С применением ст. 62 УК РФ наказание по ч.1 ст. 105 УК РФ снижено до 6 лет лишения свободы в ИК общего режима



**

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

**

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Тулуша Х.И., судей Куулар А.И. и Куулар В.Д. при секретаре Ондар О.В. рассмотрела в судебном заседании 15 июня 2011 года кассационное представление государственного обвинителя Ховалыг А.О., кассационные жалобы осужденной Чезычаковой С.С., защитника Бологовой О.В. на приговор Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 апреля 2011 года, которым

Чезычакова С.С. , **

осуждена по ст. 62 УК РФ к 7 (годам) лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Заслушав доклад судьи Куулар А.И., выступления осужденной Чезычаковой С.С. и ее защитника Бологовой О.В., поддержавших доводы кассационных жалоб и просивших изменить приговор, прокурора Садыр-оол С.Х., поддержавшего доводы кассационного представления и просившего отменить приговор, Судебная коллегия

установила:

Чезычакова С.С. признана виновной и осуждена за умышленное причинение смерти другому человеку.

Преступление ею совершено при следующих обстоятельствах, приведенных в приговоре.

26 октября 2010 года около 17-18 часов в **, находясь в состоянии алкогольного опьянения, Е. избил свою жену Чезычакову С.С., также находящуюся в состоянии алкогольного опьянения, рассердившись на то, что она предъявила ему претензии о том, что он не работает и злоупотребляет спиртным. Нанеся Чезычаковой С.С. телесные повреждения, не причинившие вред ее здоровью, Е., держа в руке нож, пригрозил ей физической расправой. На это Чезычакова С.С. отобрав нож, из личной неприязни к мужу, умышленно с целью причинения смерти два раза ударила ножом в область груди. Своими действиями Чезычакова С.С. причинила Е. телесное повреждение в виде проникающего колото-резаного ранения груди слева с повреждением верхней доли левого легкого, сердечной сорочки, левого предсердия, левого желудочка, явившегося тяжким вредом здоровью, опасным для жизни, от которого наступила смерть Е.

В судебном заседании осужденная Чезычакова С.С. в предъявленном обвинении по ч. 1 ст. 105 УК РФ вину признала частично и показала, что в тот вечер она с мужем распивала спиртное у себя в квартире. Когда все ушли, муж стал ругаться, оскорблять ее, толкнул ее и ударил в лицо, затем схватил нож и стал нападать на нее, а она, испугавшись, вырвала у него нож. Что произошло дальше, она не осознает, помнит, что стала отмахиваться ножом. Затем он упал, а она не поняла, что ударила его ножом. Она не целилась и не хотела его убивать, не помнит, сколько раз она ударила его ножом. На улице она позвала на помощь и вызвала врача.

В кассационном представлении государственный обвинитель Ховалыг А.О. просит отменить приговор ввиду нарушения уголовного закона, указав, что суд, признав осужденную виновной в совершении умышленного причинения смерти потерпевшему, не указал размер назначенного наказания.

В кассационной жалобе осужденная Чезычакова С.С. просит изменить приговор, переквалифицировать ее действия на ч. 1 ст. 108 УК РФ и снизить наказание, указав на его чрезмерную суровость. Полагает, что суд необоснованно положил в основу обвинительного приговора ее показания на предварительном следствии и необоснованно отверг ее показания в судебном заседании, которые, по ее мнению, являются достоверными. Суд недостаточно учел в качестве смягчающего наказание обстоятельства противоправное поведение потерпевшего, положительные характеристики, плохое состояние ее здоровья.

В кассационной жалобе защитник Бологова О.В. просит изменить приговор, переквалифицировать содеянное на ст. 73 УК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, кассационных жалоб, выслушав стороны, Судебная коллегия приходит к следующему.

Виновность Чезычаковой С.С. в умышленном причинении смерти Е. подтверждается совокупностью следующих доказательств.

