Именем Российской Федерации Верховный Суд Республики Тыва в лице председательствующего Болат-оол А.В., при секретаре Данзырын А.С.-М., с участием представителя прокурора Республики Тыва Ойдуп У.М., представителя Председателя Правительства Республики Тыва Середкина М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кызыле 25 августа 2010 года гражданское дело по заявлению прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 07.12.2001 № 1200 «О Счетной палате Республики Тыва» в части, УСТАНОВИЛ: Прокурор Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 07.12.2001 № 1200 «О Счетной палате Республики Тыва» (далее – Закон Республики Тыва) в части. В обоснование своих требований прокурор указал следующее. Абзацами 2, 4 и 8 статьи 2 Закона Республики Тыва в качестве задач Счетной палаты определены: организация и осуществление контроля за законностью, рациональностью и эффективностью использования средств государственных внебюджетных и целевых фондов органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями; контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов республиканских государственных целевых фондов по объемам, структуре и целевому назначению; контроль за законностью и своевременностью движения средств государственных целевых и внебюджетных фондов в уполномоченных банках и в других финансово-кредитных организациях. Согласно абзацу 3 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится осуществление контроля за исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов. В соответствии со статьей 144 БК РФ в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются: 1) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; 2) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации; 3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Согласно пункту 12 статьи 145 БК РФ Счетная палата Российской Федерации, органы государственного финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводят экспертизу проектов бюджетов соответственно государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов. В силу статьи 150 БК РФ контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом для соответствующих бюджетов. Кроме того, Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» статья 17 БК РФ о целевых бюджетных фондах признана утратившей силу, в связи с чем создание государственных целевых фондов в настоящее время бюджетным законодательством не предусмотрено. Абзац 8 статьи 2 Закона Республики Тыва в части осуществления Счетной палатой Республики Тыва контроля за законностью и своевременностью движения средств государственных целевых фондов в других финансово-кредитных организациях также противоречит статье 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», согласно которой предоставление информации об операциях и счетах юридических лиц органам государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации не предусмотрено. Таким образом, по приведенным основаниям абзацы 2, 4 и 8 статьи 2 Закона Республики Тыва противоречат действующему федеральному законодательству. Аналогичным образом противоречат Бюджетному кодексу Российской Федерации в части упоминания государственных целевых и внебюджетных фондов абзацы 1, 3 и 6 статьи 10, наименование статьи 12 и ее содержание, абзац 5 статьи 16, статья 17, пункты «а» и «б» статьи 18, абзац 6 статьи 18, абзац 4 статьи 20 и абзац 1 статьи 21 Закона Республики Тыва. Абзацем 6 статьи 5, абзацем 5 статьи 6, абзацем 7 статьи 7 Закона Республики Тыва предусмотрено, что председатель Счетной палаты, заместитель председателя Счетной палаты, аудиторы Счетной палаты Республики Тыва замещают государственные должности категории «А». Федеральным законом от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» устанавливалось подразделение государственных должностей на категории «А», «Б» и «В». По смыслу Федерального закона лица, замещавшие государственные должности категории «А», являлись лицами, замещавшими государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации. Лица, замещавшие должности категории «Б» и «В» являлись государственными гражданскими служащими. Указанный Федеральный закон утратил силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Действующим федеральным законодательством указанные понятия Таким образом, указанные нормы Закона Республики Тыва противоречат действующему федеральному законодательству Статьей 15 Закона Республики Тыва предусмотрено осуществление Счетной палатой контроля за законностью и своевременностью движения средств республиканского бюджета, государственных целевых и внебюджетных фондов, а также размещением республиканских ценных бумаг и использованием иных заемных средств Правительством Республики Тыва в банках и других кредитно-финансовых организациях. В соответствии с пунктом 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяются гражданским законодательством и законами, регулирующими деятельность кредитных организаций. Согласно статье 9 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В силу статьи 41 вышеназванного Федерального закона надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами. Таким образом, Счетная палата Республики Тыва полномочиями по контролю за обращением финансов в кредитных организациях не обладает. По указанным выше основаниям противоречат федеральному законодательству статья 17 Закона Республики Тыва в части распространения контрольных полномочий Счетной палаты на банки и другие финансово-кредитные учреждения, если они перечисляют средства из республиканского бюджета; абзац 6 статьи 18 Закона Республики Тыва в части осуществления ревизий, проверок и обследований, связанных с перечислением средств республиканского бюджета в банках и иных финансово-кредитных организациях; абзац 2 статьи 21 Закона Республики Тыва в части закрепления полномочий по получению от проверяемых банков и иных финансово-кредитных организаций всей необходимой документации и информации; абзац 4 статьи 22 Закона Республики Тыва в части предоставления уполномоченным должностным лицам Счетной палаты республики беспрепятственного прохода в помещения банков и иных финансово-кредитных организаций по предъявлению решения Счетной палаты о проведении контрольных мероприятий. Абзацем 4 статьи 20 Закона Республики Тыва предусмотрено Изложенная норма основывалась на пункте 2 статьи 231 БК РФ, предусматривавшем блокировку расходов бюджета при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» с 1 января 2010 года статья 231 БК РФ утратила силу. Таким образом, абзац 4 статьи 20 Закона Республики Тыва противоречит действующему федеральному бюджетному законодательству. Согласно пункту 2.1 статьи 157 БК РФ контрольный орган, созданный законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и (или) иной орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, вправе проводить проверки местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации. Осуществление контроля за использованием средств органами местного самоуправления, предусмотренное в абзаце 2 статьи 2, статьях 17, 18, 21 Закона Республики Тыва, без указания на получение межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Тыва противоречит бюджетному законодательству. В соответствии с абзацем 6 статьи 38 Закона Республики Тыва несоблюдение требований, предъявляемых к государственным служащим, председателя, заместителя председателя, аудитора Счетной палаты Республики Тыва может являться основанием для освобождения от должности. Однако указанные должности являются государственными должностями Республики Тыва. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственные должности субъектов Российской Федерации -должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Законом Республики Тыва от 18.03.2009 № 970 ВХ-П «О Реестре государственных должностей Республики Тыва» утвержден Реестр государственных должностей Республики Тыва, к которым отнесены должности председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты Республики Тыва. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в систему государственной службы включаются государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. Ни к одному из перечисленных видов деятельность председателя, заместителя председателя или аудитора Счетной палаты Республики Тыва отнесена быть не может. Таким образом, требования, предъявляемые к государственным служащим, не могут предъявляться к председателю, заместителю председателя и аудиторам Счетной палаты Республики Тыва. Согласно абзацам 2-9 статьи 38 Закона Республики Тыва председатель, заместитель председателя, аудиторы Счетной палаты Республики Тыва могут быть досрочно освобождены от должности по указанным в статье основаниям, в случае: нарушения ими законодательства Российской Федерации и законов Республики Тыва или совершения злоупотреблений по службе, установленных судом; личного заявления об отставке; признания их недееспособными вступившим в законную силу решением суда; при несоблюдении требований, предъявляемым к государственным служащим; в случае выбытия за пределы Республики Тыва на постоянное место жительства; утраты гражданства Российской Федерации; достижения ими возраста 65 лет. Вместе с тем статьей 77 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено 11 оснований для прекращения трудового договора. Кроме того, в части 2 статьи 77 Кодекса указано, что трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Таким образом, в статье 38 Закона Республики Тыва необоснованно ограничен перечень оснований для досрочного прекращения полномочий указанных должностных лиц и не урегулирован вопрос о возможности прекращения их полномочий по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством. Применение оспариваемых норм Закона Республики Тыва нарушает интересы Российской Федерации, поскольку указанные нормы противоречат федеральному законодательству. Прокурор просит также обязать заинтересованное лицо после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о нем в газете «Тувинская правда». В судебном заседании представитель прокурора Республики Тыва Ойдуп У.М. заявление прокурора Республики Тыва по изложенным в заявлении основаниям поддержала. Представитель Председателя Правительства Республики Тыва Середкин М.В. с заявлением прокурора согласился в части, пояснив, что оспариваемые положения ст. 38 Закона не противоречат федеральному законодательству, т.к. абзацами третьим, четвертым, пятым, шестым, седьмым, восьмым и девятым ст. 38 Закона установлены основания досрочного освобождения от должности Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты Республики Тыва. Представитель Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва Дулуш Л.Т. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия. Представитель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки не сообщил. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с частью 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (преамбула Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Абзацами 2, 4 и 8 статьи 2 Закона Республики Тыва в качестве задач Счетной палаты определены: организация и осуществление контроля за законностью, рациональностью и эффективностью использования средств государственных внебюджетных и целевых фондов органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями; контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов республиканских государственных целевых фондов по объемам, структуре и целевому назначению; контроль за законностью и своевременностью движения средств государственных целевых и внебюджетных фондов в уполномоченных банках и в других финансово-кредитных организациях. Согласно абзацу 3 статьи 8 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится осуществление контроля за исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов. В соответствии со статьей 144 БК РФ в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются: 1) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; 2) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации; 3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Кроме того, Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» статья 17 БК РФ о целевых бюджетных фондах признана утратившей силу, в связи с чем создание государственных целевых фондов в настоящее время бюджетным законодательством не предусмотрено. Таким образом, в силу абзаца 3 ст. 8, ст. 144 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится осуществление контроля за исполнением бюджетов только территориальных государственных внебюджетных фондов - территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Следовательно, абзацы 2, 4 и 8 статьи 2 Закона Республики Тыва в части упоминания государственных целевых и внебюджетных фондов противоречат федеральному законодательству. Аналогичным образом противоречат Бюджетному кодексу Российской Федерации в части упоминания государственных целевых и внебюджетных фондов абзацы 1, 3 и 6 статьи 10, наименование статьи 12 и ее содержание, абзац 5 статьи 16, статья 17, пункты «а» и «б» части 2 статьи 18, абзац 6 статьи 18, часть 4 статьи 20 и часть 1 статьи 21 Закона Республики Тыва. В соответствии с пунктом «н» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно частям 2, 5 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Частью 6 статьи 5, частью 5 статьи 6, частью 7 статьи 7 Закона Республики Тыва предусмотрено, что председатель Счетной палаты, заместитель председателя Счетной палаты, аудиторы Счетной палаты Республики Тыва замещают государственные должности категории «А». Федеральным законом от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» устанавливалось подразделение государственных должностей на категории «А», «Б» и «В». По смыслу Федерального закона лица, замещавшие государственные должности категории «А», являлись лицами, замещавшими государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации. Лица, замещавшие должности категории «Б» и «В» являлись государственными гражданскими служащими. Указанный Федеральный закон утратил силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Частями 1-3 ст. 9 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (классификация должностей гражданской службы) предусмотрено, что должности гражданской службы подразделяются на категории и группы. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории: руководители; помощники (советники); специалисты; обеспечивающие специалисты. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы: 1) высшие должности гражданской службы; 2) главные должности гражданской службы; 3) ведущие должности гражданской службы; 4) старшие должности гражданской службы; 5) младшие должности гражданской службы. Аналогичная классификация должностей гражданской службы предусмотрена ст. 6 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 № 1739 ВХ-1 «О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва». Таким образом, часть 6 ст. 5, часть 5 ст. 6, часть 7 ст. 7 Закона Республики Тыва противоречат федеральному законодательству. Статьей 15 Закона Республики Тыва предусмотрено осуществление Счетной палатой контроля за законностью и своевременностью движения средств республиканского бюджета, государственных целевых и внебюджетных фондов, а также размещением республиканских ценных бумаг и использованием иных заемных средств Правительством Республики Тыва в банках и других кредитно-финансовых организациях. Ссылка прокурора на ст. 9 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», предусматривающую, что органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, является необоснованной, т.к. Счетная палата Республики Тыва не является органом законодательной или исполнительной власти. Ст. 1 Закона Республики Тыва «О Счетной палате Республики Тыва» установлено, что Счетная палата Республики Тыва является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым палатами Великого Хурала Республики Тыва и им подотчетным. Согласно ст. 96 Конституции Республики Тыва законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Тыва является Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва. Ссылка прокурора на ст. 41 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» также необоснованна, т.к. в ней говорится о надзоре за деятельностью кредитной организации, осуществляемом Банком России в соответствии с федеральными законами. В силу ст. 56 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. В статье 15 Закона Республики Тыва же речь идет о контроле за обращением средств республиканского бюджета, государственных целевых и внебюджетных фондов, а также размещением республиканских ценных бумаг и использованием иных заемных средств Правительством Республики Тыва в банках и других кредитно-финансовых организациях. Согласно ст. 19 Федерального закона от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» на Счетную палату России возложен контроль за банковской системой. Счетная палата России осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета; деятельностью Центрального банка Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации. Счетная палата Российской Федерации осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений и учреждений. Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях России является одной из задач Счетной палаты России (ст. 2 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»). Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку Счетная палата Республики Тыва является органом государственного финансового контроля Республики Тыва, то она вправе осуществлять контроль за движением средств республиканского бюджета, а также размещением республиканских ценных бумаг и использованием иных заемных средств Правительством Республики Тыва в банках и других кредитно-финансовых организациях. Следовательно, ст. 15 Закона Республики Тыва противоречит федеральному законодательству только в части слов «государственных целевых и внебюджетных фондов» по вышеприведенным основаниям. Не противоречат федеральному законодательству и статья 17 Закона Республики Тыва в части распространения контрольных полномочий Счетной палаты Республики Тыва на банки и другие финансово-кредитные учреждения, если они перечисляют средства из республиканского бюджета; абзац 6 статьи 18 Закона Республики Тыва в части осуществления ревизий, проверок и обследований, связанных с перечислением средств республиканского бюджета в банках и иных финансово-кредитных организациях; часть 2 статьи 21 Закона Республики Тыва в части закрепления полномочий Счетной палаты Республики Тыва по получению от проверяемых банков и иных финансово-кредитных организаций всей необходимой документации и информации; абзац 4 статьи 22 Закона Республики Тыва в части предоставления уполномоченным должностным лицам Счетной палаты права беспрепятственно проходить в помещения, занимаемые банками и иными финансово-кредитными организациями, по предъявлении решения Счетной палаты о проведении контрольных мероприятий и служебного удостоверения. Частью 4 статьи 20 Закона Республики Тыва предусмотрено Изложенная норма основывалась на пункте 2 статьи 231 БК РФ, предусматривавшем блокировку расходов бюджета при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» с 1 января 2010 года статья 231 БК РФ утратила силу. Таким образом, часть 4 статьи 20 Закона Республики Тыва противоречит федеральному законодательству. Согласно пункту 2.1 статьи 157 БК РФ контрольный орган, созданный законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и (или) иной орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, вправе проводить проверки местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации. Осуществление контроля за использованием средств органами местного самоуправления, предусмотренное в абзаце 2 статьи 2, статьях 17, 18, 21 Закона Республики Тыва, без указания на получение межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Тыва противоречит бюджетному законодательству Российской Федерации. В соответствии с абзацем 6 статьи 38 Закона Республики Тыва несоблюдение требований, предъявляемых к государственным служащим, председателя, заместителя председателя, аудитора Счетной палаты Республики Тыва может являться основанием для освобождения от должности. Однако указанные должности являются государственными должностями Республики Тыва. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственные должности субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Законом Республики Тыва от 18.03.2009 № 970 ВХ-2 «О Реестре государственных должностей Республики Тыва» утвержден Реестр государственных должностей Республики Тыва, к которым отнесены должности председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты Республики Тыва. Таким образом, требования, предъявляемые к государственным служащим, не могут предъявляться к председателю, заместителю председателя и аудиторам Счетной палаты Республики Тыва. Следовательно, абзац 6 статьи 38 Закона Республики Тыва противоречит федеральному законодательству. Согласно части 2 статьи 38 Закона Республики Тыва Председатель, заместитель Председателя, аудиторы Счетной палаты Республики Тыва могут быть досрочно освобождены от должности решением соответствующей палаты Великого Хурала Республики Тыва лишь на основании: нарушения ими законодательства Российской Федерации и законов Республики Тыва или совершения злоупотреблений по службе, установленных судом; личного заявления об отставке; признания их недееспособными вступившим в законную силу решением суда; в случае выбытия за пределы Республики Тыва на постоянное место жительства; утраты гражданства