Постановление оставлено без изменения



** КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 15 августа 2012 года

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Баевой Г.Е.,

судей Оюн Ч.Т. и Тулуш А.М.,

при секретаре Натпите К.-Д.М. рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу адвоката Гриневского В.Н. в защиту интересов осужденного Бахтигузина А.Х. на постановление Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 05 июля 2012 года, которым

Бахтигузину А.Х., **, судимому 18 мая 2009 года Кызылским городским судом Республики Тыва по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам лишения свободы, со штрафом, на основании ст. 73 УК РФ – условно, с испытательным сроком 3 года, осужденному 13 октября 2010 года Кызылским городским судом Республики Тыва по ч. 2 ст. 228 УК РФ (с учетом изменений, внесенных кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва от 02 декабря 2010 года) к 3 годам лишения свободы, на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытой части наказания по приговору Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 мая 2009 года к 3 годам 3 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима,

отказано в удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

Заслушав доклад судьи Баевой Г.Е., выступления осужденного Бахтигузина А.Х., адвоката Гриневского В.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы и просивших постановление отменить, прокурора Саая А.А., полагавшего постановление оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Бахтигузин А.Х. осужден 13 октября 2010 года Кызылским городским судом Республики Тыва по ч. 2 ст. 228 УК РФ (с учетом изменений, внесенных кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва от 02 декабря 2010 года) к 3 годам лишения свободы, на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытой части наказания по приговору Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 мая 2009 года к 3 годам 3 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Осужденный Бахтигузин А.Х. обратился в суд 06 июня 2012 года с ходатайством об условно-досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания, указав, что прибыл в ФКУ ИК-4 УФСИН России по ** 14 декабря 2010 года из СИЗО-1 **, за время отбывания наказания нарушений не допускал, имеет 2 поощрения. В настоящее время состоит на облегченных условиях содержания, правила внутреннего распорядка соблюдает, участвует в общественной жизни отряда, вину признает полностью, раскаивается в содеянном.

Постановлением суда осужденному Бахтигузину А.Х. в удовлетворении ходатайства отказано и в обоснование принятого решения указано, что на данный момент осужденный Бахтигузин А.Х. не отбыл трех четвертей срока наказания, назначенного за тяжкое преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств.

В кассационной жалобе адвокат Гриневский В.Н. в защиту интересов осужденного Бахтигузина А.Х. просит отменить постановление суда и в обоснование этого указывает, что суд неправильно применил уголовный закон, так как применение п. «г» ч. 3 ст. 79 УК РФ в редакции, которая вступила в силу с 01 марта 2012 года в соответствии с Федеральным законом № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ухудшает положение Бахтигузина А.Х., что невозможно в силу ст. 10 УК РФ.

Проверив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия находит постановление судьи подлежащим отмене, а производство по ходатайству осужденного - прекращению по следующим основаниям.

Из представленных материалов видно, что Бахтигузин А.Х. осужден за совершение преступлений, относящихся к категории тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, начало срока наказания – 13 октября 2010 года, конец – 13 января 2014 года.

В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 79 УК РФ (в редакции Федерального закона от 1 марта 2012 года № 18-ФЗ) лицо, отбывающее лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению только после фактического отбытия не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за тяжкое преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также, если судом будет признано, что для своего исправления оно не наждется в полном отбывании назначенного судом наказания.

Доводы жалобы адвоката о том, что при рассмотрении ходатайства об условно-досрочном освобождении Бахтигузина А.Х. суд должен руководствоваться п. «б» ч. 3 ст. 79 УК РФ, а не п. «г» ч. 3 указанной статьи УК РФ (в редакции Федерального закона от 01 марта 2012 года № 18-ФЗ) ввиду совершения осужденным преступления до внесения в указанную статью изменений, ухудшающих его положение, судебная коллегия находит необоснованными, так как в данном случае суд правильно сослался на п. «г» ч. 3 ст. 79 УК РФ в редакции Федерального закона от 01 марта 2012 года № 18-ФЗ, действовавшей на момент подачи осужденным ходатайства, поскольку Бахтигузину А.Х. назначено лишение свободы за тяжкое преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств.

Таким образом, условно-досрочное освобождение к Бахтигузину А.Х. могло быть применено только после фактического отбытия им не менее трех четвертей срока наказания за совершение тяжкого преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств.

Из материалов дела следует, что на момент подачи ходатайства осужденным было отбыто 1 год 7 месяцев 24 дня, то есть менее трех четвертей срока наказания, в связи с чем суд обоснованно пришел к выводу, что право на обращение с ходатайством об условно-досрочном освобождении у Бахтигузина А.Х. не наступило.

Установив в постановлении, что осужденным не отбыта определенная законом часть срока наказания, суд принял решение об отказе в удовлетворении ходатайства. Между тем, согласно положениям ч. 10 ст. 175 УИК РФ, отказ в условно-досрочном освобождении лишает осужденного права повторного обращения в суд с аналогичным ходатайством ранее 6 месяцев со дня принятия такого решения.

Поскольку к моменту обращения осужденного Бахтигузина А.Х. в суд с ходатайством им фактически отбыто менее трех четвертей срока наказания, суд должен был отказать в принятии ходатайства осужденного.

Таким образом, при рассмотрении ходатайства осужденного судом допущено нарушение требований п. 1 ст. 381 УПК РФ, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 379 УПК РФ является основанием для отмены судебного решения в кассационном порядке, а производство по ходатайству осужденного подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

Постановление Кызылского городского суда Республики Тыва от 05 июля 2012 года в отношении Бахтигузина А.Х. отменить, производство по ходатайству осужденного Бахтигузина А.Х. об условно-досрочном освобождении прекратить.

Председательствующий

Судьи