Показаниями осужденной Чезычаковой С.С., данными на предварительном следствии в качестве подозреваемой и обвиняемой, из которых следует, что в результате совместного распития спиртных напитков, между ней и потерпевшим возникла ссора по поводу того, что она стала упрекать его в злоупотреблении спиртными напитками и отсутствии работы. Е. стал пререкаться с ней и несколько раз ударил кулаком по ее лицу. Затем, схватив нож, стал угрожать ей расправой. Она выхватила нож из его руки и, разозлившись на него из-за того, что тот пререкался с нею из-за ее претензий по поводу злоупотребления им спиртных напитков, того, что он не работал, а также избил ее и угрожал ей расправой, два раза ударила его ножом в грудь. После этого она позвала на помощь.

Показаниями свидетеля С., данными на предварительном следствии и оглашенными в порядке ч. 3 ст. 281 УПК РФ, из которых следует, что в тот вечер он распивал спиртные напитки вместе с Е. и Чезычаковой С.С., М. и Б. Во время распития спиртного Е. начал выражаться нецензурной бранью, а Чезычакова С.С. стала предъявлять претензии Е. о том, что тот злоупотребляет спиртным и не работает, по поводу чего они оба поссорились, а он ушел с М. и его женой Б. к ним домой. Когда «А.» сказал ему о том, что Чезычакова зовет на помощь, то он, открыв замок, вошел в квартиру и увидел, что Е. лежит на полу, а Чезычакова была в истерике.

Протоколом проверки показаний на месте обвиняемой Чезычаковой С.С., согласно которому, она показала в **, как после совместной ссоры, муж избил ее, угрожал ножом, а она, выхватив нож из его руки, ударила его два раза ножом в грудь.

Протоколом осмотра места происшествия, согласно которому на полу ** обнаружены пятна вещества бурого цвета, похожего на кровь.

Протоколами выемки и осмотра предметов, согласно которым изъят и осмотрен кухонный нож заводского производства с пластмассовой рукояткой черного цвета, со следами вещества темно-бурого цвета, похожего на кровь на клинке, марлевый тампон с веществом темно-бурого цвета, похожего на кровь.

Заключением судебно-медицинской экспертизы № ** от 23 ноября 2010 года, согласно которому смерть Е. наступила от проникающего колото-резаного ранения груди слева, повредившего верхнюю долю левого легкого, сердечную сорочку, левое предсердие, левый желудочек, явившегося тяжким вредом здоровью, опасным для жизни, осложнившееся массивным внутренним и наружным кровотечением с развитием геморрагического шока четвертой степени, обильной кровопотерей, отеком головного мозга, острой сердечной недостаточностью, отеком легких. Указанное повреждение нанесено колюще-режущим орудием, например, клинком ножа. Также потерпевшему нанесено одно непроникающее колото-резаное ранение груди слева, явившееся легким вредом здоровью, по признаку опасности для жизни, не состоящее в прямой причинно-следственной связи со смертью.

Заключением судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств № ** от 11 ноября 2010 года, согласно которому, кровь на ноже и смыве с места происшествия относится к той же группе, что и кровь потерпевшего Е.

Заключением амбулаторной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы № ** от 17 марта 2011 года, согласно выводам которого у Чезычаковой С.С. выявлены признаки «**», которые не лишают ее способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В период времени, относящийся к инкриминируемому ей деянию, Чезычакова С.С. признаков какого-либо ** не обнаруживала, находилась в состоянии простого алкогольного опьянения и не находилась в состоянии физиологического аффекта, которое лишило бы ее возможности руководить своими действиями и осознавать их.

Суд первой инстанции все доказательства исследовал и оценил в соответствии с требованиями ст. 87 и ст. 88 УПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, они являются относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для правильного разрешения дела.

Доводы осужденной Чезычаковой С.С. и защитника Бологовой О.В. о том, что Чезычакаова С.С. причинила смерть потерпевшему в результате необходимой обороны от неправомерных действий потерпевшего, суд первой инстанции проверил и обоснованно опроверг совокупностью приведенных доказательств. При этом суд обоснованно признал одним из доказательств ее виновности показания самой осужденной, данные ею в ходе предварительного следствия, в ходе которых она указала, что она во время ссоры ударила ножом потерпевшего. Эти показания добыты с соблюдением требований ст.ст. 173, 189-190 УПК РФ и обоснованно исследованы в соответствии с требованиями ст. 276 УПК РФ.

