Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Верховный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Аал-оол Ч.Д. при секретаре Ховалыг М.Б. с участием прокурора Дажымба Б.Б., заявителя Хемер-оола В.Д., представителя Избирательной комиссии Республики Тыва Середкина М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 20 сентября 2010 года в г. Кызыле Республики Тыва гражданское дело по заявлению Хемер-оола В.Д. о признании незаконными решения территориальной избирательной комиссии города Кызыла от 5 сентября 2010 года № 50 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Восточному одномандатному избирательному округу № 6 Хемер-оолу В.Д.» и итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 2 сентября 2010 года; возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию города Кызыла зарегистрировать его кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по Восточному одномандатному избирательному округу № 6, У С Т А Н О В И Л: В суд с заявлением о признании незаконными решения территориальной избирательной комиссии города Кызыла от 5 сентября 2010 года № 50 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Восточному одномандатному избирательному округу № 6 Хемер-оолу В.Д.» и итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 2 сентября 2010 года; возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию города Кызыла зарегистрировать его кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по Восточному одномандатному избирательному округу № 6 обратился Хемер-оол В.Д., указывая на то, что в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Восточному одномандатному избирательному округу № 6 ему отказано в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации. Копия оспариваемого решения им получена 6 сентября 2010 года. С указанным выше решением не согласен, поскольку считает его незаконным. В нарушение части 13 статьи 32 Закона Республики Тыва «О выборах депутатов Законодательной палаты Республики Тыва», копия протокола от 2 сентября 2010 года передана ему не за двое суток до заседания избирательной комиссии, а по истечении суток после заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации его кандидатуры. Кроме того, ему до сих пор не вручены копии ведомостей проверки, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых каждая из подписей содержится, а также копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Как видно из итогового протокола от 2 сентября 2010 года им в избирательную комиссию города Кызыла представлено 170 подписей, из них достоверными и действительными признаны 102. В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Закона Республики Тыва, по которому проводятся выборы, о соответствующей проверке должны извещаться кандидат и другие заинтересованные лица. Однако о проверке его не уведомили. В силу пункта 5 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" такие обстоятельства, как неполная дата внесения подписи лицом-сборщиком, несовпадение даты заверения подписного листа не могут служить основаниями (причиной) признания подписей недостоверными (недействительными), поскольку не препятствуют однозначному восприятию этих сведений. Считает, что проверка подписных листов проводилась комиссией с нарушением норм законодательства о выборах и нарушением гарантий предоставленных законодательством об избирательных правах. Кроме того, полагает, что для регистрации его кандидатуры им было предоставлено достаточное количество достоверных подписей избирателей. Просит признать незаконными решение территориальной избирательной комиссии города Кызыла от 5 сентября 2010 года № 50 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Восточному одномандатному избирательному округу № 6 Хемер-оолу В.Д.» и итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 2 сентября 2010 года, а также возложить обязанность на территориальную избирательную комиссию города Кызыла зарегистрировать его кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по Восточному одномандатному избирательному округу № 6. В судебном заседании Хемер-оол В.Д. требование поддержал, пояснив о том, что 24 августа 2010 года подал в территориальную избирательную комиссию города Кызыла документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты Верховного Хурала Республики Тыва по одномандатному избирательному округу № 6 в порядке самовыдвижения. Им также были сданы подписные листы с 170 подписями избирателей в поддержку его кандидатуры. По заключению эксперта недостоверными признаны всего две подписи, а по проверке, проведенной Середкиным М.В., действительными признаны 102 подписи. Однако в силу п.\п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Количество достоверных подписей, установленных в ходе проверки, составляет 168, которых достаточно для регистрации его в качестве кандидата в депутаты. Представитель территориальной избирательной комиссии города Кызыла по доверенности Середкин М.В. требование не признал и пояснил о том, что выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва назначены Избирательной комиссией Республики Тыва на 10 октября 2010 года. 24 августа 2010 года Хемер-оол В.Д. обратился в территориальную избирательную комиссию города Кызыла с заявлением и другими документами, необходимыми для регистрации в качестве кандидата в депутаты законодательного органа республики, а 27 августа 2010 года он сдал в комиссию подписные листы. Им были представлены 170 подписей избирателей, отданных в его поддержку. Для регистрации в качестве кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва необходима 161 достоверная и действительная подпись избирателей. О времени проведения проверки подписных листов Хемер-оола В.