В связи с существенным нарушением процессуальных требований решения по делу об административном правонарушении по статье 8.5 КоАП РФ отменены, дело возвращено на новое рассмотрение.



№ 4-а-129

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

гор. Ижевск 17 апреля 2012 года

Первый заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики Емельянов А.В., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора РФ по Удмуртской Республике по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике

на решение судьи Ленинского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 11 января 2012 года и решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 20 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Гартштейна А.Я.,

у с т а н о в и л :

определением старшего государственного инспектора РФ по Удмуртской Республике по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (далее по тексту – должностное лицо Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике; должностное лицо органа, осуществляющего государственный экологический контроль; должностное лицо) от 20 сентября 2011 года возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

20 октября 2011 года в отношении директора Общества Гартштейна А.Я. составлен протокол об административном правонарушении №05-341/Пр по статье 8.5 КоАП РФ.

Постановлением должностного лица Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике №05-341/Пс от 2 ноября 2011 года директор Общества Гартштейн А.Я. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 11 января 2012 года постановление должностного лица органа, осуществляющего государственный экологический контроль, отменено, производство по делу прекращено. Жалоба Гартштейна А.Я. удовлетворена.

Решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 20 февраля 2012 года решение судьи Ленинского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 11 января 2012 года оставлено без изменения, жалоба должностного лица, вынесшего постановление, - без удовлетворения.

Не согласившись с состоявшимися по делу решениями судей, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, в порядке статьи 30.12 КоАП РФ обратился с жалобой в порядке надзора в Верховный Суд Удмуртской Республики.

Должностное лицо указывает, что директором Общества Гартштейном А.Я. было совершено правонарушение, предусмотренное статьей 8.5 КоАП РФ. Так, Общество в Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике не был предоставлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-й и 2-ой кварталы 2011 года. Информация, содержащаяся в данных расчетах, является экологической, а ее несвоевременное сообщение влечет ответственность по статье 8.5 КоАП РФ.

В возражениях на жалобу в порядке надзора Гартштейн А.Я. указывает, что расчеты, отчеты и платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер, а их предоставление носит уведомительный характер. Поэтому привлечение к ответственности по статье 8.5 КоАП РФ является незаконным.

Проверив материалы дела, поступившие в Верховный Суд Удмуртской Республики 28 марта 2012 года, изучив доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к следующему.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ административным правонарушением признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Исходя из изложенного, объективной стороной правонарушения по статье 8.5 КоАП РФ является, в частности, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации.

Под информацией статья 8.5 КоАП РФ понимает сведения о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке.

Субъектом правонарушения по статье 8.5 КоАП РФ является лицо, на которое возложена обязанность сообщать вышеназванную информацию.

При наличии данных элементов состава административного правонарушения лицо может быть подвергнуто административному наказанию по статье 8.5 КоАП РФ.

Должностное лицо Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике, установив, что Обществом не представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-й и 2-ой кварталы 2011 года в срок до 20 апреля 2011 года и до 20 июля 2011 года соответственно, квалифицировал бездействие директора Общества по статье 8.5 КоАП РФ как несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.

Судья районного суда, рассматривая жалобу на постановление, пришел к выводу, что расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду не содержат информации о состоянии окружающей среды, о вредных воздействиях, влияющих либо способных повлиять на окружающую среду, поэтому отменил постановление должностного лица и прекратил производство по делу за отсутствием в действиях Гартштейна А.Я. состава административного правонарушения.

Судья верховного суда республики с выводами судьи нижестоящего суда согласился, дополнительно указав, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду не может являться информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов либо иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, поскольку содержит расчетные величины, а не фактические объемы негативного воздействия; расчет составляется в целях определения размера обязательной платы.

С выводами судей районного и верховного суда республики согласиться нельзя в виду следующих обстоятельств.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды устанавливаются Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Данный закон в статье 3 к основным принципам, которыми должны руководствоваться, в том числе, юридические лица при осуществлении хозяйственной либо иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, относит, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

В развитие данного принципа законодатель определил методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к которым относится также установление платы за негативное воздействие на окружающую среду (статьи 14, 16 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 вышеназванного закона негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года №204 утверждены Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее по тексту – Порядок заполнения и представления формы расчета платы).

