приговор оставлен без изменения, кассационная жалоба осужденного без удовлетворения



Судья Хертек С.В. Дело № 22-1425/10

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 29 сентября 2010 года

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Тулуша Х.И., судей Орешкова Э.В. и Аракчаа О.М. рассмотрела в судебном заседании 29 сентября 2010 года кассационную жалобу осужденного Хомушку А.А. на приговор Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 25 июня 2010 года, которым

Хомушку А.А., **, судимый 25 января 2002 года Барун-Хемчикским районным судом Республики Тыва по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 8 годам лишения свободы, освободившийся 21 сентября 2009 года по отбытии срока наказания,

осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

Постановлено взыскать с осужденного Хомушку А.А. в пользу потерпевшей А. 49 990 рублей 50 копеек в счет возмещения материального ущерба и 300 000 рублей в счет компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Аракчаа О.М., выступления осужденного Хомушку А.А. и его защитника Седен-Хуурак Ш.Б., поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе, прокурора Сундуй М.С., полагавшего приговор оставить без изменения, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Хомушку А.А. признан виновным и осужден за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, повлекшего по неосторожности смерть С.

Согласно приговору, преступление им совершено при следующих обстоятельствах.

11 февраля 2010 года около 16 часов 30 минут Хомушку А.А. А. в квартире ** г. Ак-Довурака Республики Тыва начал ревновать свою знакомую К. к С.. Из-за этого С. ударил Хомушку А.А. кулаком по лицу. Хомушку А.А. и С. начали драться. В ходе драки С. ударил Хомушку А.А. смесителем в голову, причинив ему рану в теменной области по срединной линии, не повлекший вред здоровью. Из возникших к С. из-за того, что он напал на него, личных неприязненных отношений Хомушку А.А. умышленно с целью причинения вреда здоровью два раза ударил металлическим смесителем в голову С., кулаком ударил по его лицу, причинив ему раны в области головы, кровоподтеки в области рук и грудной клетки, ссадины на лице, в области рук и груди, не повлекшие вред здоровью, ногами ударил в область печени и различные части тела, причинив тупую сочетанную травму грудной клетки и живота с переломами ребер, закрытую травму живота с разрывом печени, осложнившуюся обильной кровопотерей, повлекшие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, от которых С. скончался на месте.

В судебном заседании осужденный Хомушку А.А. вину в предъявленном обвинении признал частично и, показав, что он не причинял потерпевшему вред здоровью, от которого наступила его смерть, и отказался от дачи показаний, воспользовавшись правом, предоставленным ст. 51 Конституции РФ.

В кассационной жалобе осужденный Хомушку А.А. просит изменить приговор, переквалифицировать его действия на ч. 1 ст.105 УК РФ, поскольку потерпевший напал на него, после этого он, защищаясь, начал с ним драться, во время драки потерпевшему неосторожно причинено повреждение, повлекшее его смерть. Противоправное поведение потерпевшего явилось поводом для вынужденной защиты.

В возражении на кассационную жалобу государственный обвинитель Кыргыс Н.В. просит приговор оставить без изменения в связи с его законностью и обоснованностью, а жалобу осужденного без удовлетворения в связи с необоснованностью доводов, изложенных в ней.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения, выслушав стороны, Судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены приговора.

Виновность осужденного Хомушку А.А. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью С., опасного для жизни, от которого по неосторожности наступила его смерть, установлена совокупностью исследованных в судебном заседании и оцененных судом доказательств.

В частности, показаниями осужденного на предварительном следствии о том, что в доме С. он распивал спиртное вместе с К. и С. Во время распития спиртного он ходил в магазин за спиртным. Вернувшись, он долго не мог попасть в квартиру, так как не открывали дверь. Затем он зашел в квартиру и увидев, что С. приставал к К., сделал С. замечание. После этого С., ударив его по лицу кулаком и головой по лицу, схватил за горло. Он схватил С. за пояс и, применив борцовский прием, бросил его на пол, затем, рассердившись на него из-за того, что он нападал на него, нанес несколько ударов ногами, обутыми в зимние ботинки, в область печени и в различные части тела, затем, подобрав лежавший на полу смеситель, два раза ударил им по его голове и сам упал на пол. Тогда С. забрался на него и потянулся к его горлу. Он нанес С. два удара кулаком по лицу и выбежал из квартиры.    

