приговор отменен, уголовное дело прекращено в связи с отсутствием состава преступления



Судья Тулуш А.М. Дело № 22-1476/10

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Кызыл 20 октября 2010 года

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Ондар А.А-Х., судей Баева Г.Е. и Сарыглара Г.Ю. рассмотрела в судебном заседании 20 октября 2010 года кассационное представление государственного обвинителя Иргита Р.Э. на приговор Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 июня 2010 года, которым

Асташева Д.Д., **,

осуждена по ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 1 год.

Заслушав доклад судьи Сарыглара Г.Ю., выступление прокурора Монгуш Х.Ч., поддержавшего доводы, изложенные в кассационном представлении, полагавшего отменить приговор и прекратить уголовное дело, Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Асташева Д.Д. признана виновной и осуждена за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности в крупном размере после вступления в законную силу решения суда.

Согласно приговору, преступление совершено при следующих обстоятельствах.

07 августа 2009 года вступило в законную силу решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 июля 2009 года о взыскании с Асташевой Д.Д. в пользу А. в счёт возврата долга — 438 00 рублей, в счёт возврата процентов за пользование чужими денежными средствами — 18 658,80 рублей, в счёт возмещения расходов на услуги представителя – 15 000 рублей, госпошлины в доход государства – 5 980 рублей.

28 августа 2009 года судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов г.Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Д. на основании исполнительного листа **, выданного Кызылским городским судом Республики Тыва, возбуждено исполнительное производство **.

23 сентября 2009 года Асташевой вручено постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором она предупреждалась о наложении ареста на имущество и ей предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда. В этот же день Асташевой вручено предупреждение об уголовной ответственности по ст. 177 УК РФ, однако Асташева мер к погашению кредиторской задолженности не предприняла, законные требования судебного пристава исполнителя не исполнила.

За невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя о явке в 10 часов 30 сентября 2009 года Асташева постановлением судебного пристава-исполнителя от 23 октября 2009 года привлечена к административной ответственности по ст. 177 УК РФ.

01 октября 2009 года Асташева, согласно заключенному с РГУЗ «**» договору **, поставила в данное учреждение продукты питания на сумму 13 809 рублей.

05 октября 2009 года Асташева, достоверно зная об обращении судебным приставом-исполнителем взыскания на ее денежные средства, находящиеся на счетах в банках, с целью сокрытия доходов от реализации продуктов питания составила недостоверную счёт-фактуру, где поставщиком продуктов питания указала не себя, а Б., и предоставила главному врачу Республиканского ** диспансера уведомление с просьбой зачислить стоимость поставленных продуктов питания на расчетный счёт Б. в счет их взаиморасчетов. Однако по не зависящим от Асташевой обстоятельствам, связанным с тем, что договор РГУЗ был заключён с Асташевой, а не с Б., денежные средства в размере 13 809 руб. были перечислены на расчётный счёт Асташевой Д.Д.

Далее, 27 октября 2009 года Асташева умышленно, во избежание обращения взыскания на ее долю в общем имуществе, не уведомив судебного пристава-исполнителя и кредитора, заключила с супругом Г. у частного нотариуса В. брачный договор, зарегистрированный в реестре **, об изменении установленного законом режима совместной собственности на режим раздельной собственности. Согласно данному соглашению, недвижимое имущество по адресу: **, с находящимся по указанному адресу движимым имуществом передано в собственность Г..

Таким образом, с момента вступления 07 августа 2009 года решения суда в законную силу до поступления 09 декабря 2009 года рапорта об обнаружения признаков преступления Асташева, имея реальную возможность исполнить решение суда, умышленно, путём заключения брачного договора и сокрытия доходов от реализации продуктов питания, лишила возможности обращения взыскания с её имущества денежных средств для исполнения судебного решения, тем самым злостно уклонилась от погашения кредиторской задолженности.

Осужденная Асташева Д.Д. на судебное заседание не явилась, обратилась к суду с ходатайством о рассмотрении уголовного дела в ее отсутствие, так как она обвиняется в совершении преступления небольшой тяжести, смысл предъявленного обвинения ей понятен, вину в совершении вменяемого преступления признает полностью.

На предварительном следствии осужденная Асташева Д.Д., воспользовавшись правом, предусмотренным ст.51 Конституции РФ, отказалась от дачи показаний.

В кассационном представлении прокурор Иргит Р.Э. просит приговор отменить, уголовное дело прекратить по п. 2 ст. 169 УК РФ.

Потерпевшая в своем возражении просит приговор оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения, считает приговор законным, обоснованным, справедливым, а доводы представления - несостоятельными. В ходе судебного разбирательства сторонами не заявлялись ходатайства о прекращении уголовного дела в связи с декриминализацией деяния, совершенного осужденной.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления, возражения, выслушав прокурора, Судебная коллегия находит приговор подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 254 УПК РФ.

Суд прекращает уголовное дело в судебном заседании в случаях, если во время судебного разбирательства будут установлены обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 24 УПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в случае, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым уголовным законом.

Федеральным законом от 07 апреля 2010 года № 60-ФЗ внесено изменение примечание ст. 169 УК РФ, согласно которому в статьях главы 22 УК РФ задолженностью в крупным размере признается задолженность в сумме, превышающей 1 500 000 рублей.

Согласно ст. 10 УПК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, имеет обратную силу.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия полагает доводы кассационного представления прокурора об отмене приговора и прекращении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления в действиях Асташевой Д.Д., так как до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым уголовным законом, обоснованными. 

Доводы потерпевшей о том, что в ходе судебного разбирательства сторонами не заявлялись ходатайства о прекращении уголовного дела в связи с декриминализацией деяния, совершенного осужденной, поэтому кассационное представление не подлежит удовлетворению, Судебная коллегия признает необоснованными в связи с выше изложенными обстоятельствами. 

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

приговор Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 июня 2010 года в отношении Асташевой Д.Д. отменить, уголовное дело прекратить по ст. 24 ч.1 п. 2 УПК РФ в связи с отсутствием состава преступления, кассационное представление прокурора – удовлетворить.

Председательствующий:                                                                                А.А-Х. Ондар

Судьи:                                                                                                               Г.Е.Баева 

                                                                                                               Г.Ю.Сарыглар