Данный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории РФ следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (пункт 1 Порядка заполнения и представления формы расчета платы).

В разделе 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду организациями, осуществляющими вредное воздействие на окружающую среду, указывается, в частности:

- наименование загрязняющего вещества, облагаемого платой за негативное воздействие на окружающую среду при выбросе в атмосферный воздух;

- единица измерения вещества (тонна);

- предельно допустимый выброс загрязняющего вещества в соответствии с разрешением;

- разница между временно согласованным выбросом и предельно допустимым выбросом загрязняющего вещества в соответствии с разрешением;

- фактический выброс данного загрязняющего вещества в атмосферный воздух за отчетный период;

- фактический выброс данного загрязняющего вещества за отчетный период в пределах допустимого выброса;

- фактический выброс данного загрязняющего вещества за отчетный период в пределах установленного временно согласованного выброса, превышающий предельно допустимый выброс;

- фактический сверхлимитный выброс данного загрязняющего вещества (выброс сверх установленных временно согласованных выбросов или при их отсутствии – выброс сверх установленного предельно допустимого выброса) за отчетный период;

- сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В разделе 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами» расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду организациями, осуществляющими вредное воздействие на окружающую среду, указывается, в частности:

- вид топлива, облагаемый платой за негативное воздействие на окружающую среду при выбросе в атмосферный воздух;

- фактическое количество израсходованного топлива за отчетный период;

- единицы измерения (тонна или м3);

- сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, помимо самого размера платы, содержит также сведения о наименовании, количестве израсходованного топлива, выброс которого осуществляется в атмосферу, и фактическом выбросе загрязняющего вещества, то есть сведения об источниках загрязнения окружающей среды.

При таких обстоятельствах, исходя из системного толкования норм статей 2, 3, 14, 16 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года №204, прихожу к выводу, что информация, содержащаяся в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду, является экологической, так как содержит сведения об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов и об ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы.

Поэтому непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленный нормативными актами срок (несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, об ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы) образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 8.5 КоАП РФ.

Вывод судьи верховного суда республики о том, что расчет платы содержит исключительно расчетные величины, а не фактические объемы негативного воздействия, является неверным, поскольку, как указывалось выше, в расчете платы содержаться сведения об источниках загрязнения окружающей среды, их наименовании и фактическом количестве.

Довод возражений на жалобу в порядке надзора о том, что представление отчетов и платежей за негативное воздействие на окружающую среду носит уведомительный характер, не имеет правового значения и не может свидетельствовать об отсутствии состава правонарушения, так как представление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду является не правом, а обязанностью организации, осуществляющей хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста принимается решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В данном случае, судьи при рассмотрении жалоб на постановление должностного лица допустили нарушение требований закона, что не позволило им всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поэтому решение судьи Ленинского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 11 января 2012 года и решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 20 февраля 2012 года подлежат отмене, а дело об административном правонарушении по статье 8.5 КоАП РФ в отношении Гартштейна А.Я. – возвращению на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике.

Учитывая, что в мотивировочной части постановления должностного лица действия Гартштейна А.Я. квалифицированы как непредставление в срок расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-й и 2-ой кварталы 2011 года, а в резолютивной части постановления – как сокрытие и искажение экологической информации, то при новом рассмотрении дела об административном правонарушении должностному лицу, действующему от имени органа, осуществляющего государственный экологический контроль, необходимо дать правовую квалификацию действий виновного лица в соответствии с содеянным, а также с учетом диспозиции статьи 8.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л :

решение судьи Ленинского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 11 января 2012 года и решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 20 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Гартштейна А.Я. отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Гартштейна А.Я. возвратить на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике.

Жалобу старшего государственного инспектора РФ по Удмуртской Республике по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике удовлетворить.

Первый заместитель Председателя

Верховного суда Удмуртской Республики - А.В. Емельянов