Судья: Железнякова С.А. Дело № 33-732/2010 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 28 сентября 2010 года г. Кызыл Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Чикашовой М.Н., судей Дамдын Л.Д., Соскал О.М. при секретаре Монгуш С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по иску прокурора г. Кызыла в интересах Ооржак Б.А. к Мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения по кассационной жалобе представителя Мэрии г. Кызыла Хертека С.С. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 августа 2010 года, УСТАНОВИЛА: Прокурор г. Кызыла обратился в суд с иском в интересах Ооржак Б.А. к Мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения, указывая на то, что Ооржак Б.А. является сиротой, до совершеннолетия обучался в ** школе для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании школы поступил в ** государственный технический университет. В настоящее время по семейным обстоятельствам вернулся в г. Кызыл, где состоит на льготной очереди на получение жилья, как сирота. В нарушение Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ответчиком Ооржак Б.А. после окончания учебного заведения не предоставлены жильё или безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения. В результате этого нарушено право Ооржак Б.А. на жильё, гарантированное федеральным законодательством. В настоящее время у Ооржак Б.А. отсутствует постоянное место жительства. Прокурор просит суд обязать ответчика в течение 2 месяцев предоставить Ооржак Б.А. жилое помещение на территории города Кызыла, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 18 кв. м. Суд решением от 26 августа 2010 года иск прокурора г. Кызыла удовлетворил. Обязал Мэрию г.Кызыла в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Ооржак Б.А. жилое помещение на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. Не согласившись с решением суда, представитель Мэрии г. Кызыла Хертек С.С. подал кассационную жалобу, в которой ссылается на то, что предусмотренные субвенции Мэрией г. Кызыла направлены на приобретение жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Поскольку указанные субвенции полностью израсходованы, полагает, что суд необоснованно удовлетворил иск прокурора. Считает, что ответчиком по делу должно быть Министерство финансов Республики Тыва. Просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Проверив материалы дела, выслушав представителей прокуратуры г.Кызыла, Мэрии г. Кызыла, Министерства финансов Республики Тыва, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему. На основании ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. Как следует из материалов дела и установлено судом, Ооржак Б.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разрешая дело и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд обоснованно исходил из того, что Ооржак Б.А. являясь по статусу лицом, оставшимся без попечения родителей, в настоящее время не обучается в образовательном учреждении, жильем не обеспечен, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма по месту жительства, и правомерно возложил на Мэрию г. Кызыла обязанность по предоставлению Ооржак Б.А. жилого помещения, поскольку Законом Республики Тыва от 28 декабря 2005 года № 1564 ВХ-1 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления. С выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласна, вывод соответствует установленным обстоятельствам дела. Довод жалобы о том, что указанная категория лиц должна обеспечиваться органом местного самоуправления, но за счет средств субъекта Российской Федерации является необоснованным, поскольку в силу п.8 ст.3 Закона Республики Тыва «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление Ооржак Б.А. жилого помещения является обязанностью муниципального образования, данное обстоятельство не противоречит положениям ст.ст. 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Таким образом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, и доводы жалобы не основаны на законе. В кассационной жалобе ответчика дана иная оценка доказательствам, установленным судом, что не может являться основанием для отмены решения суда. Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, установил все обстоятельства, заслуживающие внимания, всесторонне проверил доводы сторон, дав им надлежащую оценку. Правильно применив нормы материального права, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Кызылского городского суда от 26 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: