Судья: Железнякова С.А. Дело № 33-844/2010 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 26 октября 2010 года г. Кызыл Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Болат-оол А.В., судей Бады-Сагаана А.В., Дамдын Л.Д., при секретаре Данзырын А.С.-М., заслушав в открытом судебном заседании по докладу Болат-оол А.В. дело по иску и.о. прокурора г. Кызыла в интересах несовершеннолетней Б. к Мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения по кассационной жалобе Мэрии г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 сентября 2010 года, УСТАНОВИЛА: И.о. прокурора г.Кызыла в интересах несовершеннолетней Б. обратился в суд с иском к Мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения, указывая на то, что Б. является сиротой, до совершеннолетия обучалась в Республиканской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После окончания ГОУ НПО Профессионального училища №** с. ** вынуждена проживать в школе-интернате. В соответствии с постановлением администрации г. Кызыла от 2 ноября 1998 года № 1393 состоит в льготной очереди на получение жилой площади. Просит обязать ответчика в течение двух месяцев предоставить Б. жилое помещение на территории городского округа «Город Кызыл», соответствующим санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не менее 18 кв.м. Решением суда постановлено: «Исковые требования прокурора г. Кызыла в интересах несовершеннолетней Б. к Мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать Мэрию г.Кызыла в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Б. жилое помещение на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», соответствующее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 квадратных метров». Мэрия г. Кызыла с решением суда не согласилась, указывая в кассационной жалобе на то, что судом нарушены нормы материального права. Согласно части 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделяются законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Субвенции в сумме 1696, 0 руб., предусмотренные на приобретение жилых помещений для детей-сирот, Мэрией г.Кызыла израсходованы полностью. Просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Выслушав прокурора Дажымба Б.Б. и истицу Б., представителя третьего лица по делу – Министерства финансов Республики Тыва Кыныраа Д.-Б.Г., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно абзацу 2 пункта 1 ст.8 Федерального Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.5 вышеуказанного Федерального Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года N 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73). Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать положения, приведенные в данной норме. Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий. В соответствии с пунктом 8 ст. 3 Закона Республики Тыва от 28.12.2005 № 1564 ВХ-1 (ред. от 18.03.2009) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе – по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что мать Б. - М. лишена родительских прав решением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 26 сентября 2001 года, её отец Т. умер 8 апреля 2002 года. До 14 июня 2007 года Б. находилась в Республиканской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 18 июня 2009 года она закончила обучение в ГОУ НПО Профессиональное училище №** с. **, т.е. окончила пребывать в данном образовательном учреждении. Б. поставлена на очередь на получение жилья постановлением администрации г. Кызыла от 2 ноября 1998 года № 1393. Правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применив нормы материального права, суд обоснованно удовлетворил иск прокурора и обязал Мэрию г. Кызыла предоставить Б. жилое помещение. Довод кассационной жалобы о незаконности решения суда в связи с тем, что субвенции на приобретение жилых помещений для детей-сирот в размере 1 696, 0 тыс. руб. израсходованы Мэрией г. Кызыла полностью, является необоснованным по следующим основаниям. Статьей 2 Закона Республики Тыва «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что средства на реализацию отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, предусматриваются в республиканском бюджете Республики Тыва на очередной финансовый год в виде предоставляемых местным бюджетам субвенций. В приложении 12 к Закону Республики Тыва от 25.12.2009 № 1757 ВХ-2 «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» приведено распределение субвенций бюджетам муниципальных районов и г.г. Ак-Довурак, Кызыл из Регионального фонда компенсаций Республики Тыва на 2010 год, в том числе на реализацию Закона Республики Тыва «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (таблица 1). Городу Кызылу предусмотрено выделение 1 696, 0 тыс. руб. Однако в суде кассационной инстанции представитель третьего лица по делу – Министерства финансов Республики Тыва Кыныраа Д.-Б.Г. представила документы, подтверждающие перечисление Департаменту финансов г. Кызыла дополнительно субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, в размере 1 177, 0 тыс. руб. в июле 2010 года и в размере 3 589, 0 тыс. руб. в сентябре 2010 года. Кроме того, поскольку органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», – Законом Республики Тыва от 28.12.2005 № 1564 ВХ-1, то обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо иных условий. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: 1. 2.