Судья Кужугет Р.Ш. Дело № 44-Г-6/2010 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА город Кызыл 12 августа 2010 года Президиум Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Кужугет Н.Ч., членов президиума Егорова А.А., Куулар В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Монгуша А.Д. о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Кызылском районе Республики Тыва об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал по надзорной жалобе представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Кызылском районе Республики Тыва на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 08 февраля 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 16 марта 2010 года. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Тыва Доржу М.В., объяснение представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Кызылском районе Республики Тыва по доверенности Бардынова А.В., поддержавшего доводы надзорной жалобы, заместителя прокурора Республики Тыва Бадмаева Б.М. и Ш. возражавших против доводов надзорной жалобы, изучив материалы дела, переданного в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу определением судьи Верховного Суда Республики Тыва Доржу М.В. от 16 июля 2010 года, президиум Верховного Суда Республики Тыва, у с т а н о в и л: Кызылский межрайонный прокурор Монгуш А.Д. обратился в суд с заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда России в Кызылском районе Республики Тыва (далее – УПФР в Кызылском районе РТ) в интересах Ш. о признании незаконным решения начальника УПФР в Кызылском районе РТ от 22 сентября 2009 года № 327 об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, ссылаясь на то, что УПФР в Кызылском районе РТ незаконно отказано в выдаче государственного сертификата на материнский капитал по тем основаниям, что один из детей умер, в связи с чем у Ш. отсутствует свидетельство о рождении на одного ребенка, что в силу пункта 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 873, является препятствием к выдаче государственного сертификата на материнский капитал. Решением суда от 08 февраля 2010 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 16 марта 2010 года, заявление прокурора удовлетворено. Суд постановил: Заявление Кызылского межрайонного прокурора Монгуша А.Д. в интересах Ш. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Кызылском районе Республики Тыва – о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал удовлетворить. Признать решение от 22 сентября 2009 года № 327 об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, вынесенное руководителем Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в Кызылском районе Республики Тыва – незаконным. Обязать Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в Кызылском районе Республики Тыва – выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал Ш., ** года рождения, уроженке ** Республики Тыва, как женщине, родившей второго ребенка после 1 января 2007 года». В надзорной жалобе представитель УПФР в Кызылском районе РТ Лопсан-Серен А.Х. просит отменить судебные постановления ввиду неправильного применения судом норм материального права и отказать в удовлетворении заявления прокурора, полагая, что рождение второго ребенка не дает Ш. права на получение сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку ее первый ребенок умер на первой неделе жизни. Кроме того, свидетельство о рождении Д. в установленном порядке не выдавалось. Запросом судьи Верховного Суда Республики Тыва от 28 мая 2010 года № 4-Г-250 дело истребовано в Верховный Суд Республики Тыва для проверки в порядке судебного надзора. Обсудив доводы надзорной жалобы и определения о передаче дела в суд надзорной инстанции, президиум Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему. В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора по доводам надзорной жалобы, изученным по материалам истребованного дела, не установлено. Как видно из материалов дела и установлено судом, 23 июня 2002 года Ш. родила ребенка - Д., который умер в этот же день, то есть на первой неделе жизни, что подтверждается справкой о рождении ** от ** года и свидетельством о смерти ** от ** года. 08 октября 2008 года у Ш. родился второй ребенок - М., что подтверждается свидетельством о его рождении ** от ** года. Решением начальника УПФР в Кызылском районе РТ от 22 сентября 2009 года № 327 Ш. отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с отсутствием у нее права на дополнительные меры государственной поддержки, так как вместо свидетельства о рождении Д. была предоставлена справка о его рождении. В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 названного Федерального закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01 января 2007 года, граждан Российской Федерации независимо от места их жительства. Как предусмотрено пунктом 2 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее – Правил), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 873, сертификат является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Данными Правилами определен круг лиц, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала, процедура подачи заявлений для его получения, предъявляемые для этого документы, одним из которых является свидетельство о рождении ребенка. В пунктах 1 и 4 статьи 47 Гражданского Кодекса Российской Федерации такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть гражданина, подлежат государственной регистрации. При этом порядок регистрации этих актов определяется законом об актах гражданского состояния. Согласно части 2 статьи 6 и части 2 статьи 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. При этом в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни. По просьбе родителей выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни, - справка о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, по форме № 24, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 года № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния». В силу части 1 статьи 22 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» одними из сведений, которые подлежат внесению в запись акта о рождении, являются сведения о документе, подтверждающем факт рождения ребенка, то есть справка о рождении, выдаваемая медицинским учреждением. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что документом, подтверждающим рождение ребенка Д., умершего на первой неделе жизни, является справка о его рождении формы № 24, выданная органом записи актов гражданского состояния на основании справки о рождении, предоставленной медицинским учреждением. Ограничение возможности женщины на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в зависимости от времени жизни ее первого ребенка и наличия у нее именно свидетельства о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, законом не предусмотрено. Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования прокурора в интересах Ш., суд первой инстанции обоснованно признал отказ Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда России в Кызылском районе Республики Тыва – в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным. С учетом вышеизложенного президиум находит доводы надзорной жалобы о том, что в качестве документа для целей предоставления дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского капитала выступает исключительно свидетельство о рождении, несостоятельными. Кроме того, частью 3 статьи 4 Федерального закона от 28 июля 2010 года № 241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала» закреплено, что родители (один из родителей), дети которых умерли на первой неделе жизни начиная со дня вступления в силу Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», имеют право обратиться в органы записи актов гражданского состояния для получения свидетельства о рождении указанных детей в порядке, установленном Федеральным законом от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» с учетом изменений, внесенных настоящим Федеральным законом. Таким образом, состоявшиеся по делу судебные постановления являются законными и обоснованными, а доводы надзорной жалобы – несостоятельными. На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум Верховного Суда Республики Тыва п о с т а н о в и л: Решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 08 февраля 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 16 марта 2010 года оставить без изменения, надзорную жалобу представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Кызылском районе Республики Тыва – Лопсан-Серен А.Х. – без удовлетворения. Председательствующий Н.Ч. Кужугет