Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ, совершенное группой лиц по предварительному сговору; покушение на кражу с причинением значительного ущерба гражданину



П Р И Г О В О Р

именем Российской Федерации

дело № 3-37,2012

г. Кызыл 16 мая 2012 г.

Верховный Суд Республики Тыва в составе

председательствующего Монгуша Р.Н.,

с участием прокурора Саая А.А..,

защитников Дажимба Д.Д., представившего удостоверение № 278 и ордер № 50, Седен-Хуурак Ш.Б., представившей удостоверение № 361 и ордер № 125081, Хаваа С-М. Г., представившего удостоверение № 301 и ордер № 487,

подсудимых Иргита Адар-оола Борисовича, Калдар-оола Артыша Бугажыковича, Куржапа Ай-Демира Александровича,

при секретаре Шулуу Б.С., переводчике Иргит Р.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Иргита А.Б.,

**,

судимого по приговору Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 21 марта 2007 года по ч. 1 ст. 111 УК РФ к 2 годам лишения свободы, на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров окончательно к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, освободившегося 20 марта 2010 года по отбытии срока наказания.

Калдар-оола А.Б.,

**,

Куржапа А-Д.А.,

**

обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 322, ч. 3 ст. 30, пунктами «а», «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ,

у с т а н о в и л:

Иргит, Калдар-оол и Куржап группой лиц по предварительному сговору незаконно пересекли Государственную границу Российской Федерации, а также группой лиц по предварительному сговору совершили покушение на кражу с причинением значительного ущерба гражданину, т.е. на тайное хищение чужого имущества.

Преступления совершены ими при следующих обстоятельствах.

27 января 2012 года около 11 часов в местечке «**» ** района Республики Тыва лицо, которое привлекается к уголовной ответственности в Монголии, предложило Иргиту, Калдар-оолу и Куржапу пересечь Государственную границу Российской Федерации и совершить кражу, то есть тайное хищение скота из территории Монголии, на что они согласились.

28 января 2012 года около 20-21 часа, лицо, которое привлекается к уголовной ответственности в Монголии, Иргит, Калдар-оол и Куржап, реализуя общий умысел, верхом на лошадях, без действительных документов на право выезда из Российской Федерации и без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, незаконно пересекли Государственную границу РФ из России в Монголию в ** метрах ** пограничного знака № **, установленного на территории сумона ** района Республики Тыва.

Уг­лубившись на территорию сумона ** аймака до ** километров, лицо, которое привлекается к уголовной ответственности в Монголии, Иргит, Калдар-оол и Куржап увидели на пастбище ** лошадей, которые паслись без присмотра.

28 января 2012 года примерно в 23 часа лицо, которое привлекается к уголовной ответственности в Монголии, Иргит, Калдар-оол и Куржап реализуя совместный умысел на тайное хищение чужого имущества, совместно погнали в сторону Российской Федерации обнаруженных ** лошадей общей стоимостью ** (**) рублей, принадлежащих гражданину Монголии Б., что является для него значительным ущербом.

29 января 2012 года около 01 часа, при попытке перегона похищенных лошадей из Монголии в Российскую Федерацию, они были обнаружены пограничной охраной Монголии. В результате преследования лицо, которое привлекается к уголовной ответственности в Монголии, было задержано, а Иргит, Калдар-оол и Куржап были вынуждены оставить похищенных лошадей на территории Монголии, после чего они скрылись, не доведя до конца общий умысел на хищение чужого имущества по независящим от них обстоятельствам.

В этот же день Иргит, Калдар-оол и Куржап верхом на лошадях, без действительных документов на право въезда в Российскую Феде­рацию и без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательст­вом Российской Федерации незакон­но пересекли Государственную границу РФ из Монголии в Россию в ** метрах ** по­граничного знака № **, установленного на территории сумона Каргы ** Республики Тыва.

В судебном заседании в присутствии защитников подсудимые Иргит, Калдар-оол и Куржап признали себя виновными, заявили о согласии с предъявленным им обвинением, которое они считают обоснованным и поддержали свое ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства.

Подсудимые Иргит, Калдар-оол и Куржап заявили суду, что они осознают характер и последствия заявленного ими ходатайства, в частности то, что они не могут обжаловать приговор в кассационном порядке по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 379 УПК РФ, ходатайство было заявлено ими добровольно и после проведения консультаций с защитниками.

Потерпевший в своем письменном заявлении выразил согласие на рассмотрение уголовного дела в особом порядке, и просил провести судебное заседание в его отсутствие (т. 2 л.д. 83). Гражданский иск не заявлен.

Государственный обвинитель согласился на применение особого порядка принятия судебного решения.

С учетом мнения сторон суд приходит к решению о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства.

Обвинение, с которыми согласились подсудимые Иргит, Калдар-оол и Куржап суд признает обоснованным, подтверждающимся доказательствами, собранными по уголовному делу.

С учетом указанного, суд квалифицирует действия Иргита А.Б., Калдар-оола А.Б. и Куржапа А-Д.А по ч. 2 ст. 322 и по ч. 3 ст. 30, п. «а», «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, как

- незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации, либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, совершенное группой лиц по предварительному сговору,

- покушение на кражу с причинением значительного ущерба гражданину, т.е. на тайное хищение чужого имущества, совершенное группой лиц по предварительному сговору, которое не было доведено до конца по не зависящим от них обстоятельствам.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенных преступлений и личности подсудимых, обстоятельства, смягчающие и отягчающие их наказание, влияние назначенного наказания на их исправление и на условия жизни их семей, характеризующие материалы, исследованные в судебном заседании.

Психическая полноценность подсудимых у суда каких-либо сомнений не вызвала.

Согласно соответствующим справкам, они на учетах в психоневрологической больнице и наркологическом диспансере не состоят (т. 1 л.д. 153-1555, 157-159).

В отношении подсудимых, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации решения суда иностранного государства – Монголии, не имеется.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание подсудимого Иргита, суд учитывает полное признание им вины, положительные характеристики по месту жительства, ходатайства администрации села и его односельчан, исследованные в судебном заседании, наличие у него трех малолетних детей, брата-инвалида, за которым он помогает ухаживать.

В то же время суд учитывает, что с марта 2010 года по март 2010 года Иргит отбывал наказание в виде лишения свободы за умышленное преступления против личности, которое он совершил, когда у него у него было два малолетних ребенка. После освобождения по отбытии наказания Иргит не сделал для себя соответствующих выводов и вновь совершил умышленные преступления, в то время когда у него родился третий ребенок.

С учетом указанных обстоятельств суд считает невозможным применить к Иргиту положения ст. 73 УК РФ.

Администрацией исправительного учреждения, в которой Иргит отбывал наказание, охарактеризовала его посредственно, участковый уполномоченный охарактеризовал его с отрицательной стороны.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание подсудимых Калдар-оола и Куржапа суд учитывает полное признание ими вины, положительные характеристики по месту жительства, исследованные в судебном заседании, отсутствие у них судимостей, молодой возраст.

Кроме того, в качестве обстоятельств, смягчающих наказание подсудимых Иргита, Калдар-оола и Куржапа суд учитывает активное способствование раскрытию и расследованию преступлений совершенных в группе, их менее активную роль, выразившуюся в том, что они согласились с предложением лица, которое привлекается к уголовной ответственности в Монголии, о совместном совершении преступлений.

Обстоятельством, отягчающим наказание подсудимого Иргита А.Б., в соответствии с ч. 1 ст. 18 УК РФ, суд признает наличие в его действиях рецидива преступлений, поскольку он имеет судимость за ранее совершенное умышленное преступление.

С учетом указанных выше обстоятельств при назначении наказания подсудимым Калдар-оолу и Куржапу суд руководствуется ч. 1 ст. 62 УК РФ.

Поскольку у Иргита имеется обстоятельство, отягчающее его наказание, категория совершенных им преступлений, в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ, изменению не подлежит.

С учетом фактических обстоятельств преступлений, совершенных Калдар-оолом и Куржапом группой лиц по предварительному сговору и степени их общественной опасности, оснований для применения к ним положения ч. 6 ст. 15 УК РФ не имеется.

При определении вида наказания подсудимым по п. «а», «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ суд приходит к следующему.

Данное деяние совершено подсудимыми группой по предварительному сговору, что увеличивает степень его общественной опасности. С учетом доказанного, а также обстоятельств его совершения в совокупности с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации, суд считает справедливым, что для исправления подсудимых Иргита А.Б., Калдар-оола и Куржапа им за данное преступление необходимо назначить наказание в виде лишения свободы.

Суд приходит к мнению, что с учетом характера и степени общественной опасности преступлений и личности подсудимого Иргита, как лица, ранее привлекавшегося к уголовной ответственности, в целях исправления он нуждается в контроле после отбытия наказания, в связи с чем ему необходимо назначить дополнительное наказание в виде ограничения свободы.

