеспечивающему возможность оказания такой помощи.

Таким образом, санитарки БУЗ УР «Роддом № 3 МЗ УР» непосредственно не оказывают стационарную медицинскую помощь, что исключает возможность распределения им средств на оплату услуг за счет соответствующих средств Фонда обязательного медицинского страхования. Соответственно, оплата санитаркам БУЗ УР «Роддом №3 МЗ УР» за счет средств ФОМС произведена с нарушением целевого назначения денежных средств.

Аналогичная правовая позиция, в части права получения средств ФОМС санитарками медучреждений, высказана Верховным Судом Российской     Федерации в пункте 10 раздела «Производство по делам об административных правонарушениях» Обзора законодательства и судебной практики за четвертый квартал 2009 года, утвержденного Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 года.

В соответствии с должностными инструкциями младших медсестер, среди их функциональных обязанностей предусмотрены обязанности по проведению несложных манипуляций – постановка банок, горчичников, пузырей со льдом, всех видов клизм, то есть мероприятий по непосредственному оказанию стационарной медицинской помощи. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что оплата труда младших медицинских сестер БУЗ УР «Роддом № 3 МЗ УР» за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования не исключается.

Мнение жалобы о том, что имеются нарушения при переводе санитарок БУЗ УР «Роддом № 3 МЗ УР» на должности младших медсестер, которые препятствуют возможности расходования средств Фонда ОМС на оплату труда младших медсестер, является ошибочным. Во-первых, в круг вопросов органов финансового надзора не входит проверка соблюдения требований трудового законодательства при назначении на должности сотрудников БУЗ УР «Роддом № 3 МЗ УР», а критериями, определяющими право медработников на получение оплаты за счет средств Фонда ОМС являются занимаемая должность и непосредственное оказание медпомощи. Во-вторых, в соответствии с п.6 Раздела «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н, предусмотрена возможность назначения на соответствующие должности лиц, не имеющих соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающих достаточным практическим опытом и выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, наряду с лицами, имеющими специальную подготовку и необходимый стаж работы.

Довод жалобы должностного лица административного органа о том, что при распределении средств, направленных в БУЗ УР «Роддом №3 МЗ УР» на оплату труда медперсоналу, оказывающему медицинскую помощь женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, не учитывались критерии качества оказания медицинской помощи, имеющие значения для определения размеры от распределяемых сумм, не основаны на каких-либо доказательствах. Обстоятельств того, что допускались выплаты в размере 55% поступивших средств, при наличии случаев эклампсии в родах и послеродовом периоде, родового травматизма и других критериев, при которых предусмотрено снижение выплат до 40-54%, в материалах административного дела не приведено.

Таким образом, при рассмотрении дела судьей районного суда допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в соответствии со ст.30.7, 30.9 является основанием для отмены решения и возвращении дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.2-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Индустриального районного суда г. Ижевска Удмурдской Республики от 28 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Б. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Индустриальный районный суд г.Ижевска УР.

Решение вступает в законную силу немедленно и пересмотру в порядке ст. 30.9-30.10 КоАП РФ не подлежит.

Судья                 А.И. Буров