Производство по делу по заявлению прокурора Республики Тыва прекращено.



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

Верховный Суд Республики Тыва в лице председательствующего Болат-оол А.В., при секретаре Ооржак Н.М., с участием прокурора Ойдуп У.М., представителя Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва Лопсан С.Н., представителя Председателя Правительства Республики Тыва Монгуш А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кызыле 16 марта 2012 года гражданское дело по заявлению прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 04.04.2011 №525 ВХ-1 «О требованиях к перевозкам пассажиров легковыми такси на территории Республики Тыва» в части,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 04.04.2011 №525 ВХ-1 «О требованиях к перевозкам пассажиров легковыми такси на территории Республики Тыва» (далее – Закон РТ) в части.

В обоснование своих требований прокурор указал следующее.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 5 Закона РТ предусмотрено, что фрахтовщики, предоставляющие легковые такси для перевозки пассажиров и багажа, должны иметь договор об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

Возможность использования навигационных спутниковых систем при осуществлении перевозок пассажиров предусмотрена Федеральным законом от 14.02.2009 №22-ФЗ «О навигационной деятельности» (далее – Федеральный закон №22-ФЗ).

Однако ст. 1 Федерального закона №22-ФЗ не регламентирует отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения в пригородном и межмуниципальном сообщении, а лишь определяет правовые основы осуществления навигационной деятельности (ст. 1).

Часть 1 ст. 4 названного Федерального закона устанавливает особенности осуществления навигационной деятельности на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Субъектам Российской Федерации адресовано положение о том, что технические средства и системы, перечень которых определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.

Пункты 1 - 7, 9 и 10 Постановления Правительства Российской Федерации регламентируют вопросы оснащения аппаратурой спутниковой связи ГЛОНАСС транспортных, технических средств и систем федерального значения. Пункт 8 этого же документа рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по оснащению указанной аппаратурой технических средств и систем, закрепленных в установленном порядке за этими органами.

Из положений приведенных актов следует, что на федеральном уровне не установлено обязанности перевозчиков осуществлять навигационную деятельность, заключать гражданско-правовые договоры с хозяйствующими субъектами об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS при выполнении перевозок.

Не предусматривают подобных обязанностей перевозчиков ни Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с последующими изменениями), ни Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (с последующими изменениями), ни иные акты большей юридической силы, определяющие правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Перевозчики при оказании услуг по перевозке населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по установленным маршрутам вправе, но не обязаны осуществлять навигационную деятельность и заключать договоры об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Таким образом, норма Закона РТ противоречит действующему законодательству, поскольку устанавливает не предусмотренные федеральным законодательством обязанности перевозчиков и ограничивает их право на осуществление предпринимательской деятельности в указанной сфере.

Кроме того, указанная норма Закона РТ содержит коррупциогенный фактор – наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

Применение оспариваемого Закона РТ нарушает интересы Российской Федерации, поскольку он противоречит федеральному законодательству.

В судебном заседание представитель прокурора Республики Тыва Ойдуп У.М. представила ходатайство первого заместителя прокурора Республики Тыва ** об отказе от заявленных требований в связи с их исполнением в добровольном порядке и прекращении производства по делу, просила прекратить производство по делу.

Представитель Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва Лопсан С.Н. и представитель Председателя Правительства Республики Тыва Монгуш А.И. не возражали против прекращения производства по делу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Законом Республики Тыва от 03.03.2012 № 1217 ВХ-1 «О признании утратившим силу п. 5 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Тыва от 04.04.2011 №525 ВХ-1 «О требованиях к перевозкам пассажиров легковыми такси на территории Республики Тыва» оспариваемая прокурором норма признана утратившей силу.

Закон Республики Тыва от 03.03.2012 № 1217 ВХ-1 опубликован в газете «Тувинская правда» от 03 марта 2012года № 23.

Таким образом, имевшиеся в Законе Республики Тыва от 04.04.2011 №525 ВХ-1 «О требованиях к перевозкам пассажиров легковыми такси на территории Республики Тыва» противоречия федеральному законодательству устранены.

В связи с добровольным удовлетворением требований прокурора первый заместитель прокурора Республики Тыва ** отказывается от заявленных требований.

Согласно абзацу четвертому ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

В соответствии с ч. 3 ст. 252 ГПК РФ сам по себе отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования по оспариванию нормативного правового акта не является основанием для прекращения производства по делу.

Вместе с тем часть 3 ст. 252 ГПК РФ не содержит абсолютного запрета на прекращение судом производства по делу во всех случаях отказа лица, обратившегося в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от заявленного требования.

Поскольку причиной обращения прокурора в суд с требованием о признании Закона Республики Тыва от 04.04.2011 №525 ВХ-1 «О требованиях к перевозкам пассажиров легковыми такси на территории Республики Тыва» недействующим в части послужило его противоречие федеральному законодательству и нарушение в связи с этим интересов Российской Федерации, а с принятием Закона Республики Тыва от 03.03.2012 № 1217 ВХ-1 противоречия федеральному законодательству устранены, что явилось основанием отказа прокурора в ходе производства по делу от заявленных требований, при этом отказ прокурора от заявления не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, то, с учетом особенностей дела, в виде исключения из общего правила, суд полагает возможным принять отказ прокурора от заявления и прекратить производство по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 220 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу по заявлению прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 04.04.2011 №525 ВХ-1 «О требованиях к перевозкам пассажиров легковыми такси на территории Республики Тыва» в части прекратить.

На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва - судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение 15 дней.

Судья Болат-оол А.В.