Судья: Сватикова Л.Т. Дело №33-628/2010 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 10 августа 2010 года г. Кызыл Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Чикашовой М.Н., судей Болат-оол А.В., Дамдын Л.Д., при секретаре Дулуш В.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу Болат-оол А.В. дело по иску прокурора г. Кызыла в интересах Республики Тыва к Мэрии г.Кызыла, Монгуш А.Б. о признании договора социального найма недействительным, обязании расторгнуть договор социального найма по кассационной жалобе представителя прокурора г. Кызыла Цыганок М.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 июля 2010 года, УСТАНОВИЛА: Прокурор г. Кызыла обратился в суд с иском в интересах Республики Тыва к Мэрии г.Кызыла, Монгуш А.Б. о признании договора социального найма недействительным, обязании расторгнуть договор социального найма, указывая на то, что дом ** по ** ** входит в перечень строящихся жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2008-2009 гг. Распоряжением мэра г.Кызыла ** от 16.11.2007 г. утвержден список граждан, переселяемых из ветхого и аварийного жилищного фонда. Монгуш А.Б. в данном списке не состояла и в городской очереди, среди нуждающихся в улучшении жилищных условий не значится. В отношении Монгуш А.Б. решение в порядке ч.5 ст.52 Жилищного кодекса РФ не принималось, с соответствующим заявлением она не обращалась. При таких обстоятельствах Монгуш А.Б. и члены ее семьи не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и, соответственно, участвовать в подпрограмме «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Просил признать договор социального найма жилого помещения от ** г. **, заключенный между и.о. мэра г. Кызыла и Монгуш А.Б., недействительным; обязать Мэрию г. Кызыла расторгнуть данный договор. Решением суда постановлено в удовлетворении иска прокурора г. Кызыла отказать. Представитель прокурора г. Кызыла Цыганок М.А. с решением суда не согласилась, указывая в кассационной жалобе, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Так, договор социального найма с Монгуш А.Б. был заключен при отсутствии решения о включении указанной семьи в список, сформированный мэрией г.Кызыла в предшествующем году, и в нарушение установленных мэром г.Кызыла Правил. Просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно части 1 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с частями 2, 3, 5 ст.17 вышеуказанного Федерального закона обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Ст. 28.2 вышеуказанного Федерального закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Частями 2, 3 ст. 2 Закона Республики Тыва от 17.02.2006 № 1680 ВХ-1 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Республики Тыва отдельным категориям граждан по договорам социального найма» установлено, что в качестве мер социальной поддержки за счет средств, предусмотренных в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций, из жилищного фонда Республики Тыва жилые помещения по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, установленным …статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года. Граждане, указанные в части 2 настоящей статьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 30 ЖК РСФСР (действовавшего до 1 марта 2005 года) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 г. № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг. Согласно пункту 3 указанных Правил учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, осуществляется: по месту жительства - специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом; по месту работы - на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении. Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и по месту жительства. Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Монгуш А.Б. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы в ГУП «**» с июля 2001 года. Согласно пункту 8 ст. 36 ЖК РСФСР, как правильно указал суд, Монгуш А.Б. имела право на первоочередное получение жилья как одинокая мать, имеющая при этом ребенка-инвалида 2 группы. Постановлением Правительства Республики Тыва от 25 марта 2008 г. № 177 «О предоставлении жилья отдельной категории граждан в микрорайоне ** г.Кызыла» утвержден список граждан, нуждающихся в жилье на основании решения комиссии по рассмотрению обращений льготных категорий граждан о предоставлении жилья, и постановлено предоставить указанным гражданам (в том числе Монгуш А.Б.) квартиры в сдающемся 24-квартирном доме по адресу: г. Кызыл, ** На момент принятия Правительством Республики Тыва указанного постановления дом по адресу: г. Кызыл, ** находился в собственности Республики Тыва. Согласно справке замминистра экономики Республики Тыва ** от 13 июля 2009 г. о финансировании строительства данного дома в 2006 и 2007 годах были использованы в 2006 году средства по Республиканской инвестиционной программе с учетом проектных работ и за 2007 год, кроме того, средства по Федеральной целевой программе «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», при этом 81,1% (1438, 244 кв.м.) - для переселения из аварийного жилья, а 18,9% (335,176 кв.м.) – для других категорий граждан согласно доле Правительства Республики Тыва. Установив указанные обстоятельства, суд обоснованно признал несостоятельными доводы прокурора о том, что предоставление жилого помещения Монгуш А.Б. произведено в нарушение подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» и адресной программы переселения граждан г. Кызыла из аварийного жилищного фонда на 2008-2015 г.г., утвержденной постановлением мэра г. Кызыла ** от 27 июня 2007 г., поскольку в данном случае жилое помещение было предоставлено Монгуш А.Б. Правительством Республики Тыва, осуществляющим полномочия от имени собственника (на тот момент) государственного жилого помещения соответственно своей доле в жилом доме, построенном в рамках реализации подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Ч астью 1 ст. 6 Закона Республики Тыва «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Республики Тыва отдельным категориям граждан по договорам социального найма» предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма в жилищном фонде Республики Тыва предоставляются гражданам, указанным в статье 2 настоящего Закона, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных в части 2 настоящей статьи. Монгуш А.Б., как было указано выше, принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в июле 2001 года. Прокурором доказательств того, что жилое помещение Монгуш А.Б. предоставлено с нарушением очередности, не представлено, хотя определением судьи о подготовке дела к судебному разбирательству от 15 марта 2010 г. бремя доказывания соблюдения установленного законом порядка предоставления Монгуш А.Б. жилья было возложено и на истца л.д.237, гражданское дело №2-931/2010, том 1). Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, которые подтверждены доказательствами, отвечающими требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ. Нормы материального права применены судом правильно; процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено. Материалы дела исследованы судом полно и объективно. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: 1. 2.