Показаниями свидетеля К. на предварительном следствии о том, что в тот день она с осужденным Хомушку А.А. и С. распивала спиртные напитки в доме последнего. Отправив Хомушку А.А. за спиртным, С. начал приставать к ней, долго не открывал Хомушку А.А. дверь. Когда Хомушку А.А. зашел в дом и сделал С. замечание, последний ударил Хомушку А.А. в лицо, между Хомушку А.А. и С. началась драка, в ходе которой С. два раза ударил Хомушку А.А. смесителем по голове, после чего они упали на пол и продолжили драться лежа. Затем Хомушку А.А. встал и, схватив металлический смеситель, нанес два удара по голове С., после которых последний не поднимался, затем нанес С. множественные удары по всему телу, в том числе в область живота.  

Показаниями свидетеля М. на предварительном следствии о том, что в тот день в соседнюю с ее квартирой квартиру кто-то стучался и требовал открыть дверь, через некоторое время дверь открыли и тот человек зашел в квартиру. После этого из квартиры были слышны крики, шум драки, падения предметов, которые прекратились через 30 минут.

Протоколами осмотра места происшествия, согласно которым в зале ** ** по ** г. Ак-Довурак был обнаружен труп С., в затылочной части которого обнаружена линейная резаная рана размером около 2 см, под которой имеется темно-бурое вещество, похожее на кровь, обнаружен металлический смеситель, который изъят.

Заключением судебно-медицинской экспертизы, согласно которому смерть С. наступила от тупой сочетанной травмы грудной клетки и живота. Кроме этого, у С. обнаружены не повлекшие вреда здоровью кровоподтеки на плечах, предплечье, на кисти, на грудной клетке, ссадины на лице.

Заключением судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств, согласно которому на изъятых с места происшествия деревянных фрагментах и на деревянной ручке щетки обнаружена кровь человека, происхождение которой от С. не исключается.

Протоколом осмотра пары кожаных ботинок черного цвета, спортивных брюк, металлического смесителя из-под умывальника.

Протоколом проверки показаний осужденного Хомушку А.А., согласно которому последний подтвердил свои показания, продемонстрировав свои действия на статисте.

Протоколом проверки показаний свидетеля К., согласно которому последняя подтвердила свои показания, продемонстрировав действия Хомушку А.А. и С. на статисте.

На основании совокупности вышеприведенных доказательств, полученных с соблюдением требований уголовно-процессуального закона и признанных судом первой инстанции допустимыми по процессуальной форме и достоверными по содержанию, и потому обоснованно положенных в основу приговора, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства по делу и обоснованно пришел к выводу о том, что Хомушку А.А. из-за возникших к С. личных неприязненных отношений в ходе драки умышленно причинил ему тяжкий вред здоровью, опасный для жизни, от которого последовала смерть С., правильно квалифицировав его действия по ч. 4 ст. 111 УК РФ.

Указанные в кассационной жалобе доводы о совершении преступления при превышении пределов необходимой обороны не нашли подтверждения в судебном заседании.

При этом суд правильно признал достоверными показания свидетеля К. на предварительном следствии о том, что во время драки Хомушку А.А. нанес С. удары металлическим смесителем в голову, затем нанес С. множественные удары по всему телу, в том числе в область живота, которые подтверждаются показаниями самого осужденного Хомушку А.А. на предварительном следствии о том, что во время драки он, повалив С. на пол, рассердившись на него из-за того, что он нападал на него, нанес несколько ударов ногами, обутыми в зимние ботинки, в область печени и в различные части тела, затем металлическим смесителем два раза ударил по его голове, а также другими вышеприведенными доказательствами. Оснований подвергать их сомнению у суда первой инстанции не было, в связи с чем они правильно признаны судом достоверными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и обоснованно положены в основу приговора.

Назначенное Хомушку А.А. наказание за совершение преступления отвечает целям и задачам, которые определены уголовным законом, соответствует характеру и степени общественной опасности, его личности, назначено с учетом обстоятельств совершенного преступления, наличия смягчающих и отягчающего его наказание обстоятельств, а также влияния назначенного наказания на его исправление, поэтому является справедливым.

Неправомерное поведение потерпевшего, который начал драку, учтено судом первой инстанции в качестве смягчающего наказание осужденного обстоятельства.    

При рассмотрении дела судом каких-либо нарушений норм процессуального закона, влекущих нарушение прав и законных интересов осужденного и других участников судебного разбирательства, не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения приговора по доводам кассационной жалобы осужденного Хомушку А.А. Судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

приговор Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 25 июня 2010 года в отношении Хомушку А.А. оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.

Председательствующий:                                                                          Х.И. Тулуш

Судьи:                                                                                                         Э.В. Орешков

                                                                                                                     О.М. Аракчаа