В удовлетворении заявления о признании незаконным решения избирательной комиссии отказано.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Аал-оол Ч.Д.

при секретаре Данзырын А.С.-М.

с участием прокурора Дажымба Б.Б., заявителя Олчанмай М.Д., представителей Избирательной комиссии Республики Тыва Шулуу Д.Г., Монгуша Ш.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании 20 сентября 2010 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению Олчанмай М.Д. о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Чаа-Хольского кожууна № 11 от 4 сентября 2010 года «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Чаа-Хольскому одномандатному избирательному округу № 11 Олчанмай М.Д.», возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию Чаа-Хольского кожууна зарегистрировать его кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Чаа-Хольскому одномандатному избирательному округу № 11,

                                              У С Т А Н О В И Л:

         В суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Чаа-Хольского кожууна № 11 от 4 сентября 2010 года «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Чаа-Хольскому одномандатному избирательному округу № 11 Олчанмай М.Д.», возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию Чаа-Хольского кожууна зарегистрировать его кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Чаа-Хольскому одномандатному избирательному округу № 11 обратился Олчанмай М.Д., указывая на то, что считает указанное выше решение незаконным.

         В обоснование принятого решения избирательная комиссия сослалась на п.\п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому в качестве основания для отказа в регистрации может быть положено отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или регистрации кандидата.

         В избирательную комиссию им представлены все документы, соответствующие «Перечню документов, предоставляемых кандидатами в окружные избирательные комиссии на выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по одномандатным избирательным округам», утвержденного Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 12 июля 2010 года № 121-528-5.

         Также в нарушение п. 1.1 ст. 38 Федерального закона, предусматривающего, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

         Указанные в приведенном выше положении сроки комиссией были нарушены. Избирательная комиссия не известила его об имеющихся замечаниях, ввиду чего он был лишен права вносить необходимые изменения в представленные документы в установленный законом срок либо предоставить дополнительно какие-либо недостающие документы.

         О времени заседания избирательной комиссии по вопросу его регистрации он также не был уведомлен.

         Просит отменить решение территориальной избирательной комиссии Чаа-Хольского кожууна № 11 от 4 сентября 2010 года «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Чаа-Хольскому одномандатному избирательному округу № 11 Олчанмай М.Д.» и возложить обязанность на территориальную избирательную комиссию Чаа-Хольского кожууна зарегистрировать его кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Чаа-Хольскому одномандатному избирательному округу № 11.

         В судебном заседании Олчанмай М.Д. требование поддержал, пояснив о том, что кандидатом в депутаты законодательного органа республики он выдвинут ТРО политической партии «**».

         24 августа 2010 года в избирательную комиссию им были сданы документы согласно «Перечню документов, предоставляемых кандидатами в окружные избирательные комиссии на выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по одномандатным избирательным округам», утвержденного Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 12 июля 2010 года № 121-528-5.

         6 сентября 2010 года по факсу он получил копию обжалуемого решения.

         Комиссия о дне рассмотрения вопроса регистрации его в качестве кандидата в депутаты не уведомила. Также о недостаточности представленных им документов не сообщила, лишив его права внести изменения.

         Представитель территориальной избирательной комиссии Чаа-Хольского кожууна по доверенности Монгуш Ш.Ч. требование не признал, пояснив о том, что 1 июля 2010 года в ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" были внесены изменения, которые вступили в силу 5 июля 2010 года с момента официального опубликования.

         Постановление Избирательной комиссии о назначении даты выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва принято 12 июля 2010 года.

         Таким образом, поправки, внесенные в ст. 35 Федерального закона, были приняты до начала избирательной кампании и должны применяться при проведении выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва.

         Кандидатом не были представлены документы, указанные в п.п. «а» и «б»  п. 14.5 ст. 35 Федерального закона, ввиду чего Олчанмай М.Д. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по п.\п. «в» п. 24 ст. 38 закона о выборах.

         Перечень документов, предоставляемых кандидатами в окружные избирательные комиссии на выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по одномандатным избирательным округам, утвержденный Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 12 июля 2010 года № 121-528-5, действительно, не содержит положений указанных выше поправок, поскольку его проект был разработан до принятия соответствующих изменений.

         Доводы заявителя о том, что он был лишен права на внесение изменений в сведения, предусмотренных п. 1.1 ст. 38 Федерального закона, основаны на неправильном толковании его положений. Указанная норма устанавливает право вносить в уже представленные сведения изменения или уточнения, но не предоставляет право доносить отсутствующие документы.

         Заявитель по телефону был извещен о времени рассмотрения комиссией вопроса о его регистрации в качестве кандидата.

         Решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты ему было вручено своевременно.

