№ 4-а-20 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е гор. Ижевск 10 февраля 2012 года Первый заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики Емельянов А.В., рассмотрев жалобу Шаншичеева А.В. на постановление мирового судьи судебного участка №3 Завьяловского района Удмуртской Республики от 14 сентября 2011 года и решение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 28 ноября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Шаншичеева А.В., у с т а н о в и л : постановлением мирового судьи судебного участка №3 Завьяловского района Удмуртской Республики от 14 сентября 2011 года Шаншичеев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок один год шесть месяцев. Решением судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 28 ноября 2011 года постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба Шаншичеева А.В. - без удовлетворения. В жалобе в порядке надзора Шаншичеев А.В. оспаривает законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалобы на данное постановление. Заявитель указывает, что административное правонарушение по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ не совершал, транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения не управлял; медицинское освидетельствование на состояние опьянения было проведено с нарушением установленного порядка; дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьей с нарушением правил подсудности. Изучив материалы дела об административном правонарушении, поступившие в Верховный Суд Удмуртской Республики 27 января 2012 года, доводы жалобы Шаншичеева А.В., оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу в связи со следующими обстоятельствами. В силу пункта 2.7 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1090, водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. В соответствии с частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ административным правонарушением признается управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения. Согласно материалам дела 23 июля 2011 года в 9 часов 52 минуты на <данные изъяты> километре автодороги <данные изъяты> Шаншичеев А.В. управлял транспортным средством в состоянии опьянения. Факт совершения Шаншичеевым А.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 29 августа 2011 года (л.д.1), протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (л.д.5), актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения (л.д.8), оцененными мировым судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Должностное лицо в силу части 6 статьи 27.12 КоАП РФ и пункта 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 года №475 (далее по тексту - Правила освидетельствования), имел достаточные основания полагать, что Шаншичеев А.В. находится в состоянии алкогольного опьянения, а именно в состоянии Шаншичеева А.В. имелись следующие признаки опьянения: запах алкоголя изо рта (л.д.5). Установление должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, в состоянии или поведении водителя хотя бы одного из признаков, указанных в пункте 3 Правил освидетельствования (в данном случае - запах алкоголя изо рта), само по себе является основанием для проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (часть 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ). От прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения Шаншичеев А.В. отказался, о чем должностным лицом в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование произведена соответствующая запись (л.д.5). Указанное, в свою очередь, является основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (часть 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ). При направлении на медицинское освидетельствование обеспечено участие двух понятых (л.д.5). Пройти медицинское освидетельствование Шаншичеев А.В. был согласен. На основании изложенного, у должностного лица имелись законные основания для направления Шаншичеева А.В. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также им соблюден установленный КоАП РФ порядок направления на медицинское освидетельствование. Актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения (л.д.8) в состоянии Шаншичеева А.В. установлено опьянение. Медицинское освидетельствование проведено врачом наркологом в кабинете медицинского освидетельствования <данные изъяты>. Для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе использовано техническое средство LION ALCOMETER SD-400P, включенное в перечень зарегистрированных индикаторов алкогольных паров зарубежного производства с присвоением номера регистрации 577 и разрешенное к применению при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения (л.д.8) указаны данные лица, в отношении которого проведено освидетельствование, отражен ход освидетельствования, указан тип, марка, заводской номер технического средства измерения, дата его последней проверки, имеется подпись врача и печать медицинской организации. С учетом изложенного, по делу достоверно установлен факт управления Шаншичеевым А.В. транспортным средством в состоянии опьянения, поэтому его действия правильно квалифицированы должностным лицом и судьями по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ. Довод жалобы о рассмотрении дела неправомочным судьей, в связи с проведением по делу административного расследования в порядке статьи 28.7 КоАП РФ является необоснованным. Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ рассматриваются судьями (часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ). Дела данной категории рассматриваются судьями районных судов только в случае если производство по нему осуществлялось в форме административного расследования. В остальных случаях дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ рассматривается мировыми судьями (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ). На основании части 1 статьи 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения в области дорожного движения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (часть 2 статьи 28.7 КоАП РФ). По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (часть 6 статьи 28.7 КоАП РФ). Вместе с тем, подпунктом «а» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, что административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ. С учетом изложенного, вопрос о фактическом проведении расследования по делу решается судьями при поступлении материалов для рассмотрения. Наличие в материалах дела определения о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.3) само по себе не является основанием полагать, что административное расследование фактически проведено, и не является обстоятельством, однозначно устанавливающим подсудность рассмотрения дела. Определение судьи, к компетенции которого относится рассмотрение конкретного дела об административном правонарушении (мировой либо районный судья), закон связывает исключительно с фактом осуществления действий в форме расследования, а не с фактом принятия решения о проведении такового (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ). Из материалов дела об административном правонарушении не следует, что должностными лицами по делу проведено административное расследование. В рамках возбужденного в отношении Шаншичеева А.В. дела об административном правонарушении комплекс процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, не осуществлялся. Проведение исследования биологического объекта (кровь) значительных временных затрат не требовало, поскольку было завершено 25 июля 2011 года, то есть по прошествии двух дней с момента выявления правонарушения должностным лицом. Нарушение же срока составления протокола об административном правонарушении (статья 28.5 КоАП РФ) не является существенным недостатком протокола, поскольку данный срок не является пресекательным (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Постановление о привлечении Шаншичеева А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено Шаншичееву А.В. в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 12.8 КоАП РФ. Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы и материалов дела, оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела судьями были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых было вынесено указанные постановление и решение, доказаны. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы судом надзорной инстанции выносится постановление об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы без изменения, а жалобы, рассмотренной в порядке надзора, без удовлетворения. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьями 30.18, 30.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, п о с т а н о в и л : постановление мирового судьи судебного участка №3 Завьяловского района Удмуртской Республики от 14 сентября 2011 года и решение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 28 ноября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Шаншичеева А.В. оставить без изменения, жалобу Шаншичеева А.В. - без удовлетворения. Первый заместитель Председателя Верховного суда Удмуртской Республики - А.В. Емельянов