Российской Федерации; достижения ими возраста 65 лет (абзацы 3 - 5, 7 - 9 статьи 38 Закона Республики Тыва). Действительно, статьей 77 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено 11 оснований для прекращения трудового договора. В части 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Однако «основания прекращения трудового договора» и «основания досрочного освобождения от должности Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты Республики Тыва» - категории не тождественные. Последняя связана со статусом Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты Республики Тыва, их правами и обязанностями, ограничениями и гарантиями профессиональной независимости, предусмотренными Законом Республики Тыва «О Счетной палате Республики Тыва» для указанных должностных лиц. Поэтому мотивы принятия решений, связанных с прекращением их полномочий, не могут ограничиваться требованиями трудового законодательства. Частью 5 ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» также предусмотрено, что Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты досрочно освобождаются от должности решением той палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила, в случаях: а) нарушения ими законодательства Российской Федерации или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы; б) личного заявления об отставке; в) признания их недееспособными вступившим в законную силу решением суда; г) достижения ими возраста 65 лет. В то же время указанный в статье 38 Закона Республики Тыва перечень оснований досрочного освобождения от должности Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты Республики Тыва закрытым быть не может, поскольку полномочия прекращаются досрочно, например, в случае смерти лица или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Таким образом, поскольку в статье 38 Закона Республики Тыва необоснованно ограничен перечень оснований для досрочного прекращения полномочий указанных должностных лиц, тем самым не допускается возможность прекращения их полномочий по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, то часть 2 указанной статьи в части слова «лишь» противоречит федеральному законодательству. Абзацы 3 -5, 7 - 9 статьи 38 Закона Республики Тыва федеральному законодательству не противоречат. При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению частично. Суд считает необходимым признать оспариваемые нормы Закона Республики Тыва противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку до настоящего времени эти нормы применялись. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 253 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Республики Тыва удовлетворить частично. Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу: - абзац 2 статьи 2 в части слов «государственных внебюджетных и - абзац 4 статьи 2 в части слов «целевых и»; - абзац 8 статьи 2 в части слов «и государственных - часть 6 статьи 5 полностью; - часть 5 статьи 6 полностью; - часть 7 статьи 7 полностью; - абзац 1 статьи 10 в части слов «и использованием государственных - абзац 3 статьи 10 в части слов «государственных целевых и - абзац 6 статьи 10 в части слов «и использованию государственных - статья 12 полностью; - статья 15 в части слов «государственных целевых и - абзац 5 статьи 16 в части слов «государственных целевых и - статья 17 в части слов «государственные целевые и внебюджетные - пункт «а» части 2 статьи 18 в части слов «и государственных целевых и - пункт «б» части 2 статьи 18 в части слов «из государственных целевых и внебюджетных фондов»; - абзац 6 статьи 18 в части слов «государственных целевых и - часть 4 статьи 20 полностью; - часть 1 статьи 21 в части слов «органы местного самоуправления», - часть 2 статьи 38 в части слова «лишь»; - абзац 6 статьи 38 полностью Закона Республики Тыва от 07.12.2001 № 1200 «О Счетной палате Республики Тыва» (в редакции законов Республики Тыва от 27 ноября 2003 года N 366 ВХ-1, от 30 июня 2004 года N 785 ВХ-1 и от 31 октября 2007 года N 316 ВХ-2). В удовлетворении остальной части требований прокурора Республики Тыва отказать. Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете «Тувинская правда». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 26 августа 2010 года. Председательствующий Болат-оол А.В.
четко разведены, классификация государственных должностей не
предусмотрена.
приостановление финансирования проверяемых организаций из
республиканского бюджета, государственных целевых и внебюджетных
фондов при неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении
предписаний Счетной палаты, по решению коллегии Счетной палаты,
согласованному с Законодательной палатой Великого Хурала Республики
Тыва.. ,.
приостановление финансирования проверяемых организаций из
республиканского бюджета, государственных целевых и внебюджетных
фондов при неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении
предписаний Счетной палаты, по решению коллегии Счетной палаты,
согласованному с Законодательной палатой Великого Хурала Республики
Тыва.. ,.
целевых фондов», «органами местного самоуправления»;
целевых и внебюджетных фондов»;
целевых и внебюджетных фондов»;
внебюджетных фондов»;
целевых и внебюджетных фондов»;
внебюджетных фондов»;
внебюджетных фондов»;
фонды, органы местного самоуправления»;
внебюджетных фондов»;
внебюджетных фондов»;
«органы государственных целевых и внебюджетных фондов»;