         Представитель территориальной избирательной комиссии Чаа-Хольского кожууна по доверенности Шулуу Д.Г. требование также не признала и пояснила о том, что ТРО политической партии «**» в двадцатых числах августа, наряду с другими избирательными объединениями, была уведомлена о том, что документы в избирательную комиссию предоставляются с учетом соответствующих поправок в Федеральный закон.

         Факты, изложенные в заявлении Олчанмай М.Д., не нашли своего подтверждения, ввиду чего полагает, что его требование удовлетворению не подлежит.

         Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что заявление удовлетворению не подлежит, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва № 121/522-5 от 12 июля 2010 года выборы депутатов Верховного Хурала Республики Тыва первого созыва назначены на 10 октября 2010 года.

Полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва в силу постановления Избирательной комиссии Республики Тыва № 121\524-5 от 12 июля 2010 года возложены на территориальные избирательные комиссии. Территориальная избирательная комиссия Чаа-Хольского кожууна выступает на выборах в качестве окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по Чаа-Хольскому одномандатному избирательному округу № 11.

24 августа 2010 года Олчанмай М.Д. в территориальную избирательную комиссию Чаа-Хольского кожууна сданы заявление кандидата о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва сведения об имуществе и доходах, копия диплома об образовании, копия трудовой книжки, копия паспорта, справка-подтверждение из представительного органа, протокол конференции ТРО политической партии «**».

Из протокола конференции ТРО политической партии «**» следует, что отделение выдвинуло Олчанмай М.Д. кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Чаа-Хольскому одномандатному избирательному округу № 11.

Решением № 11 от 4 сентября 2010 года территориальной избирательной комиссией Чаа-Хольского кожууна в регистрации Олчанмай М.Д. кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва отказано в связи с несоблюдением требований п.\п. «в»  п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В силу п. 14.5 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", вступившего в силу 7 августа 2010 года при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы:

а) нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

б) нотариально удостоверенную копию устава политической партии, иного общественного объединения. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Конституционного закона Республики Тыва № 1859 ВХ-2 от 11 апреля 2010 года «О внесении изменений в Конституцию Республики Тыва» в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Конституционного закона Палата представителей, Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва, Председатель Правительства Республики Тыва обязаны обеспечить в первоочередном порядке разработку, принятие и вступление в силу законов Республики Тыва о выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, иных правовых актов Республики Тыва, обеспечивающих преемственность государственной власти в республике. В случае непринятия в установленном порядке закона Республики Тыва о выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва проводятся по Закону Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" с учетом положений Конституции Республики Тыва в редакции настоящего Конституционного закона.

          Закон Республики Тыва, предусматривающий заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам не принят.

Таким образом, Олчанмай М.Д. при подаче документов для регистрации его в качестве кандидата в депутаты законодательного органа республики должен был соблюдать положения, предусмотренные п. 14.5 указанной выше нормы Федерального закона.

Однако в территориальную избирательную комиссию Чаа-Хольского кожууна нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании и  нотариально удостоверенную копию устава политической партии, иного общественного он не представил.

В силу положений п.\п. «в» п. 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"  основанием для отказа в регистрации является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Таким образом, территориальная избирательная комиссия Чаа-Хольского кожууна при вынесении оспариваемого Олчанмай М.Д.решения действовала в рамках полномочий, предоставленных указанным выше законом, и обоснованно пришла к выводу об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Чаа-Хольскому одномандатному избирательному округу № 11.

Судом установлено, что Олчанмай М.Д. не был уведомлен о времени рассмотрения избирательной комиссией вопроса об его регистрации кандидатом в депутаты законодательного органа республики. Однако указанное выше обстоятельство не может повлечь отмену оспариваемого заявителем решения.

      Суд также находит доводы Олчанмай М.Д. о нарушении территориальной избирательной комиссией Чаа-Хольского кожууна положений, предусмотренных п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривающего, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению, несостоятельными, поскольку документы, указанные в п.\п. «а» и «б» п. 14.5 Федерального закона в комиссию им вообще не представлялись.

         По приведенным выше мотивам оснований для удовлетворения требований Олчанмай М.Д. суд не находит, ввиду чего в удовлетворении заявления следует отказать.

           Руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                    Р Е Ш И Л:

         В удовлетворении заявления Олчанмай М.Д. о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Чаа-Хольского кожууна № 11 от 4 сентября 2010 года «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Чаа-Хольскому одномандатному избирательному округу № 11 Олчанмай М.Д.», возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию Чаа-Хольского кожууна зарегистрировать его кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Чаа-Хольскому одномандатному избирательному округу № 11 отказать.

         На решение могут быть поданы кассационные жалоба или представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения через Верховный суд Республики Тыва. Мотивированное решение составлено 21 сентября 2010 года.

Председательствующий: