постановление Верховного Суда Удмуртской Республики от 22 июля 2011 года, которым производство по делу об административном правонарушении по ст.13.11 КоАП РФ прекращено на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ



                                                 Дело № 4а-305

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ижевск                                                   22 июля 2011 года

Первый заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики Емельянов А.В., рассмотрев надзорную жалобу МАУ <данные изъяты>» на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Индустриального района г. Ижевска от 6 декабря 2010 года и решение судьи Индустриального районного суда г. Ижевска от 9 июня 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ, в отношении МАУ «<данные изъяты>»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Индустриального района г. Ижевска от 6 декабря 2010 года муниципальное автономное учреждение «<данные изъяты> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Решением судьи Индустриального районного суда г. Ижевска от 18 марта 2011 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В надзорной жалобе, поступившей в Верховный Суд УР 7 июня 2011 года, представитель МАУ «<данные изъяты>., действующая на основании доверенности , просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и производство по делу об административном правонарушении прекратить. По мнению заявителя, МАУ <данные изъяты> не допустило нарушения требований ФЗ «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года, вследствие чего не имелось законных оснований для привлечения данного юридического лица к административной ответственности по ст.13.11 КоАП РФ.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы надзорной жалобы, нахожу указанную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13.11 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что постановлением прокурора Индустриального района г. Ижевска от 12 октября 2010 года в отношении МАУ <данные изъяты>» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ. Основанием для возбуждения административного производства послужил выявленный в ходе прокурорской проверки, проведенной по обращению ФИО6., факт нарушения МАУ <данные изъяты> требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор указал, что данное юридическое лицо виновно в нарушении ч.1 ст.6 вышеназванного нормативного правового акта, поскольку осуществляло обработку персональных данных ФИО6 без ее согласия. Кроме того, в нарушение ч.3 ст.18 ФЗ «О персональных данных» ФИО8. не была уведомлена об обработке ее персональных данных МАУ <данные изъяты> (л.д. 2-4).

При разрешении дела об административном правонарушении судебные инстанции пришли к выводу о том, что обстоятельства, изложенные в постановлении прокурора, нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания. Так, судебные инстанции установили, что ФИО9 является собственником квартиры <адрес>. С 2007 года управление данным многоквартирным жилым домом осуществляет ТСЖ <данные изъяты> Членом ТСК ФИО10 не является.

9 сентября 2009 года между ТСЖ <данные изъяты> и МАУ <данные изъяты> был заключен договор № на оказание услуг по начислению гражданам, проживающим в доме № платы за жилое помещение и коммунальные услуги, по расчету меры социальной поддержки, по приему граждан по вопросу регистрации, а также иных действий, связанных с предоставлением информации, исходя из настоящего договора (л.д.17).

На основании установленных обстоятельств судебные инстанции пришли к выводу, что МАУ <данные изъяты> в рамках договора возмездного оказания услуг действительно осуществляет обработку персональных данных жильцов дома № <адрес>. Однако ФИО11., не являющаяся как стороной данного договора, так и членом ТСЖ, не давала согласия на обработку ее персональных данных ни ТСЖ <данные изъяты> ни МАУ <данные изъяты> Также судебные инстанции установили, что МАУ <данные изъяты>, осуществляя обработку персональных данных ФИО12., не предоставило ей соответствующей информации об операторе персональных данных. С учетом изложенных обстоятельств и требований ч.1 ст.6, ч.3 ст.18 ФЗ «О персональных данных», судебные инстанции указали на наличие в действиях МАУ <данные изъяты> правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ.

Вместе с тем квалификация действий МАУ <данные изъяты> по ст.13.11 КоАП РФ является ошибочной.

Отношения по обработке персональных данных граждан регулируются ФЗ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», согласно ст.3 которого под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Между тем законом предусмотрены случаи, когда согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных не требуется.

В частности, в соответствии с ч.2 ст.6 ФЗ «О персональных данных» согласия субъекта персональных данных, предусмотренного частью первой настоящей статьи, не требуется в случае, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.

Как следует из дела об административном правонарушении, ФИО13 является собственником жилого помещения и потребителем жилищно-коммунальных услуг и на нее в соответствии со ст.153 Жилищного кодекса РФ распространяется обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч.2 ст.155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. Форма и объем информации в платежном документе (квитанции) установлены в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307. Согласно п.п. «а» п. 38 Правил в платежном документе указываются почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя).

Из совокупности вышеназванных норм закона следует, что согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных для осуществления организацией жилищно-коммунального хозяйства расчетов с потребителями жилищно-коммунальных услуг не требуется. В настоящем случае обработка персональных данных ФИО14 МАУ <данные изъяты> осуществляется на основании Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с фактически сложившимися отношениями по расчетам за жилищно-коммунальные услуги.

Кроме того, из материалов дела об административном правонарушении следует, что в соответствии с ч.3 ст.18 ФЗ «О персональных данных» МАУ <данные изъяты> предоставил жильцам дома № <адрес> соответствующую информацию об операторе по обработке их персональных данных, о чем свидетельствует копия счет-квитанции на л.д.61.

Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что МАУ «РИЦ» не допустило нарушения установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах, то есть события правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ, по делу не установлено.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах принятые по делу об административном правонарушении судебные постановления подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании п.1 ст.13.11 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 30.16, п.4 ч.2 ст. 30.17, ст.30.18 КоАП РФ,

                     ПОСТАНОВИЛ:

надзорную жалобу МАУ <данные изъяты> удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Индустриального района г. Ижевска от 6 декабря 2010 года и решение судьи Индустриального района г. Ижевска от 18 марта 2011 года, вынесенные в отношении МАУ <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

И.о. Председателя Верховного Суда

Удмуртской Республики                                                                   А.В. Емельянов