№ 4-а-531 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е гор. Ижевск 9 декабря 2011 года Первый заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики Емельянов А.В., рассмотрев жалобу Геворгяна С.Э. на постановление судьи Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 21 февраля 2008 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Геворгяна С.Э., у с т а н о в и л : постановлением судьи Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 21 февраля 2011 года Геворгян С.Э. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Постановление по делу об административном правонарушении Геворгяном С.Э. в порядке статей 30.1-30.3 КоАП РФ не обжаловано и вступило в законную силу 4 марта 2008 года. В жалобе в порядке надзора, поступившей в адрес Верховного Суда Удмуртской Республики 7 ноября 2011 года, Геворгян С.Э. оспаривает вступившее в законную силу постановление судьи Балезинского районного суда Удмуртской Республики, просит его отменить. Заявитель указывает, что 8 мая 2001 года он прибыл на территорию Российской Федерации, после чего постоянного приживал в России, каких-либо правонарушений не совершал, был трудоустроен, с 2007 года постоянно проживает в <данные изъяты>, у него имеется семья, а также малолетний ребенок. В силу данных обстоятельств Геворгян С.Э. полагает, что необоснованно был выдворен за пределы Российской Федерации. Изучив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами. В соответствии с частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания. Из постановления районного судьи следует, что гражданин <данные изъяты> Геворгян С.Э. с 2003 года без регистрации и без документов проживает на территории Российской Федерации, с сентября 2007 года – на территории <данные изъяты>. С момента пересечения государственной границы не имеет постановки на миграционный учет. Данные действия Геворгяна С.Э. являются нарушением режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, установленных статьей 6, 6.1, 11 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», и образуют состав правонарушения по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ. Районный судья, оценив материалы дела об административном правонарушении, придя к выводу, что Геворгян С.Э. не имеет разрешение на временное проживание в Российской Федерации, без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) и передвижение в Российской Федерации, находился на ее территории, обоснованно квалифицировал действия Геворгяна С.Э. по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ. Ссылка Геворгяна С.Э. в жалобе в порядке надзора на наличие у него несовершеннолетнего ребенка, проживающего в Российской Федерации, не может повлечь отмену либо изменение постановления по делу. Так, из постановления по делу от 21 февраля 2008 года следует, что в отношении гражданина <данные изъяты> Геворгяна С.Э. помимо основанного наказания (административный штраф) применено дополнительное наказание – административное выдворение за пределы Российской Федерации. В силу статей 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина, предусмотренное статьей 18.8 КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Решение вопроса о возможности применения судом в качестве дополнительного наказания, установленного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершенное этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики должно осуществляться с учетом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация. Согласно статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года), вступившей в силу для России 5 мая 1998 года, вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Статья 8 Конвенции о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 года), вступившей в силу для СССР и его правопреемника - Российской Федерации 2 сентября 1990 года, в пункте 1 провозгласила, что государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства. В статье 9 указанной Конвенции содержится норма о том, что на государство-участника возлагается обязанность обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. В силу универсальности норм международного права, являющейся их главной характерной особенностью, приведенные выше положения указанных Конвенций не ограничиваются применением в каких-либо определенных сферах национальной правовой системы, а выступают теми принципами, которые регулируют общие подходы к решению любых вопросов, затрагивающих права человека и его основные свободы. На основании изложенного, представляется, что по смыслу положений указанных Конвенций административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям. Поэтому при назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности по статье 18.8 КоАП РФ и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания иностранному гражданину или лицу без гражданства учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ). Судья Балезинского районного суда Удмуртской Республики, установив при рассмотрении дела отсутствие у гражданина <данные изъяты> Геворгяна С.Э. документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, длительность незаконного нахождения Геворгяна С.Э. на территории Российской Федерации, руководствуясь правильно примененными нормами статьей 3.1-3.3, 3.10, 4.1, 4.2, 4.6, части 1 статьи 18.8 КоАП РФ, статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статей 8, 9 Конвенции о правах ребенка, обоснованно назначил Геворгяну С.Э. дополнительное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации. Постановление о привлечении Геворгяна С.Э. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 18.8 КоАП РФ. Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы и материалов дела оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела судьей были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых было вынесено указанное постановление, доказаны. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы судом надзорной инстанции выносится постановление об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы без изменения, а жалобы, рассмотренной в порядке надзора, без удовлетворения. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях, п о с т а н о в и л : постановление судьи Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 21 февраля 2008 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Геворгяна С.Э. оставить без изменения, жалобу Геворгяна С.Э. – без удовлетворения. Первый заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики - А.В. Емельянов