Приговор изменен, в качестве смягчающего наказание обстоятельства признано активное способствование расследованию преступления и с прим. ст. 62 УК РФ наказание снижено до 9 лет 6 месяцев л/св



**

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 01 июня 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Тулуша Х.И.,

судей Куулар В.Д. и Прокопьевой Л.М.,

при секретаре Ондар О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании 01 июня 2011 года кассационную жалобу осужденного Дажыбалвара Р.Н. на приговор Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 16 февраля 2011 года, которым

Дажыбалвар Р.Н., **,

осужден по ч.1 ст.105 УК РФ к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима,

Заслушав доклад судьи Куулар В.Д., выступления защитника Еромаева В.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы и просившего приговор отменить, прокурора Садыр-оол С.Х., полагавшего приговор оставить без изменения, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Дажыбалвар Р.Н. признан виновным и осужден за умышленное причинение смерти А.

Как установлено судом, преступление им совершено при следующих обстоятельствах.

16 октября 2010 года около 23 часов Дажыбалвар Р.Н., узнав от Д. о том, что А. в состоянии алкогольного опьянения избил её, пришел к А. ** для выяснения отношений. Когда А., находящийся в состоянии алкогольного опьянения, открыл дверь квартиры, Дажыбалвар Р.Н. сделал тому замечание по поводу плохого отношения к Д.. В ответ на это А. не принял замечание и схватил Дажыбалвара, после этого между ними началась драка. В это время Дажыбалвар Р.Н. из-за возникших личных неприязненных отношений к потерпевшему с целью умышленного причинения смерти А. вытащил нож, который носил при себе, и ударил несколько раз последнего ножом, причинив телесные повреждения, являющиеся легким вредом здоровью, а также телесные повреждения, являющиеся тяжким вредом здоровью в виде колото-резаного ранения задней поверхности грудной клетки слева, проникающее в левую плевральную и брюшную полости с повреждением внутренних органов, колото-резаного ранения левого плеча с повреждением мягких тканей и левой подмышечной вены, осложнившегося обильной кровопотерей, от которых А. скончался на месте происшествия.

В судебном заседании осужденный Дажыбалвар Р.Т. вину в предъявленном обвинении не признал и показал, что к данному преступлению отношения не имеет. В ту ночь пришла Д. с детьми и сообщила, что А. ее избил, она с детьми убежала от него, он вышел из дома и лег спать в будке, находящейся во дворе дома. Оттуда никуда не уходил. Показания на предварительном следствии дал под давлением сотрудников милиции.

В кассационной жалобе осужденный Дажыбалвар Р.Н. просит отменить приговор, указывая на свою непричастность к данному преступлению, а также на то, что признательные показания были получены путем физического давления со стороны сотрудников милиции.

В возражении на кассационную жалобу государственный обвинитель Сарыглар С.С. просит приговор оставить без изменения, а доводы жалобы – без удовлетворения, так как они опровергаются показаниями дополнительных свидетелей Ш., О., У. и К..

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения, выслушав стороны, Судебная коллегия приходит к следующему.

Виновность Дажыбалвара Р.Н. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которые судом исследованы, проверены и надлежаще оценены.

Так, из оглашенных в порядке ст. 276 УПК РФ показаний Дажыбалвара Р.Н., данных в качестве подозреваемого, а затем обвиняемого следует, что в ту ночь пришла Д. и пожаловалась на А.., он вышел из дома, взял из будки нож и пошел к А. домой, чтобы разобраться с ним. Когда А. открыл дверь, он стал предъявлять претензии и, разозлившись, ударил кулаком, после чего они схватились вместе. В этот момент он вытащил нож и нанес им удары в подмышку, спину и в другие части тела А..

Из показаний потерпевшей М. следует, что Дажыбалвар Р.Т. и раньше нападал на А. из-за того, что последний избивает **.

Из показаний свидетеля Л. видно, что в ту ночь около 23 часов слышала, как дверь квартиры соседей открылась, и сосед А. выражался нецензурной бранью в адрес Д. и кричал на нее. Через некоторое время она услышала, как кто-то стучится в дверь и в окна соседа А. и требовал открыть дверь и разобраться. Потом слышала, как в дверь соседа ударяли ногами. Затем тот, кто стучался в дверь А., ушел в сторону ТЭС.

Из показаний свидетеля Д видно, что в тот вечер А. стал ревновать и нападать на неё. Она забрала детей и ушла к своей матери, где в присутствии Дажыбалвара Р.Н. рассказала о случившемся. После этого ** Дажыбалвар Р.Н. ушел спать в будку. На следующий день, утром, придя домой, обнаружила в квартире А. мертвым.

Из показаний свидетеля С. видно, что в тот вечер Д. пришла с детьми и сказала, что А. в состоянии алкогольного опьянения нападал на нее. Дажыбалвар Р.Н. Роман вышел, чтобы лечь спать в будке.

Из показаний свидетеля И. следует, что в тот день около 23 часов пришла Д. и сказала, что А. в состоянии алкогольного опьянении нападал на неё. Дажыбалвар Р.Н. вышел из дома, чтобы лечь спать в будке. Д. и А. часто ссорятся, А. избивает Д..

Кроме того, виновность Дажыбалвара Р.Н. в совершении инкриминируемого ему деяния подтверждается исследованными в судебном заседании письменными доказательствами, в частности:

- протоколом проверки показаний на месте, из которого видно, что подозреваемый Дажыбалвар Р.Н. полностью подтвердил свои показания о том, как он ударил А. в спину, подмышку;

- заключением судебно-медицинской экспертизы, согласно выводам которой причиной смерти А. явился тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в виде колото-резаного ранения задней поверхности грудной клетки слева, проникающего в левую плевральную и брюшную полости с повреждением внутренних органов, колото-резаных ранений левого плеча с повреждением мягких тканей и левой подмышечной вены, осложнившихся обильной кровопотерей. Также на теле обнаружены и другие множественные ранения, которые не являются вредом для здоровья и колото-резаные ранения, являющиеся легким вредом для здоровья. Колото-резаные ранения могли быть причинены таким орудием, как нож;

- заключением судебно-трассологической экспертизы № 1/76, согласно которому линейные повреждения на задней стороне футболки потерпевшего А. могли быть причинены колюще-режущим орудием;

- протоколом осмотра места происшествия, из которого видно, что на лице, кисти рук, подмышке и спине трупа обнаружены многочисленные колото-резаные ранения. От входной двери до трупа имеются вещества, похожие на кровь. На двери данной квартиры и на площади соседних квартир обнаружены вещества, похожие на кровь. На входной двери данной квартиры обнаружен след обуви;

- протоколом осмотра вещественного доказательства – кроссовок подозреваемого Дажыбалвара Р.Н., согласно которому на нем обнаружены вещества, похожие на кровь;

- заключением судебно-трассологической экспертизы № 1/67, согласно которому след обуви, изъятый при осмотре места происшествия, мог быть оставлен подошвой кроссовок на правую ногу подозреваемого Дажыбалвара Р.Н.;

- протоколом осмотра вещественных доказательств – куртки и брюк подозреваемого Дажыбалвара Р.Н., согласно которому на куртке обнаружены вещества, похожие на кровь;

- заключением судебно-биологической экспертизы № 290, согласно выводам которой вещества, похожие на кровь, обнаруженные на изъятых кроссовках, куртке и брюках подозреваемого Дажыбалвара Р.Н., являются кровью человека. Кровь потерпевшего А. и осужденного Дажыбалвара относится к одной группе, и обнаруженная кровь может происходить от любого из них.

Вышеперечисленные доказательства тщательно исследованы, проверены и надлежаще оценены судом, они подтверждают виновность Дажыбалвара Р.Н. в совершении умышленного убийства потерпевшего А. из возникших личных неприязненных отношений.

Действия осужденного Дажыбалвара Р.Н. судом квалифицированы по ч. 1 ст. 105 УК РФ правильно, так как, нанося удары в жизненно важный орган - в грудь потерпевшего ножом, осужденный знал о наступлении его смерти.

Вопреки доводам осужденного о его непричастности к преступлению, из материалов дела видно, что показания в ходе предварительного следствия при допросе Дажыбалвара Р.Н. в качестве подозреваемого и обвиняемого были даны после разъяснения ему конституционного права не свидетельствовать против себя, в присутствии адвоката в условиях, исключающих принуждение, по окончании допросов защитник и Дажыбалвар Р.Н. ознакомились с содержанием протокола и удостоверили правильность его содержания своими подписями, никаких замечаний либо жалоб относительно недозволенных методов ведения следствия или о неправильности составления протоколов допросов не делали. При таких обстоятельствах показания Дажыбалвара Р.Н. в качестве подозреваемого и обвиняемого судом надлежаще оценены и обоснованно положены в основу обвинительного приговора. Последующему изменению осужденным своих первоначальных показаний судом первой инстанции также дана надлежащая оценка. Нарушений уголовно-процессуального закона при расследовании дела не допущено.

Доводы жалобы об оказании давления со стороны сотрудников милиции Судебная коллегия находит необоснованными, так как они судом первой инстанции исследовались и не нашли своего подтверждения.

Вместе с тем суд при назначении наказания не учел в качестве смягчающего наказание обстоятельства активное способствование раскрытию и расследованию преступления осужденного Дажыбалвара Р.Н. Как видно из материалов дела, в основу обвинительного приговора судом положены показания осужденного, данные им в качестве подозреваемого и обвиняемого, где он подробно показал об обстоятельствах совершения преступления. В связи с этим Судебная коллегия считает необходимым признать в качестве смягчающего наказания обстоятельства активное способствование Дажыбалбара раскрытию и расследованию преступления в соответствии с требованиями ч.1 ст. 62 УК РФ снизить назначенное ему наказание.

Оснований для отмены приговора по изложенным в жалобе доводам, Судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

приговор Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 16 февраля 2011 года в отношении Дажыбалвара Р.Н. изменить:

-на основании ч. 1 ст. 105 УК РФ наказание до 9 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

В остальном приговор оставить без изменения, а кассационную жалобу осужденного – без удовлетворения.

Председательствующий Х.И. Тулуш

Судьи В.Д. Куулар

Л.М. Прокопьева