Приговор в отношении Саая В.О. оставлен без изменения, кассационная жалоба без удовлетвоерния



**

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 17 ноября 2010 года

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Тулуша Х.И.,

судей Куулар В.Д. и Куулар А.И. рассмотрела в открытом судебном заседании 17 ноября 2010 года кассационную жалобу осужденного Саая В.О. на приговор Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 16 сентября 2010 года, которым

Саая В.О., **,

осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Заслушав доклад судьи Куулар В.Д., выступления осужденного Саая В.О., защитника Ичина И.Д., поддержавших доводы кассационной жалобы и просивших приговор отменить, прокурора Садыр-оол С.Х., полагавшего приговор оставить без изменения, Судебная коллегия

                                                           установила:

Саая В.О. признан виновным и осужден за умышленное причинение смерти потерпевшему А.

Как установлено судом, преступление им совершено при следующих обстоятельствах.

07 сентября 2004 года около 22 часов в юрте, принадлежавшей У., расположенной в местечке ** села ** района, находились в состоянии алкогольного опьянения Саая В.О., Д., Х., Б.. В это время в юрту зашел А., также находившийся в состоянии алкогольного опьянения. Саая В.О. стал спрашивать у последнего, кто он, зачем зашел в юрту. Между Саая В.О. и А. возникла ссора, в ходе которой Саая В.О., недовольный поведением А., на почве личных неприязненных отношений из-за того, что он зашел к ним в юрту и задает вопросы, схватил А. за плечи и стал наносить ему удары. Между ними завязалась борьба, в ходе которой Саая В.О. нанес множественные удары по телу А. Когда А. успокоился, Саая В.О. продолжил избивать его, причинив повреждения, не расценивающиеся как вред здоровью. Затем Саая В.О. с целью умышленного причинения смерти А., вырвав из рук последнего нож, нанес ему множественные удары, причинив тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в виде колото-резаного ранения шеи слева с ранением внутренней сонной артерии и подчелюстных лимфоузлов, повлекший массивную кровопотерю, от чего потерпевший А. скончался на месте.

В судебном заседании осужденный Саая В.О. вину в предъявленном обвинении признал частично и показал, что у него умысла на причинение смерти не было, он защищался от нападения потерпевшего. 07 сентября 2004 года, когда он находился в юрте брата с матерью, женой и невесткой, туда зашел незнакомый парень в состоянии алкогольного опьянения с ножом в руке. Парень стал спрашивать брата У., кричать на него и угрожать убийством, затем он ударил его в левое предплечье. Они схватились и стали бороться. Он стал отбирать у парня нож. Когда он отобрал у него нож, А. сказал, что у него есть еще один нож, убьет его. Отобрав у потерпевшего нож, ножом не размахивал.

В кассационной жалобе и дополнении к ней осужденный Саая В.О. просит приговор отменить, поскольку умысла на причинение смерти у него не было. Он не мог совершить указанное преступление, так как он является инвалидом по зрению, то есть практически ничего не видит. Потерпевший, придя к ним юрту, стал угрожать убийством, напал на него с ножом в руках. Он отобрал у него нож, и тогда тот стал угрожать ему, что нанесет ему ножевое ранение вторым ножом, что было дальше, от испуга он не помнит. Умысла на причинение смерти не было, так как он защищался от противоправных действий потерпевшего, первым напавшего на него, а также считает, что преступление совершено в состоянии аффекта.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, Судебная коллегия приходит к следующему.

Виновность Саая В.О. в совершении преступления подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которые в соответствии с требованиями ст. ст. 86, 87 и 88 УПК РФ судом исследованы, проверены и надлежаще оценены.

Так, из показаний потерпевшей Ч., видно, что в тот день ее сын уехал вместе с парнями. На следующий день она приехала в **, где ей сообщили, что сына убили. Сын употреблял спиртное, по характеру не был вспыльчивым. К подсудимому Саая В.О. претензий не имеет, ущерб возмещен.

Из оглашенных показаний осужденного Саая В.О., данных им на предварительном следствии, видно, что 07 сентября 2004 года около 22 часов к ним в юрту зашел парень в состоянии алкогольного опьянения, спросил брата У.. Затем он стал приставать к нему и угрожать убийством. Он ударил его ножом в левое предплечье. После он, отобрав у него нож, стал им размахивать и ударил его. В юрту зашла его жена и сообщила, что парень лежит мертвый.

Из показаний свидетеля Х., данных на предварительном следствии, оглашенных в соответствии ч. 4 ст. 281 УПК РФ, видно, что 07 сентября 2004 года, когда она находилась в юрте У., зашел парень в безрукавке. Парень сел возле кровати, где сидел Саая В.О.. Тогда Саая В.О. стал его спрашивать, зачем он пришел. Парень выразил недовольство по поводу его расспросов. Тогда Саая В.О.., взяв его за плечи, стал наносить ему удары, он схватил его двумя руками и не выпускал. Они стали драться, парень пытался вырваться, но Саая В.О.. держал его крепко. Она просила Саая В.О.. успокоиться, но он ее не слушал. Затем парень вытащил из кармана брюк блестящий предмет, похожий на нож. Она, сказав Саая В.О.., что у парня нож, выбежала из юрты. Когда она снова зашла в юрту, парень лежал возле печки весь в крови. Саая В.О.. сказал, что он ударил его ножом.

Из оглашенных показаний свидетеля Б., данных на предварительном следствии, оглашенных в соответствии с ч. 3 ст. 281 УПК РФ, видно, что она, услышав крики Х., забежала в юрту, где дрались Саая В.О. и А. Они дрались долго, Саая В.О. был сильнее потерпевшего А., в основном Саая В.О. избивал А.. Когда А. успокоился, то Саая В.О. продолжал его избивать. Когда Саая В.О. перестал бить А., они с Х. увидели, что парень ничего не мог говорить, хрипел, сидя на коленях, затем упал на спину. Саая В.О. сказал им, что убил потерпевшего.

Из показаний свидетеля Й., данных на предварительном следствии, оглашенных в соответствии с ч. 1 ст. 281 УПК РФ, видно, что в тот день из юрты У. слышны были голоса его сестры Б.. и Х.. Когда они с М. подъехали к юрте, к ним подбежал Саая В.О. и сообщил, что «убрал» одного из них. М. ему не поверил, Саая В.О. потащил его в юрту. Он, выбежав из машины, зашел в кошару, откуда наблюдал за ними. Проснувшись ночью в кошаре, он пришел в юрту У. и  увидел своего друга А., который лежал весь в крови.

Из показаний свидетеля М., оглашенных в соответствии с ч. 3 ст. 281 УПК РФ, видно, что Саая В.О. сообщил ему, что нанес два удара ножом сыну О. то есть А., он не поверил, жена Саая В.О.- Х. подтвердила, сказав, что она видела, как потерпевший умер.

Из показаний свидетеля У., данных на предварительном следствии, оглашенных в соответствии с ч. 3 ст. 281 УПК РФ, видно, что когда тот зашел в юрту, то увидел человека, который лежал перед печкой. Жена сказал, что Саая В.О. подрался с А. и убил его, инициатором драки был Саая В.О. Он сам набросился на А., когда тот зашел в юрту.

Протоколом осмотра места происшествия, согласно которому в юрте, расположенной ** **, возле дверей лежит труп мужского пола. Труп лежит на спине, лицо, рот, нос испачканы кровью, в правом боку имеется рана около 2 см.

Согласно выводам судебно-медицинской экспертизы № 261 от 13 сентября 2004 года смерть потерпевшего А. наступила в результате тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни в виде колото-резаного ранения шеи слева с ранением внутренней сонной артерии и подчелюстных лимфоузлов, приведших к массивной наружной кровопотере.

Согласно выписке из акта судебно-химического исследования №1578 от 11 октября 2004 года, видно, что в крови потерпевшего А. выявлен этиловый алкоголь - свыше 6 %. Данная концентрация применительно для живых лиц соответствует смертельной дозе алкогольного опьянения, но в данном случае к причине смерти отношения не имеет.

Суд первой инстанции, полно, всесторонне исследовав каждое доказательство и в их совокупности правильно установил фактические обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу о виновности осужденного Саая В.О., квалифицировав его действия по ч. 1 ст. 105 УК РФ как умышленное причинение смерти потерпевшему.

Доводы осужденного о причинении смерти потерпевшему при самообороне судом проверялись и не нашли подтверждения и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку они опровергаются показаниями самого осужденного, данными при допросе в качестве подозреваемого, показаниями свидетелей Х., Б., Й., М. и другими доказательствами.

Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что убийство потерпевшего осужденный Саая В.О. совершил в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, в материалах дела не содержится. С учетом адекватного поведения Саая В.О. в ходе предварительного следствия и в суде, а также того, что он на учете в психиатрическом диспансере не состоит, сомнений в его вменяемости и психической полноценности у суда не возникло.

Доводы о том, что он не мог причинить смерть в связи с тем, что он является инвалидом первой группы, также признаны не состоятельными, поскольку очевидцы преступления указывают на то, что осужденный первым стал избивать потерпевшего, схватив его за плечи, не выпускал; когда потерпевший успокоился, хотел вырваться из рук Д., тот продолжил избиение, а затем ударил ножом в область шеи и в другие части тела. Кроме того, из заключения судебно-химического исследования видно, что потерпевший находился в сильной степени алкогольного опьянения, что указывает на то, что он не мог должным образом оказывать сопротивление осужденному.

 Наказание, назначенное осужденному Саая В.О., соответствует характеру и степени общественной опасности содеянного, данным, характеризующим его личность, отвечает целям и задачам, которые определены уголовным законом, является справедливым. Смягчающие наказание обстоятельства судом учтены в полном объеме.

В связи с этим Судебная коллегия оснований для отмены приговора по изложенным в жалобах доводам, не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, Судебная коллегия

                                                        определила:

приговор Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 16 сентября 2010 года в отношении Саая В.О. оставить без изменения, а его кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:                                                                    Х.И. Тулуш

Судьи:                                                                                                   В.Д. Куулар

                                                                                                               А.И. Куулар