Судья Шуравин А.А. Дело № 7-262/2012
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Буров Андрей Иванович,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 03 сентября 2012 года жалобу Главы муниципального образования «Можгинское» – П.С.И. на решение судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 13 июля 2012 года, которым постановление по делу об административном правонарушении от 28 апреля 2012 года, вынесенное государственным инспектором Удмуртской Республики по охране природы Ш. в отношении Главы муниципального образования «Можгинское» П.С.И. по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба П.С.И. – без удовлетворения
установил:
постановлением государственного инспектора Удмуртской Республики по охране природы от 28 апреля 2012 года Глава муниципального образования «Можгинское» П.С.И. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, в связи с тем, что П.С.И., являясь Главой муниципального образования «Можгинское» в пределах предоставленных ему законами, Уставом МО «Можгинское» и трудовым договором полномочий не организовал должным образом сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, а также водоснабжения и водоотведения населения в д. Лесная Поляна Можгинского района УР, что привело к тому, что сточные воды от молочного цеха ООО «Дабров и К» совместно с хозяйственно-бытовыми стоками поступали в систему канализации на территорию д. Лесная Поляна Можгинского района УР, не обслуживаемую ООО «КЭС» и ввиду большого их объема произошел сброс отходов из сетей канализации на территорию д.Лесная Поляна.
Не согласившись с указанным постановлением, П.С.И. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить.
Решением судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 13 июля 2012 года постановление государственного инспектора Удмуртской Республики по охране природы от 28 апреля 2012 года оставлено без изменения.
Не согласившись с данным решением, Глава муниципального образования «Можгинское» – П.С.И. обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с жалобой, в которой просит отменить постановление о назначении административного наказания от 28 апреля 2012 года и производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что государственный инспектор произвел расследование не полно и не объективно, не оценил все материалы и обстоятельства дела. При этом указано, что МО «Можгинское» государственными полномочиями по решению вопросов в области обращения с отходами не наделено. Администрации МО надлежащим образом исполняет должностные обязанности, услуги по водоотведению на территории муниципального образования оказывает специализированная организация ООО «КЭС» на основании договора аренды от 01 марта 2011 года. Государственный инспектор не доказал, что участок сетей канализации в д. Лесная Поляна является бесхозяйным. Со стороны руководства молочного цеха ООО «Дабров и К» имели место противоправные действия, которые выразились в том, что руководство молочного цеха самовольно без согласования с Администрацией МО «Можгинское» использовали существующий трубопровод канализации с выгребной ямой 50 м3, и ввиду большого объема сбрасываемых молочных цехом отходов произошло переполнение накопительной емкости и поступление отходов на поверхность почвы. Отходы, сбрасываемые молочным цехом ООО «Дабров и К» относятся к промышленным отходам, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки которых не относятся к полномочиям органов местного самоуправления МО «Можгинское».
В судебном заседании П.С.И. на удовлетворении жалобы настаивал. Пояснил, что действительно, вопросы водоотведения отнесены к компетенции муниципальных поселений. Вместе с тем, законодательством предусмотрена возможность передачи полномочий от муниципальных поселений к муниципальным районам.
В соответствии с соглашением, заключенным между администрацией МО «Можгинское» и администрацией МО «Можгинский район» вопросы водоснабжения и водоотведения населения переданы в ведение муниципального района. МО «Можгинское» не занимается вопросами водоотведения в д.Л.Поляна. В подтверждение чего в материалах дела имеется договор, заключенный МО «Можгинский район» с ООО «КЭС» на обслуживание сетей водоотведения в д.Л.Поляна.
При этом, утверждение в постановлении о том, что часть сетей канализации в д.Л.Поляна не переданы на обслуживание и являются бесхозяйными является голословным.
Так, в соответствии с выпиской из реестра муниципальной собственности и Актом передачи имущества от 1998 г., указанные сети полностью переданы и находятся в муниципальной собственности МО «Можгинский район».
Соответственно, по договору аренды с ООО «КЭС» переданы данному юрлицу на обслуживание.
Изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, выслушав объяснения П.С.И., прихожу к следующему.
Статья 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В части 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образования осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с частью 6.1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения.
Таким образом, из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
В соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вместе с тем, в соответствии с п.4 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не исключается возможность заключения органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, соглашений с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Как следует из соглашения №02 от 20 января 2012 г., администрация МО «Можгинское» передала, а администрация МО «Можгинский район» приняло на себя часть полномочий по организации в границах поселений электро-, тепло, газо, и водоснабжения населения, водоотведения.
При рассмотрении дела судьей районного суда наличию такого соглашения не дана юридическая оценка.
Вместе с тем, из содержания соглашения не ясно, в каком объеме в ведение МО «Можгинский район» передано полномочие по водоотведению (поскольку в соглашении указывается на передачу части из перечисленных полномочий), что имеет значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения настоящего дела, поскольку, фактически, П.С.И. вменяется ненадлежащая организация именно водоотведения на территории МО «Можгинское».
Так же, выводы решения и постановления о том, что на обслуживание ООО «КЭС» переданы только 15 метров сетей в д.Л.Поляна не основаны на каких-либо доказательствах. Имеющиеся в материалах дела протоколы объяснений директора ООО «КЭС» и заместителя главы Администрации Можгинского района по строительству, ЖКХ и инфраструктуре не могут являться допустимыми доказательствами по настоящему делу, поскольку указанные свидетели, в нарушение требований ч.5 ст.25.6 КоАП РФ не предупреждались об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. В судебное заседание по рассмотрению жалобы судьей районного суда указанные свидетели не вызывались. Из Договора аренды объектов коммунальной инфраструктуры №70 и Приложения к нему не следует состав и объем сетей, переданных на обслуживание ООО «КЭС». Дополнительные письменные доказательства (техническая документация на сети водоотведения) судьей районного суда не истребовались.
При таких обстоятельствах, состав и объем сетей, переданных на обслуживание ООО «КЭС» при рассмотрении дела не установлены, что также не позволяет сделать однозначный вывод о виновности или невиновности П.С.И. в совершении вмененного ему правонарушения, поскольку не позволяет проверить его защитную позицию о том, что причиной утечки явилось ненадлежащее исполнение договорных обязанностей ООО «КЭС».
В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий дело по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет законность и обоснованность постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
По настоящему делу судьей районного суда не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Таким образом, допущенные при рассмотрении дела судьей Можгинского районного суда нарушения процессуальных требований не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дела, вследствие чего решение подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в Можгинский районный суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2-30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
решение судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 13 июля 2012 года отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Судья А.И. Буров