Судебные постановления в отношении Камашевой Т. В. по ст.19.1 КоАП РФ отменены.Производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ижевск 9 декабря 2010 г.

Первый заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики А. В. Емельянов, рассмотрев жалобу Камашевой Т. В. на постановление и. о. мирового судьи судебного участка № 7 Первомайского района г. Ижевска от 1 сентября 2010 г. и на решение судьи Первомайского районного суда г. Ижевска от 21 октября 2010 г., вынесенные в отношении Камашевой Т. В. по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением и. о. мирового судьи судебного участка № 7 Первомайского района г. Ижевска - мирового судьи судебного участка № 5 Первомайского района г. Ижевска от 1 сентября 2010 г. <...> Камашева Т. В. привлечена к административной ответственности по статье 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере трехсот рублей за то, что она в период с 16 июня по 19 июля 2010 г. проводила документальную проверку ООО <...> в нарушение требований статей 14, 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» без соответствующего распоряжения (приказа) руководителя (его заместителя) <...> и составления акта проверки по результатам ее проведения.

Решением судьи Первомайского районного суда г. Ижевска от 21 октября 2010 г. постановление и. о. мирового судьи судебного участка № 7 Первомайского района г. Ижевска от 1 сентября 2010 г. оставлено без изменения.

В поданной в порядке надзора жалобе, поступившей в Верховный Суд Удмуртской Республики 10 ноября 2010 г., Камашева Т. В. просит отменить принятые по делу судебные постановления и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

Прокурор Первомайского района г. Ижевска, извещенный о подаче жалобы Камашевой Т. В., в установленный срок возражения на нее в Верховный Суд Удмуртской Республики не подал.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, поступившего в Верховный Суд Удмуртской Республики 3 декабря 2010 г., ознакомившись с доводами жалобы Камашевой Т. В., нахожу их заслуживающими внимания, а вынесенные по делу судебные постановления подлежащими отмене в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии со статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам.

В силу положений пункта 3 части 1, частей 2, 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в числе прочего являются сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, которые подлежат обязательному рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. При этом дело об административном правонарушении может быть возбуждено таким должностным лицом только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе и указанного выше, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Статьей 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, наделены правом истребовать от организаций сведения, необходимые для разрешения дела.

<...> Камашева Т. В., исходя из положений части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Перечня должностных лиц <...>, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом <...>, является должностным лицом, правомочным составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, в том числе и по <...> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 26 мая 2010 г. в <...> из прокуратуры Индустриального района г. Ижевска поступило обращение К. Л. В. о нарушении ее прав <...> при оказании жилищно - коммунальных услуг, а также услуг по управлению многоквартирным домом ООО <...> (л. д. 19а - 21).

<...> от ООО <...> запросами от 16 июня и 29 июня 2010 г. (л. д. 17, 18) истребованы соответствующие документы, которые поступили в адрес <...> 23 июня и 9 июля 2010 г. (л. д. 30, 45).

По результатам изучения поступивших в <...> указанных выше документов и иных материалов <...> Камашевой Т. В. 19 июля 2010 г. вынесено определение о возбуждении в отношении ООО <...> дела об административном правонарушении по <...> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования (л. д. 40).

На основании изложенного, исходя из положений статей 28.1, 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их взаимной связи, следует признать, что указанные выше действия совершены Камашевой Т. В. в соответствии и во исполнение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с разрешением вопроса о необходимости возбуждения дела об административном правонарушении по обращению К. Л. В. и на основании имеющихся у нее правомочий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» настоящий Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ дано определение понятия "государственный контроль (надзор)", под которым понимаетсядеятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

В пункте 6 этой же статьи указано, что под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Из перечисленных норм следует, что действие Федерального закона № 294-ФЗ распространяется на отношения, возникающие в ходе проведения уполномоченными органами проверочных мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к их деятельности, действиям, а также к производимым и реализуемым ими товарам, работам, услугам.

В силу статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, положения Федерального закона № 294-ФЗ по данному делу применению не подлежат, т.к. имеют иную по отношению к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях сферу регулирования. Ссылка судей обеих инстанций на положения Федерального закона № 294-ФЗ при разрешении настоящего дела является неверной.

При таких обстоятельствах постановление и. о. мирового судьи судебного участка № 7 Первомайского района г. Ижевска от 1 сентября 2010 г. и решение судьи Первомайского районного суда г. Ижевска от 21 октября 2010 г., вынесенные в отношении <...> Камашевой Т. В. по статьи 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях Камашевой Т. В. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

жалобу Камашевой Т. В. удовлетворить.

Постановление и. о. мирового судьи судебного участка № 7 Первомайского района г. Ижевска от 1 сентября 2010 г. и решение судьи Первомайского районного суда г. Ижевска от 21 октября 2010 г., вынесенные в отношении Камашевой Т. В., по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Первый заместительПредседателя Верховного Суда Удмуртской Республики А. В. Емельянов