Учитывая личности подсудимых Калдар-оола и Куржапа, наличие обстоятельств, смягчающих их наказание и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, того, что они характеризуются по месту жительству с положительной стороны и привлекаются к уголовной ответственности впервые, суд считает, что их исправление возможно без реального отбывания наказания в виде лишения свободы, постановив считать его условным в соответствии со ст. 73 УК РФ.

При назначении подсудимым Иргиту, Калдар-оолу и Куржапу наказания по ч. 3 ст. 30, п. «а», «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ суд применяет правила назначения наказания, предусмотренные ч. 3 ст. 66 УК РФ.

При определении срока наказания, назначаемого подсудимым, суд руководствуется правилами ч. 5 ст. 62 УК РФ, в соответствии с которыми срок наказания не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

Гражданский иск по делу не заявлен, вещественных доказательств нет.

На основании ч. 10 ст. 316 УПК РФ процессуальные издержки, связанные с оплатой услуг защитников по назначению, подлежат отнесению за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.302, 307, 308, 309 и ст. 316 УПК РФ, суд,

приговорил:

Признать Иргита А.Б. виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 322, ч. 3 ст. 30, пунктами «а», «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, и назначить ему наказание:

по части 2 ст. 322 УК РФ - в виде лишения свободы сроком на 1 (один) год

по части 3 статьи 30, по пунктам «а», «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ - в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года с ограничением свободы сроком на 1 (один) год.

При исполнении дополнительного наказания установить осужденному Иргиту А.Б. следующие ограничения: не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не изменять место жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, являться в уголовно-исполнительную инспекцию два раза в месяц для регистрации.

На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний, назначить Иргиту А.Б. наказание в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года 6 (шесть) месяцев с ограничением свободы сроком на 1 (один) год, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

При исполнении дополнительного наказания установить осужденному Иргиту А.Б. следующие ограничения: не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не изменять место жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, являться в уголовно-исполнительную инспекцию один раз в месяц для регистрации.

Срок наказания Иргита А.Б. исчислять со дня провозглашения приговора, т.е. с 15 мая 2012 года.

Признать Калдар-оола А.Б. виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 322, частью 3 статьи 30, пунктами «а», «в» части 2 статьи 158 УК РФ, и назначить ему наказание:

по части 2 ст. 322 УК РФ - в виде лишения свободы сроком на 1(один) год,

по части 3 статьи 30, пунктам «а», «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ - в виде лишения свободы сроком на 1(один) год 6 (шесть) месяцев без ограничения свободы.

На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ, путем частичного сложения наказаний, назначить Калдар-оолу А.Б. наказание в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года без ограничения свободы..

В соответствии со ст. 73 УК РФ, назначенное Калдар-оолу Артышу Бугажыковичу наказание считать условным с испытательным сроком 3 (три) года.

Обязать осужденного Калдар-оола А.Б. не менять постоянное место жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль над поведением условно осужденного, принять меры к трудоустройству.

Признать Куржапа А-Д.А. виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 322, ч. 3 ст. 30, пунктами «а», «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, и назначить ему наказание:

по части 2 ст. 322 УК РФ - в виде лишения свободы сроком на 1(один) год,

по части 3 статьи 30, пунктам «а», «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ - в виде лишения свободы сроком на 1(один) год 6 (шесть) месяцев без ограничения свободы.

На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ, путем частичного сложения наказаний, назначить Куржапу А-Д.А. наказание в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года без ограничения свободы.

В соответствии со ст. 73 УК РФ, назначенное Куржапу А-Д.А. наказание считать условным с испытательным сроком на 3 (три) года.

Приговор Бай-Тайгинского районного суда от 16 апреля 2012 года об условном осуждении Куржапа к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ исполнять самостоятельно.

Обязать осужденного Куржапа А-Д.А. не менять постоянное место жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль над поведением условно осужденного, принять меры по постоянному трудоустройству.

Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В испытательный срок подлежит зачету время со дня провозглашения приговора, т.е. с 15 мая 2012 года.

Меру пресечения в отношении осужденных Калдар-оола А.Б., Куржапа А-Д.А. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.

Меру пресечения в отношении осужденного Иргита А.Б. изменить на заключение под стражу до вступления приговора в законную силу, взять его под стражу из зала суда.

Процессуальные издержки, связанные с назначением адвокатов взысканию с осужденных не подлежат. Вещественных доказательств по делу не имеется.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня его провозглашения. Осужденный Иргит вправе обжаловать приговор в тот же срок со дня вручения ему его письменного перевода.

В случае подачи кассационной жалобы, осужденные вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий: Р.Н. Монгуш