Судья Обухова М.А. Дело № 12-77 Р Е Ш Е Н И Е Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Ахкямов Р.Р., при секретаре Масленникове А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 25 июля 2011 года жалобу генерального директора ООО УК «<данные изъяты>» ФИО14 на постановление судьи Первомайского районного суда г. Ижевска от 2 июня 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в отношении ООО УК «<данные изъяты>», У С Т А Н О В И Л: постановлением судьи Первомайского районного суда г. Ижевска от 2 июня 2011 года ООО УК «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, выразившегося в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно - эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. На данное постановление генеральным директором ООО УК «<данные изъяты>» ФИО15 В.А. подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного постановления и признании ООО УК «<данные изъяты>» невиновным в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. В качестве основания к отмене постановления заявитель указывает, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по устранению допущенных нарушений. Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя ООО УК «<данные изъяты>» - ФИО16 В.Г., поддержавшего доводы жалобы, представителей Управления Роспотребнадзора - ФИО17 А.В., ФИО18 Н.Я., возражавших против доводов жалобы, прихожу к выводу о том, что постановление судьи от 2 июня 2011 года является законным и не подлежит отмене. Судья районного суда проанализировал все обстоятельства правонарушения, имеющиеся в деле доказательства, дал им соответствующую правовую оценку и на основании этого обоснованно сделал вывод о наличии в действиях ООО УК «<данные изъяты>» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ. Так, в соответствии со ст.ст. 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. В соответствии со ст. 11 указанного Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно - технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно- эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников. Применительно к уровню шума такие требования установлены СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ПРОЖИВАНИЯ В ЖИЛЫХ ЗДАНИЯХ И ПОМЕЩЕНИЯХ», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года за N 64, устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. Санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Контроль за соблюдением требований настоящих санитарных правил осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации. Несоблюдение указанных нормативных требований влечет за собой административную ответственность в соответствии со ст.6.4 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Из материалов дела следует, что 7 февраля 2011 года в адрес Управления Роспотребнадзора поступило обращение гражданина ФИО19 А.Г. с жалобой на шум в жилой квартире <адрес> от системы отопления жилого дома и непринятие в полном объёме мер со стороны управляющей организации ООО УК «<данные изъяты>» по устранению источника шума и обеспечению благоприятных условий проживания. На основании поступившего обращения Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках административного расследования по решению Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ № № специалистами аккредитованной лаборатории ФГУЗ «<данные изъяты>» (аттестат аккредитации №)A.063 от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Госреестре № № от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство об аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ № № в присутствии и.о. управляющего жилым комплексом ООО УК «<данные изъяты>» ФИО20 В.Г., действующего по доверенности, ДД.ММ.ГГГГ. в жилом помещении-квартире <адрес>, проведены измерения уровня шума при включенном и отключенном оборудовании системы отопления (элеваторный узел системы отопления жилого дома, расположенный в подвале жилого дома), составлен акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ, дано экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам санитарно- эпидемиологических экспертиз, обследований, испытаний. В соответствии с протоколом измерений шума ФГУЗ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № № в 3-х обследованных точках в жилой комнате квартиры № <адрес> уровень шума превышает допустимый: в точке № 1 - на 6 дБА, в точке № 2 - на 7 дБА, в точке № 3 - на 4 дБА в ночное время суток. Фактически уровень шума в точке № 1 составил 31 дБА при гигиенической норме 25 дБА, в точке № 2 - 32 дБ А при норме 25 дБ А; в точке № 3 - 29 дБ А при норме 25 дБ А. При отключенном оборудовании системы отопления (фоновый уровень) составляет 27, 26, 22 дБА при норме 30 дБ А. Превышение уровня шума в жилом помещении не соответствует требованиям ст. 23 Федерального закона от 30 марта 1990 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.2.2645-2010 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Таким образом, были выявлены нарушения требований: ч.1 ст. 23 Федерального закона №52-ФЗ - жилые помещения по уровням шума должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока; п. 6.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-2010 - допустимые уровни шума, а также требования к их измерению в жилых помещениях должны соответствовать гигиеническим требованиям к уровням шума в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки; п. 6.1.2 СанПиН 2.1.2.2645-2010 - допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещения жилых зданий следует принимать по приложению 3; п. 6.1.3 СанПиН 2.1.2.2645-2010 - допустимые уровни шума, создаваемого в помещениях зданий системами вентиляции и другим инженерным и технологическим оборудованием, установленным для жизнеобеспечения здания, следует принимать на 5 дБА ниже (поправка минус 5 дБА), указанных в приложении 3 к санитарным правилам. Согласно договору управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> заключённому на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (протокол № № от ДД.ММ.ГГГГ), ООО УК «<данные изъяты>» оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома; обеспечивает функционирование всех инженерных систем и оборудования дома (в том числе системы отопления) в пределах установленных норм; техническое обслуживание дома, включающее в себя: наладку инженерного оборудования, планово-предупредительные ремонты внутридомовых сетей, подготовку дома и инженерных сетей к сезонной эксплуатации (п.п 2.1; 2.2.1; 2.2.3 договора). В соответствии с ч.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Подпунктам «б» п. 49 главы IV постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 установлена обязанность исполнителя предоставить потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья в соответствии с требованиями законодательства РФ; настоящими Правилами и договором. То есть в целях надлежащего оказания коммунальных услуг потребителю, обеспечивающих благоприятные и безопасные для жизни и здоровья людей условия проживания в жилых помещениях многоквартирного дома, управляющая компания должна была выявить причины превышения допустимого уровня шума в квартире потребителя и устранить их. Согласно ст. 36 главы 6 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу многоквартирного дома относятся подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, механическое и иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование, находящееся в данном доме. Гражданин ФИО21 А.Г., проживающий по адресу г<адрес>, неоднократно обращался в адрес управляющей организации (письменные претензии зарегистрированы вх. № 40 от 25 ноября 2009 года, № 5 от 28 января 2011 года). Однако, как правильно установлено в суде первой инстанции, управляющей компанией не было принято надлежащих мер по устранению допущенных нарушений санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений. Согласно п.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Из приведенных норм следует, что штраф как мера административной ответственности в таких случаях может быть наложен при условии, что доказаны не только факт совершения указанного правонарушения, но и вина правонарушителя. Судьей районного суда было установлено, что ООО УК «<данные изъяты>» своевременно не приняло всех зависящих от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Таким образом, факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта установлен и доказан. Действия ООО УК «<данные изъяты>» правильно квалифицированы по ст.6.4 КоАП РФ. Административное наказание определено судьей с учетом характера совершенного правонарушения, требований ст.ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, в пределах, предусмотренных санкцией ст.6.4 КоАП РФ. Учитывая, что выявленные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, проживающих по адресу: <адрес>, назначенное административное наказание ООО УК «<данные изъяты>» в виде административного штрафа соответствует задачам, установленным ст.1.2 КоАП РФ, а именно охране здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения. С учетом указанных обстоятельств постановление судьи является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит оставлению без изменения. Другие доводы, приведенные в жалобе, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами ст. 26.1 КоАП РФ, поэтому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного постановления. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, Р Е Ш И Л : постановление судьи Перевомайского районного суда г. Ижевска от 2 июня 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в отношении ООО УК «<данные изъяты>» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Р.Р. Ахкямов