В ходе предварительного следствия и судебного заседания достоверно установлено о том, что в момент причинения смерти потерпевший не применял насилие, опасное для жизни и здоровья осужденной. Судом достоверно установлено, что осужденная находилась в состоянии алкогольного опьянения и когда потерпевший Е., также находившийся в состоянии алкогольного опьянения, стал пререкаться с ней и несколько раз ударил кулаком по ее лицу, а затем, схватив нож, угрожал ей расправой, Чезычакова С.С., завладев ножом, умышленно нанесла два удара в область груди Е., который какого-либо посягательства в ее отношении не совершал. Данное обстоятельство достоверно установлено показаниями самой осужденной, данными на предварительном следствии. И эти показания являются последовательными, полными и достоверными, добытыми в соответствии с требованиями ст. 189-190, 173-174 и ст. 276 УПК РФ с участием защитника. Из заключения судебно-медицинской экспертизы следует, что потерпевший Е. в момент причинения ему смерти находился в тяжелой степени алкогольного опьянения, что свидетельствует о том, что потерпевший не мог совершать активные действия, что также подтверждается показаниями осужденной. Характер нанесенных ран и направление ран указывают о целенаправленности действий Чезычаковой на умышленное причинение смерти.

Таким образом, доводы осужденной и ее защитника о неправильной квалификации действий осужденной Судебная коллегия находит необоснованными.

Суд первой инстанции, установив форму вины, выяснив мотивы, цель и способ совершения преступления, исследовав иные обстоятельства, имеющие значение для правовой оценки содеянного, правильно квалифицировал действия Чезычаковой С.С. по ч. 1 ст. 105 УК РФ как умышленное причинение смерти потерпевшему.

Назначенное Чезычаковой С.С. наказание в виде реального лишения свободы соответствует характеру и степени общественной опасности, особой тяжести совершенного ею преступления, ее личности, назначено с учетом смягчающих обстоятельств.

Доводы жалоб осужденной и защитника о назначении наказания с применением положений ст. 73 УК РФ.

Вопреки доводам жалоб, суд в полной мере учел в качестве смягчающих наказание осужденной обстоятельств активное содействие раскрытию и расследованию преступления, положительные характеризующие данные с мест жительства и работы, пожилой возраст, противоправное поведение потерпевшего, оказание помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, а также ее плохое состояние здоровья.

Также Судебная коллегия не находит оснований для применения в отношении осужденной положений ст. 64 УК РФ.

Вместе с тем назначенное Чезычаковой С.С. наказание Судебная коллегия находит подлежащим соразмерному снижению, поскольку суд, фактически назначив наказание с применением положений ч. 1 ст. 62 УК РФ содержит конкретные основания по разным частям.

В связи с внесенными изменениями оснований для отмены приговора по доводам кассационного представления Судебная коллегия не находит, поскольку суд при назначении наказания прямо указал о назначении наказания в пределах санкции ч. 1 ст. 105 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от 6 до 15 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.

На основании вышеизложенного Судебная коллегия не находит оснований для отмены приговора по доводам изложенным в кассационном представлении и оснований для изменения квалификации содеянного Чезычаковой С.С. как указывается в кассационных жалобах осужденной и ее защитника.

Руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

приговор Кызылского городского суда Республики Тыва года от 20 апреля 2011 года в отношении Чезычаковой С.С. изменить и с применением положений ч. 1 ч. 1 ст. 105 УК РФ наказание снизить до 6 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

В остальной части приговор оставить без изменения, а кассационные жалобы осужденной Чезычаковой С.С. и защитника Бологовой О.В., кассационное представление государственного обвинителя - без удовлетворения.

Председательствующий Х.И.Тулуш

Судьи В.Д.Куулар

А.И.Куулар