Решение и определение отменены, принято новое решение



Судья Ооржак А.М. Дело № 44-Г-7/2010

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

город Кызыл 07 октября 2010 года                                                           

Президиум Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Кужугет Н.Ч.,  

членов президиума Куулар В.Д., Салчак А.А., Файзуллина Х.Г.,    

рассмотрел в открытом судебном заседании по надзорному представлению прокурора Республики Тыва Бухтоярова П.В. на решение Тес-Хемского районного суда Республики Тыва от 30 апреля 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 01 июня 2010 года гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва Укей М.К-Х. в интересах Х-А. о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ** районе Республики Тыва – от 25 февраля 2010 года № 8 об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, признании права Х-А. на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и возложении обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Заслушав доклад заместителя председателя Верховного Суда Республики Тыва Салчак А.А., объяснение прокурора Республики Тыва Бухтоярова П.В., полагавшего отменить судебные постановления, принять новое решение об удовлетворении заявления прокурора, изучив материалы дела, президиум Верховного Суда Республики Тыва 

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Тес-Хемского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Х-А. о признании незаконным решения руководителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ** районе Республики Тыва (далее – УПФР в ** районе РТ) – от 25 февраля 2010 г. № 8 об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, указывая на то, что в результате проверки ее заявления установлено, что в феврале 2010 г. Х-А. обратилась в УПФР в ** районе РТ с заявлением о выдаче сертификата на материнский капитал в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», приложив к нему необходимые документы. Однако решением УПФР в ** районе РТ в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отказано в связи с отсутствием документа, подтверждающего рождение у Х-А. первого ребенка – А. Данное решение нарушает ее право на получение дополнительной меры государственной поддержки в виде материального (семейного) капитала, поскольку документом, подтверждающим рождение ребенка, умершего на первой неделе жизни, является справка о рождении формы № 26, выданная органами записи актов гражданского состояния на основании справки о рождении, предоставленной медицинским учреждением. Указанная справка и факт рождения двоих детей: А. и Х. – предоставляют Х-А. как матери ребенка, умершего на первой неделе жизни, право на получение материнского (семейного) капитала. В связи с этим прокурор просил суд признать незаконным решение УПФР в ** районе РТ от 25 февраля 2010 г. № 8 об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и обязать УПФР в ** районе РТ выдать Х-А. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил свои требования и просил суд признать незаконным решение УПФР в ** районе РТ от 25 февраля 2010 г. № 8 об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, признать право Х-А., родившей второго ребенка после 01 января 2007 г., на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и обязать УПФР в ** районе РТ выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал Х-А.

Решением Тес-Хемского районного суда от 30 апреля 2010 г. в удовлетворении искового заявления отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 01 июня 2010 г. решение Тес-Хемского районного суда от 30 апреля 2010 г. оставлено без изменения.  

В надзорном представлении прокурор Республики Тыва Бухтояров П.В. просит отменить судебные постановления и принять новое решение об удовлетворении искового заявления прокурора, указывая на то, что в соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2010 г. № 241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала» Х-А. может получить в органе записи актов гражданского состояния свидетельство о рождении умершего ребенка, поэтому она имеет право на дополнительные меры государственной поддержки в виде получения материнского (семейного) капитала.   

Запросом судьи Верховного Суда Республики Тыва от 06 сентября 2010 г. № 4-Г-477 дело истребовано в Верховный Суд Республики Тыва для проверки в порядке судебного надзора.   

Обсудив доводы надзорного представления и определения о передаче его для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, выслушав мнение представителя Управления Пенсионного фонда России по Республике Тыва Бардынова А.В., возразившего против доводов надзорного представления и просившего отказать в его удовлетворении, президиум Верховного Суда Республики Тыва находит представление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. 

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении дела судами первой и второй инстанций допущено существенное нарушение норм материального права, которое выразилось в следующем.  

Как видно из материалов дела и установлено судом, 19 октября 2006 г. Х-А. (10 апреля 2008 г. при заключении брака ей присвоена фамилия – Х-А.) родила первого ребенка – А., который умер 21 октября 2006 г., то есть на первой неделе жизни, что подтверждается справкой о рождении **, выданной ** органом Управления ЗАГС Республики Тыва в г. Кызыле, и свидетельством о смерти серии ** от **.

15 ноября 2007 г. Х-А. родила второго ребенка – Х., что также подтверждается свидетельством о его рождении серии ** от **.

Решением УПФР в ** районе РТ от 25 февраля 2010 г. № 8 в выдаче Х-А. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отказано в связи с отсутствием у нее документа, подтверждающего рождение первого ребенка.

Отказывая в удовлетворении искового заявления прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине в случае, если у нее имеются и воспитываются не менее двух рожденных (либо усыновленных) детей, один из которых родился после с 01 января 2007 г. При этом в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в федеральном регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, должны быть сведения, в том числе реквизиты свидетельств о рождении детей.

Однако с данным выводом суда согласиться нельзя.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 названного Федерального закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01 января 2007 г., граждан Российской Федерации независимо от места их жительства.   

Как предусмотрено пунктом 2 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее – Правил), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 873, сертификат является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Данными Правилами определены круг лиц, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала, процедура подачи заявлений для его получения, предъявляемые для этого документы, одним из которых является свидетельство о рождении ребенка.

В пункте 1 и 4 статьи 47 Гражданского кодекса Российской Федерации такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть гражданина, подлежат государственной регистрации. При этом порядок регистрации этих актов определяется законом об актах гражданского состояния.

Согласно части 2 статьи 6 и части 2 статьи 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

При этом в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни.

По просьбе родителей выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни, - справка о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, по форме № 26, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния».

В силу части 1 статьи22 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» одними из сведений, которые подлежат внесению в запись акта о рождении, являются сведения о документе, подтверждающем факт рождения ребенка, то есть справка о рождении, выдаваемая медицинским учреждением.

Следовательно, документом, подтверждающим рождение А., умершего на первой неделе жизни, является справка о его рождении формы № 26, выданная органом записи актов гражданского состояния на основании справки о рождении, предоставленной медицинским учреждением. 

Ограничение возможности женщины на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в зависимости от времени жизни ее первого ребенка и наличия у нее именно свидетельства о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, законом не предусмотрено.    

Кроме того, частью 3 статьи 4 Федерального закона от 28 июля 2010 г. № 241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала» установлено, что родители (один из родителей), дети которых умерли на первой неделе жизни начиная со дня вступления в силу Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», имеют право обратиться в органы записи актов гражданского состояния для получения свидетельства о рождении указанных детей в порядке, установленном Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» с учетом изменений, внесенных настоящим Федеральным законом. 

Таким образом, выводы суда основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, поэтому состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене ввиду их незаконности и необоснованности.   

В связи с тем, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом правильно установлены, президиум Верховного Суда Республики Тыва, не передавая дело на новое рассмотрение, полагает необходимым принять новое решение об удовлетворении искового заявления прокурора. 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 390 ГПК РФ, президиум Верховного Суда Республики Тыва    

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Тес-Хемского районного суда Республики Тыва от 30 апреля 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 01 июня 2010 года отменить.

Принять новое решение следующего содержания: исковое заявление заместителя прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва Укей М.К-Х. в интересах Х-А. о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ** районе Республики Тыва – от 25 февраля 2010 года № 8 об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, признании права Х-А. на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и возложении обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ** районе Республики Тыва – от 25 февраля 2010 года № 8 об отказе в выдаче Х-А. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Признать за Х-А. право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ** районе Республики Тыва – выдать Х-А. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Председательствующий Н.Ч. Кужугет