Д. лично не уведомляли, однако в избирательной комиссии на стенде было размещено объявление о том, что проверка подписных листов состоится после 18 часов 2 сентября 2010 года. Итоговый протокол Хемер-оолу В.Д. был вручен 3 сентября 2010 года, т.е. в предусмотренный законом срок. По заключению эксперта дата и подписи избирателей в строках № 1 и № 2 подписного листа № 22 поставлены одним лицом. Таким образом, 2 подписи в подписных листах, представленных заявителем, признаны недостоверными. Также проверка подписных листов производилась и им самим. Было установлено 64 недействительных подписи в связи с тем, что в подписных листах не имелось даты внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, либо в подписных листах указана неполная дата внесения указанной выше подписи. Кроме того, имелись подписные листы, в которых дата заверения подписного листа кандидатом вносилась ранее даты внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей. В связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей Хемер-оолу М.Д. было отказано в регистрации. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению в части, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва № 121/522-5 от 12 июля 2010 года выборы депутатов Верховного Хурала Республики Тыва первого созыва назначены на 10 октября 2010 года. Полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва в силу постановления Избирательной комиссии Республики Тыва № 121\524-5 от 12 июля 2010 года возложены на территориальные избирательные комиссии. Территориальная избирательная комиссия города Кызыла выступает на выборах, в том числе, и как окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по Восточному одномандатному избирательному округу № 6. Из заявления Хемер-оола В.Д. от 24 августа 2010 года, адресованного в окружную избирательную комиссию города Кызыла видно, что он дает согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по Восточному одномандатному избирательному округу № 6 г. Кызыла в порядке самовыдвижения. Из решения территориальной избирательной комиссии города Кызыла № 50 от 5 сентября 2010 года «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Восточному одномандатному избирательному округу № 6 Хемер-оолу В.Д.» видно, что в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (170 подписей, из них действительных – 102 (60%), на основании требований ч. 12 статьи 32, пункта 4 части 8 статьи 33 Закона Республики Тыва «О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва» в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Восточному одномандатному избирательному округу № 6 Хемер-оолу В.Д. отказано. Согласно ч. 3 ст. 2 Конституционного закона Республики Тыва № 1859 ВХ-2 от 11 апреля 2010 года «О внесении изменений в Конституцию Республики Тыва» в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Конституционного закона Палата представителей, Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва, Председатель Правительства Республики Тыва обязаны обеспечить в первоочередном порядке разработку, принятие и вступление в силу законов Республики Тыва о выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, иных правовых актов Республики Тыва, обеспечивающих преемственность государственной власти в республике. В случае непринятия в установленном порядке закона Республики Тыва о выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва проводятся по Закону Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" с учетом положений Конституции Республики Тыва в редакции настоящего Конституционного закона. Пункт 3 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Статьей 32 указанного выше республиканского закона установлено, что соответствующая окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона. Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях, а также достоверность и действительность подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Окружная избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, в соответствии с настоящим Законом. Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, а также достоверности и действительности подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, создает своим решением рабочие группы из числа членов избирательной комиссии и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, и другие специалисты. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, недостоверности и недействительности подписей, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности и действительности подписей, достоверности иных данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, списки избирателей, использовавшиеся на предыдущих выборах, документы из органов регистрационного учета граждан, иные документы, содержащие сведения об избирателях и (или) их подписи. Проверке подлежат все подписи, представленные в соответствии с требованием частей 2 и 3 статьи 30 настоящего Закона. Превышающими данное требование, излишними и не подлежащими проверке признаются подписи, последние по нумерации папок, подписных листов и подписей. При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной и действительной либо недостоверной и (или) недействительной. При этом составляются ведомости проверки подписных листов по форме, установленной Избирательной комиссией Республики Тыва, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей. Согласно справке о получении документов от 27 августа 2010 года территориальной избирательной комиссией города Кызыла получены от Хемер-оола В.Д. подписные листы с подписями 170 избирателей в поддержку выдвижения кандидата в количестве 1 папки на 26 листах. Из ведомости проверки подписных листов без номера и даты, подписанной экспертом Г., следует, что количество проверенных подписей составляет 170, количество действительных подписей – 168, а количество недействительных\недостоверных подписей – 2. В соответствии с ведомостью № 2 от 2 сентября 2010 года, подписанной Середкиным М.В., количество проверенных подписей - 170, количество действительных – 106, а недействительных\недостоверных – 64. Как следует из заключения эксперта Г. от 3 сентября 2010 года, в подписном листе с подписями избирателей и поддержку выдвижения кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва на имя Хемер-оола В.Д. в строках 1 и 2 № 22 дата и подпись выполнены одним и тем же лицом. Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва Хемер-оола В.Д. от 2 сентября 2010 года количество представленных и проверенных подписей составило 170, количество недостоверных (недействительных) подписей – 68 (40%), количество достоверных и действительных подписей – 102. Суд полагает, что при составлении итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва Хемер-оола В.Д. рабочая группа окружной избирательной комиссии была не вправе признавать недостоверными 2 подписи избирателей по причине внесения в них даты и подписи избирателей не собственноручно, поскольку на момент составления протокола, т.е. 2 сентября 2010 года, справка об исследовании эксперта с соответствующими выводами еще не была составлена. Подпунктом «д» пункта 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Пунктами 44 и 45 ст. 2 указанного выше Федерального закона установлено, что недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа; а недостоверная подпись - подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Из объяснений представителя территориальной избирательной комиссии города Кызыла Середкина М.В. следует, что для регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва требуется 161 достоверная и действительная подпись. Судом установлено, что из 170 подписей избирателей, собранных в поддержку Хемер-оола В.Д., недостоверных не установлено, а в силу п.\п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Таким образом, территориальная избирательная комиссия города Кызыла, принимая решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты законодательного органа республики Хемер-оолу В.Д., в нарушение приведенного выше положения, учла в качестве основания для отказа 64 подписи избирателей, признанных недействительными. При таких обстоятельствах оспариваемое заявителем решение территориальной избирательной комиссии города Кызыла от 5 сентября 2010 года № 50 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Восточному одномандатному избирательному округу № 6 Хемер-оолу В.Д.» нельзя признать законным, и он подлежит отмене. Ввиду отмены судом указанного выше решения на территориальную избирательную комиссию города Кызыла следует возложить обязанность зарегистрировать Хемер-оола В.Д. кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по Восточному одномандатному избирательному округу № 6. Заявителем также поставлен вопрос об отмене итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 2 сентября 2010 года. Суд находит, что оспариваемым Хемер-оолом В.Д. протоколом не нарушены его избирательные права, поскольку в нем отражены лишь результаты проверки подписных листов. Какого-либо решения, влекущего правовые последствия, он не содержит, ввиду чего в удовлетворении заявления в указанной части следует отказать. Решение в части отмены решения территориальной избирательной комиссии города Кызыла от 5 сентября 2010 года № 50 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Восточному одномандатному избирательному округу № 6 Хемер-оолу В.Д.», а также возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию города Кызыла зарегистрировать Хемер-оола В.Д. кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по Восточному одномандатному избирательному округу № 6 подлежит немедленному исполнению. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Заявление Хемер-оола В.Д. о признании незаконными решения территориальной избирательной комиссии города Кызыла от 5 сентября 2010 года № 50 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Восточному одномандатному избирательному округу № 6 Хемер-оолу В.Д.» и итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 2 сентября 2010 года; возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию города Кызыла зарегистрировать его кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по Восточному одномандатному избирательному округу № 6 удовлетворить частично. Признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии города Кызыла от 5 сентября 2010 года № 50 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Восточному одномандатному избирательному округу № 6 Хемер-оолу В.Д.». Возложить обязанность на территориальную избирательную комиссию города Кызыла зарегистрировать кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Восточному одномандатному избирательному округу № 6 Хемер-оола В.Д.. Решение подлежит немедленному исполнению В удовлетворении остальной части заявления отказать. На решение могут быть поданы кассационные жалоба или представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения через Верховный суд Республики Тыва. Мотивированное решение составлено 21 сентября 2010 года. Председательствующий: