Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Верховный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Аал-оол Ч.Д. при секретаре Ондар А.Н. с участием прокурора Ойдуп У.М., представителей заявителя Язева А.А. и Конвиза С.С., представителя территориальной избирательной комиссии г. Кызыла Рязанова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании 16 сентября 2010 года в г. Кызыле Республики Тыва гражданское дело по заявлению Бачевской В.П. о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Кызыла от 6 сентября 2010 года № 56 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 3 Бачевской В.П.» и возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию города Кызыла зарегистрировать ее кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 3, У С Т А Н О В И Л: В суд с указанными выше требованиями обратилась Бачевская В.П., указывая на то, что 6 сентября 2010 года оспариваемым решением Территориальной избирательной комиссии г.Кызыла ей отказано в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала Республики Тыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 3. В обоснование принятого избирательной комиссией решения положена «Справка об исследовании» от 3 сентября 2010г,, согласно которой на листе №7 в строках 4 и 5 дата и подпись выполнены одним лицом, на листе №9 в строке 4, листе № 10 в строке 2 дата и подпись выполнены одним лицом, на листе №11 в строке 2 подпись не соответствует возрасту, на листе № 31 в строках 2 и 3, на листе №33 в строках 1-3, на листе №35 в строках 1-4, на листе № 36 в строках 3-5 и на листе №37 в строке 2 дата и подпись выполнены одним лицом. Эти подписи признаны комиссией недостоверными. В справке об исследовании имеется ссылка на «Инструкцию о порядке приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва», утвержденную постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 4 августа 2010 года № 124/543-5. Избирательная комиссия Республики Тыва, принимая данную инструкцию, подменила собою законодательный орган и превысила свои полномочия. Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ законом (а не решением ИК РТ) должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а так же оснований для признания подписей недействительными. В справке эксперта под номерами в строке указываются данные одного кандидата. Таких избирателей 9 человек. Однако ТИК данные одного избирателя засчитала как за двух и вместо 9 оказалось 18 недостоверных подписей. Следующим основанием, явившимся причиной отказа в регистрации кандидатом в депутаты, является не указание в подписных листах наименования субъекта Российской Федерации, в котором производился сбор подписей избирателей в поддержку моей кандидатуры. Общеизвестно и не подлежит доказыванию тот факт, что выборы в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва проводятся не в **, а именно в Республике Тыва. Согласно пункту 6 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Данное требование закона ею выполнено в полном объеме. У комиссии не было замечаний по порядку сбора подписей по тем улицам города Кызыла, которые входят в избирательный округ, по которому она баллотируется. Из пункта 5 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ видно, что не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе или лица, заверяющего подписи избирателей, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. Таким образом, не указание в подписных листах наименования субъекта Российской Федерации в адресе сборщика подписей не может являться основанием для отказа в регистрации, поскольку выборы депутатов тувинского парламента проходят в Туве. К тому же, общеизвестно, что населенных пунктов с наименованием «город Кызыл», кроме столицы Республики Тыва, в России больше нет. Поэтому 81 подпись избирателей были незаконно исключена комиссией из подписных листов как недостоверные. Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов проводится в порядке, который должен быть установлен законом. Однако законом порядок сбора подписей на выборах депутатов Верховного Хурала Республики Тыва не определен. Пунктом 1.1. статьи 38 ФЗ № 67-ФЗ установлено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Данные сроки избирательной комиссией нарушены. Территориальная избирательная комиссия г. Кызыла не извещала ее об имеющихся замечаниях. Более того, подписные листы были сданы для проверки в ТИК 27 августа 2010 года, а проверка проведена лишь 5 сентября 2010 года, т.е. в день заседания комиссии. О результатах проверки ей стало известно после обеда 5 сентября 2010 года в день регистрации. Ей не была предоставлена возможность внести необходимые изменения в представленные документы. Кроме того, были нарушены сроки получения копий итогового протокола, ведомостей проверки подписных листов и официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными, которые предусмотрены п. 7 ст. 38 Федерального закона. Пунктом 6 статьи 38 указанного выше закона при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей. Однако ее о дате проверки подписей никто не уведомлял. Согласно пункту 27 статьи 38 Федерального закона основания отказа в регистрации кандидата, определенные в пункте 24 данной нормы, являются исчерпывающими. ТИК искусственно завысила количество недостоверных подписей. В выданной ей ведомости проверки подписных листов нарушения указаны в цифрах, которые не предусмотрены законом, для того, чтобы затруднить возможность обжалования данного незаконного постановления ТИК. Просит признать незаконным и отменить обжалуемое решение окружной избирательной комиссии, а также возложить обязанность на территориальную избирательную комиссию города Кызыла зарегистрировать ее кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 3. От Бачевской В.П. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представитель заявителя Язев А.А. требования поддержал, пояснив о том, что в ходе судебного заседания были допрошены девять свидетелей, которые подтвердили тот факт, что подписи в подписных листах они ставили лично, что указывает на несостоятельность выводов эксперта, изложенных в справке. В соответствии с п. 5 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. Отсутствие в подписных листах в адресе лиц, заверивших их, данных «Республика Тыва», т.е. наименования субъекта Российской Федерации, не мешает однозначному восприятию, поскольку в наименовании подписного лица содержится указание на выборы депутатов Верховного Хурала Республики Тыва. Избиратели в подписных листах выразили свою волю. Признание их подписей недействительными по причине отсутствия в адресе места жительства лиц, заверивших подписные листы, наименования субъекта Российской Федерации, приведет к нарушению их активного избирательного права. Кроме того, в ведомостях проверки подписей, в нарушение действующего законодательства, отсутствует дата их составления, не приведены основания признания подписей недостоверными или недействительными. Коды, внесенные в ведомости, как основания к признанию недостоверными и недействительными подписей избирателей, не предусмотрены законом. При проведении проверки подписей также допущены нарушения выборного законодательства. Так, Бачевская В.П. не была извещена о времени проведения проверки, комиссией также допущены нарушения сроков проведения проверки и вручения копий документов. Инструкция «О порядке приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва», утвержденная постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 4 августа 2010 года № 124/543-5, официально не опубликована и не зарегистрирована, ввиду чего применению не подлежит. Представитель Бачевской В.П. по доверенности Конвиз С.С. также требование поддержал и пояснил о том, оспариваемое заявителем решение не может быть признано законным в силу того, что оно не было опубликовано. Порядок сбора подписей устанавливается законом. Однако Избирательная комиссия Республики Тыва установила его своей инструкцией. Республиканского закона о выборах не существует, ввиду чего сборщики подписей не могли ничего нарушить. Бачевская В.П. не была уведомлена о проведении проверки подписей, содержащихся в подписных листах в ее поддержку. Это нарушение является безусловным основанием для отмены принятого комиссией незаконного решения. Выводы эксперта, содержащиеся в справке, носят сомнительный характер, поскольку свидетели подтвердили тот факт, что подписи в подписных листах они ставили лично. Отсутствие в адресе места жительства лиц, заверивших подписные листы, наименования субъекта Российской Федерации, т.е. Республики Тыва, не мешает однозначному восприятию того, что сборщики подписей проживают в Республике Тыва. Представитель территориальной избирательной комиссии города Кызыла по доверенности Рязанов А.И. требование не признал, пояснив о том, что согласно «Справке об исследовании» за № 2/880 от 3 сентября 2010 года подписные листы исследовались согласно Инструкции о порядке приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, утвержденной постановлением Избирательной комиссией Республики Тыва 4 августа 2010 года № 124/543-5. Инструкция разработана на основании Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законов Республики Тыва "Об избирательной комиссии Республики Тыва", "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Республики Тыва, и регулирует порядок приема, проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, т.е. является подзаконным нормативным актом. Она обнародована путем размещения на сайте Избирательной комиссии Республики Тыва. При проверке подписных листов экспертом установлены нарушения пункта 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому подпись и дату ее внесения в подписной лист избиратель ставит собственноручно. В подписном листе 7 в строках 4 и 5 дата и подпись выполнены одним и тем же лицом; в подписном листе 9 в строке 4, в подписном листе 10 в строке 2, в подписном листе 31 в строках 2 и 3, в подписном листе 33 в строках 1-3, в подписном листе 35 в строках 1-4, в подписном листе 36 в строках 3-5, в подписном листе 37 в строке 2 дата и подпись также выполнены одним и тем же лицом. Статьей 32 Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года № 1869 ВХ-1 «О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва», определен порядок проверки избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами. Соответствующая окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона. Если кандидатом, представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях, а также достоверность и действительность подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Частью 3 указанной статьи определено, что соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, а также достоверности и действительности подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, создает своим решением рабочие группы из числа членов избирательной комиссии и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, недостоверности и недействительности подписей, содержащихся в подписных листах. Таким образом, экспертом установлены нарушения выборного законодательства и, соответственно, доводы заявителя о нарушении его избирательных прав являются не обоснованными, признание 18 подписей недостоверными установлено на законных основаниях. В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Постановлением Избиркома РТ от 28.06.2010 N 120/520-5 положения Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года № 1869 ВХ-1 «О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва» признаны в качестве законодательного акта, применимого при подготовке и проведении выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва, назначенных на 10 октября 2010 года. Таким образом, указанный Закон РТ является основополагающим нормативным правовым актом, регламентирующим порядок проведения выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва 10 октября 2010 года и, соответственно, именно этим Законом устанавливается форма подписного листа и порядок его заверения. В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года № 1869 ВХ-1 «О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва» избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования -дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или заменяющего его документа, а также свой адрес места жительства. В графе "Адрес места жительства" подписного листа сборщиком подписей могут быть указаны общие для избирателей, ставящих подписи в данном подписном листе, наименование субъекта Российской Федерации (Республика Тыва), а также города, на территории которого собираются подписи избирателей. Частью 6 указанной статьи установлено, что при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения. В заявлении Бачевская В.П. ссылается на пункт 5 статьи 38 67-ФЗ, согласно которому не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. В данном случае указанная выше норма не применима, т.к. в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года № 1869 ВХ-1 «О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва» адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Указание неполного адреса места жительства, в данном случае, наименования субъекта РФ, лицом, осуществляющим сбор подписей, является основанием для признания подписей избирателей, содержащихся в таких подписных листах, недействительными. Пункт 5 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, на который ссылается заявитель, допускает сокращение слов и дат применительно к сведениям об избирателях, а не о лице осуществляющим сбор подписей. Кроме того, не может считаться сокращением полное отсутствие каких-либо сведений, предусмотренных законом. В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 33 Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года № 1869 ВХ-1 «О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Действующее законодательство о выборах не содержит положений, позволяющих дифференцировать нарушения требований закона при сборе подписей избирателей на более или менее значимые, в зависимости от чего и определять последствия этих нарушении. Выяснение степени восприятия и толкования таких сведений нарушал бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом. Необоснованны доводы заявителя о том, что ее не уведомляли о проведении проверки подписных листов. Итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Бачевской В.П. был составлен 2 сентября 2010 года и получен заявителем 4 сентября 2010 года. Ведомости о проверке подписных листов заявителем также получены, что подтверждается наличием ее подписи в журнале выдачи ТИК г. Кызыла. Избирательное законодательство не устанавливает формы уведомления кандидатов о проведении проверки подписных листов. Кроме того, при приемке подписных листов заявитель уведомлялась о дате и времени проведения их проверки. Указанная информация могла быть уточнена заявителем по телефону или личной явкой в ТИК г. Кызыла. Ссылка заявителя на пункт 1.1. статьи 38 Федерального закона не состоятельна, т.к. соответствующее уведомление ей было отправлено и ее избирательные права не нарушены. Кроме того, ссылка на указанную норму Федерального закона не состоятельна и потому, что данной нормой установлено, что не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Поскольку законодатель не допускает возможность восполнения сведений о лицах, заверивших подписные листы с подписями избирателей, после представления их на регистрацию в окружную избирательную комиссию, действия окружной избирательной комиссии по не извещению кандидата об этих нарушениях не противоречат требованиям избирательного законодательства. Таким образом, заявитель не мог внести уточнения или исправления в подписные листы, т.к. это напрямую противоречит Федеральному закону, а избирательная комиссия вправе была не уведомлять заявителя о нарушении порядка оформления подписных листов. Ссылка заявителя на то, что она не присутствовала при проверке подписных листов также не состоятельна, т.к. в силу пункта 6 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ кандидат вправе присутствовать при проведении проверки, однако заявитель этим правом не воспользовалась, хотя своевременно был уведомлен о проведении проверки поданных подписных листов. Заслушав объяснения представителей заявителя, представителя территориальной избирательной комиссии города Кызыла, заключение прокурора, полагавшего, что заявление удовлетворению не подлежит, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва № 121/522-5 от 12 июля 2010 года выборы депутатов Верховного Хурала Республики Тыва первого созыва назначены на 10 октября 2010 года. Полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва в силу постановления Избирательной комиссии Республики Тыва № 121\524-5 от 12 июля 2010 года возложены на территориальные избирательные комиссии. Территориальная избирательная комиссия города Кызыла выступает на выборах, в том числе, и как кружная избирательная комиссия по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 3. Из заявления Бачевской В.П. от 25 августа 2010 года, адресованного в окружную избирательную комиссию города Кызыла видно, что она дает согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 3 г. Кызыла в порядке самовыдвижения. Из решения территориальной избирательной комиссии города Кызыла № 56 от 6 сентября 2010 года «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 3 Бачевской В.П.» видно, что в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (175 подписей, из них действительных – 75 (42,9%), на основании требований ч. 12 статьи 32, пункта 4 части 8 статьи 33 Закона Республики Тыва «О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва» в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 3 Бачевской В.П., **, выдвинутой самовыдвижением, отказано. В соответствии с пунктом 1 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Из п. 8 указанной выше нормы следует, что форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. Согласно ч. 3 ст. 2 Конституционного закона Республики Тыва № 1859 ВХ-2 от 11 апреля 2010 года «О внесении изменений в Конституцию Республики Тыва» в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Конституционного закона Палата представителей, Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва, Председатель Правительства Республики Тыва обязаны обеспечить в первоочередном порядке разработку, принятие и вступление в силу законов Республики Тыва о выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, иных правовых актов Республики Тыва, обеспечивающих преемственность государственной власти в республике. В случае непринятия в установленном порядке закона Республики Тыва о выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва проводятся по Закону Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" с учетом положений Конституции Республики Тыва в редакции настоящего Конституционного закона. Пункт 3 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Статьей 32 указанного выше республиканского закона установлено, что соответствующая окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона. Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях, а также достоверность и действительность подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Окружная избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, в соответствии с настоящим Законом. Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, а также достоверности и действительности подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, создает своим решением рабочие группы из числа членов избирательной комиссии и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, и другие специалисты. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, недостоверности и недействительности подписей, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности и действительности подписей, достоверности иных данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, списки избирателей, использовавшиеся на предыдущих выборах, документы из органов регистрационного учета граждан, иные документы, содержащие сведения об избирателях и (или) их подписи. Проверке подлежат все подписи, представленные в соответствии с требованием частей 2 и 3 статьи 30 настоящего Закона. Превышающими данное требование, излишними и не подлежащими проверке признаются подписи, последние по нумерации папок, подписных листов и подписей. При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной и действительной либо недостоверной и (или) недействительной. При этом составляются ведомости проверки подписных листов по форме, установленной Избирательной комиссией Республики Тыва, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей. Согласно справке о получении документов от 27 августа 2010 года территориальной избирательной комиссией города Кызыла получены от Бачевской В.П. подписные листы с подписями 175 избирателей в поддержку выдвижения кандидата в количестве 1 папки на 40 листах. Из ведомости проверки подписных листов без номера и даты, подписанной экспертом Г. следует, что количество проверенных подписей составляет 175, количество действительных подписей – 158, а количество недействительных\недостоверных подписей – 18. В соответствии с ведомостью № 2 без даты составления, подписанной С., количество проверенных подписей - 177, количество действительных – 87, а недействительных\недостоверных – 88. Из показаний свидетеля С. следует, что проверка подписных листов проводилась 2 сентября 2010 года. Бачевскую В.П. о проверке не извещал. Подписи, указанные в ведомости, признаны недействительными в связи с отсутствием в адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей, наименования субъекта Российской Федерации. Основания признания подписей недействительными в ведомости указаны в виде кода согласно Инструкции о порядке приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, утвержденной постановлением Избирательной комиссией Республики Тыва 4 августа 2010 года № 124/543-5. В этот же день рабочей группой комиссии был составлен итоговый протокол проверки подписных листов, копия которого была вручено 4 сентября 2010 года Бачевской В.П. Он разъяснил кандидату коды нарушений. 5 сентября 2010 года комиссия не смогла принять решение по вопросу о регистрации Бачевской В.П. из-за возникших разногласий. Решение об отказе в регистрации Бачевской В.П. кандидатом в депутаты было принято 6 сентября 2010 года. Так, из итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва Бачевской В.П. от 2 сентября 2010 года следует, что количество представленных и проверенных подписей составило 175, количество недостоверных (недействительных) подписей – 100 (57 %), количество достоверных и действительных подписей – 75. Из 100 недостоверных (недействительных) подписей таковыми признаны 9 в связи с внесением подписи несобственноручно; 9 в связи с внесением избирателем даты несобственноручно; 81 в связи с неполными сведениями о лице, осуществлявшем сбор подписей (листы 1-10, 12, 14, 16, 18, 22, 24, 26, 30, 34 и 40) и 1 (лист 30, строка 5) в связи с указанием избирателем неполной даты рождения. Пунктом 4 ст. 30 Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" установлено, что избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов (республиканского списков кандидатов), но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же кандидата (республиканского списка кандидатов). Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или заменяющего его документа, а также свой адрес места жительства. В графе "Адрес места жительства" подписного листа сборщиком подписей могут быть указаны общие для избирателей, ставящих подписи в данном подписном листе, наименование субъекта Российской Федерации (Республика Тыва), а также города, на территории которого собираются подписи избирателей. При этом, указывая адрес места жительства, избиратель может не вносить эти наименования, если они соответствуют адресу его места жительства. Подпись в поддержку выдвижения кандидата, республиканского списка кандидатов и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, республиканского списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Из пункта 6 ст. 30 следует, что при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения. Под адресом места жительства в силу п.5 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Аналогичная норма содержится и в п. 4 ст. 30 Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва". Указанное выше понятие не вызывает множественность толкования, и в силу своей определенности возлагает на участников избирательного процесса обязанность по ее строгому соблюдению. Как видно из подписных листов, представленных заявителем в избирательную комиссию, в адресе места жительства лиц, осуществлявших сбор подписей в поддержку Бачевской В.П., на листах 1-5, 7-9, 12, 14, 18, 22, 24, 26, 34 отсутствует наименование субъекта Российской Федерации; в 40 листе также отсутствуют сведения о наименовании или коде выдавшего паспорт гражданина органа у лица, заверившего подписной лист. Отсутствие в адресе места жительства лиц, осуществлявших сбор подписей, наименования субъекта Российской Федерации указывает на несоблюдение ими требований, установленных п. 5 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п. 4 ст. 30 Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва". Подпунктом 7 пункта 9 ст. 32 предусмотрено, что недействительными признаются все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, кандидатом, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем, кандидатом, либо если подписи собраны лицом, не имеющим права сбора подписей, либо если подписной лист заверен с нарушениями, указанными в пунктах 2 - 6, 8 и 10 настоящей части применительно к лицу, заверяющему подписной лист. Пунктом 3 указанной выше нормы установлено, что недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений. Таким образом, количество недействительных подписей по указанным выше основаниям составляет 57, а с учетом подписи в строке 5 листа 30 – 58. Из справки об исследовании № 2\880 от 3 сентября 2010 года эксперта Г. следует, что в подписных листах с подписями в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва на имя Бачевской В.П. на листе № 7 в строках 4 и 5 дата и подпись выполнены одним и тем же лицом; на листе № 9 в строке 4 и № 10 в строке 2 дата и подпись выполнены одним и тем же лицом; на листе № 11 в строке 2 выработанность почерка и подписи не соответствуют возрасту; на листе 31 в строках 2 и 3, № 33 в строках 1-3, № 35 в строках 1-4, № 36 в строках 3-5, 3 37 в строке 2 дата и подпись выполнены одним и тем же лицом. Суд полагает, что при составлении итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва Бачевской В.П. рабочая группа окружной избирательной комиссии была не вправе признавать недостоверными 18 подписей избирателей по причине внесения в них даты и подписи избирателей не собственноручно, поскольку на момент составления протокола, т.е. 2 сентября 2010 года, справка об исследовании эксперта с соответствующими выводами еще не была составлена. Подпунктом «д» пункта 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Таким образом, территориальная избирательная комиссия города Кызыла, принимая решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 3 Бачевской В.П., обоснованно пришла к выводу о недостаточном количестве достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации указанным выше кандидатом. Судом установлено, что при проведении проверки подписных листов и составлении ведомостей проверки подписных листов допущены нарушения положений ст. 32 Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва". В частности, в них не указаны основания (причины) признания подписей недостоверными и недействительными, Бачевская В.П. о соответствующей проверке не была извещена. Кроме того, недействительными необоснованно признаны подписи в подписных листах 6, 10, 16 и 30, поскольку в них имеется указание лиц, осуществлявших сбор подписей, на наименование субъекта Российской Федерации – Республика Тыва, как составную часть адреса их места жительства. Однако суд находит, что отмеченные выше нарушения не могут являться основанием для отмены оспариваемого заявителем решения. Территориальной комиссией города Кызыла соблюдены сроки, предусмотренные п. 18 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации. По приведенным выше мотивам в удовлетворении заявления следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Бачевской В.П. о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Кызыла от 6 сентября 2010 года № 56 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 3 Бачевской В.П.» и возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию города Кызыла зарегистрировать ее кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 3 отказать. На решение могут быть поданы кассационные жалоба или представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения через Верховный суд Республики Тыва. Мотивированное решение составлено 17 сентября 2010 года. Председательствующий: