Судья: Кужугет Ш.К. Дело № 33-827/2010 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 19 октября 2010 года г.Кызыл Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Чикашовой М.Н., судей Соскал О.М., Канзая А.А. при секретаре Монгуш С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Каа-Хемского района Республики Тыва о признании бездействия администрации Каа-Хемского района по непринятию мер по охране жизни и здоровья неопределенного круга граждан при эксплуатации населением парома на ** переправе на водном объекте - реке Малый Енисей незаконным и возложении обязанности приостановить эксплуатацию парома на паромной переправе «**» по кассационной жалобе администрации Каа-Хемского района на решение Каа-Хемского районного суда от 13 сентября 2010 года. Заслушав доклад судьи Канзай А.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Заместитель Абаканского транспортного прокурора обратилась в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Каа-Хемского района о признании бездействия администрации Каа-Хемского района по непринятию мер по охране жизни и здоровья неопределенного круга граждан при эксплуатации населением парома на ** переправе на водном объекте - реке Малый Енисей незаконным и возложении обязанности приостановить эксплуатацию парома на паромной переправе «**», указывая, что Абаканской транспортной прокуратурой 27 июля 2010 года проведена проверка исполнения законодательства, направленного на безопасность внутреннего водного транспорта в Каа-Хемском районе Республики Тыва. Проверкой установлено, что на территории Каа-Хемского района функционирует бесхозяйная паромная переправа «**» для переправы в поселки ** и **, которая находиться на ** км. ниже п. ** по течению реки Малый Енисей. Данный паром являет собой сооружение по типу «паром-самолет», движение парома осуществляется по тросу с использованием силы течения реки. Проект, год и место постройки парома неизвестны. По данным Российского Речного Регистра какая-либо техническая документация о согласовании и наблюдении за ремонтом или строительством указанного парома к ним не поступала. Паром, в нарушение п. 4 ст. 16 КВВТ РФ и Правил государственной регистрации судов, не проходил государственную регистрацию права собственности на паром и других вещных прав на судно. В нарушение ст. 13 и ст. 14 КВВТ РФ на пароме отсутствуют средства идентификации судна и какие-либо судовые документы. В нарушение требований пунктов 3.1, 3.2 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, какие-либо технические мероприятия по строительству и ремонту парома до начала постройки не представлялись и не согласовывались с Речным Регистром. В нарушение п. 11 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации и ст. 27 КВВТ РФ на пароме паромной переправы «**» отсутствует достаточный и квалифицированный экипаж для обеспечения безопасности находящихся на борту лиц и безопасности плавания. Лица, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров на ** переправе, не имеют лицензии на осуществление перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом. Эксплуатация парома, не соответствующая требованиям безопасности, нарушает конституционное право граждан на жизнь и охрану здоровья, так как существует угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Бездействие администрации Каа-Хемского района в виде непринятия мер по обеспечению безопасности людей на водном объекте реке Малый Енисей в части использования населением бесхозяйной паромной переправы, не отвечающей требованиям безопасности, является противоправным. Просит признать бездействие администрации Каа-Хемского района по непринятию мер по охране жизни и здоровья неопределенного круга граждан при эксплуатации населением парома на ** переправе на водном объекте — реке Малый Енисей незаконным и возложить на администрацию Каа-Хемского кожууна обязанность приостановить эксплуатацию парома на паромной переправе «**». Решением суда постановлено: Признать бездействие администрации Каа-Хемского района Республики Тыва в части не принятия мер по охране жизни и здоровья неопределенного круга граждан при эксплуатации населением парома на ** переправе на водном объекте - реке Малый Енисей незаконным. Обязать администрацию Каа-Хемского района Республики Тыва в срок до 05 октября 2010 года - приостановить эксплуатацию парома на паромной переправе **» до получения судовладельцем свидетельства Российского речного Регистра о годности судна к плаванию и лицензии на осуществление перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом; - опубликовать решение суда в средствах массовой информации. Администрация Каа-Хемского района с решением суда не согласилась, подала кассационную жалобу, указав, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права. Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. Судом первой инстанции установлено, что паром на паромной переправе «**» эксплуатируется без свидетельства Российского Речного Регистра, не прошел государственную регистрацию права собственности и других вещных прав на судно, не имеет технической документации, средств идентификации судна и судовых документов, а также квалифицированного экипажа для обеспечения безопасности находящихся на борту лиц и безопасности плавания. С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласна, он подтверждается материалами дела. Статьей 21 Конституцией РФ каждому гарантировано право на жизнь, охрану здоровья. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 19 декабря 2002 года N 1800-р река Малый Енисей с верхней границей по течению река - п. ** и нижней границей - устье (слияние с рекой большой Енисей) относится к внутренним водным путям Российской Федерации. Согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судоходство, представляет собой деятельность, связанную с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа; судно -самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром. Согласно ст. 13 и ч. 1 ст. 14 КВВТ РФ каждое судно, подлежащее государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, должно иметь свое название или номер. На судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должно находиться свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством. Согласно ч. 1 ст. 16 КВВТ РФ и Правил государственной регистрации судов, утвержденных приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144, судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Согласно п.п. 3.1, 3.2 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утвержденного приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. N 136 Речной Регистр рассматривает и согласовывает техническую документацию на постройку, переоборудование, модернизацию и ремонт судов, изготовление и ремонт изделий и изготовление материалов для установки на судах (технические проекты, рабочую документацию, технические условия, стандарты и другие нормативно-технические документы), а также согласовывает компьютерные программы, используемые для целей проектирования и при эксплуатации судов. Техническая документация разрабатывается и представляется на рассмотрение до начала постройки (изготовления) объекта. Согласно п. 27 КВВТ РФ и п. 11 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 14 октября 2002 года № 129 все суда и другие плавучие объекты должны иметь достаточный и квалифицированный экипаж для обеспечения безопасности находящихся на борту лиц и безопасности плавания. Согласно п. 6 и п. 24 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. В этой связи, судом первой инстанции правильно установлен факт нарушения администрацией Каа-Хемского района Республики Тыва законодательства в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, заключающийся в бездействии по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района на территории муниципального района. Допускаемое администрацией Каа-Хемского района бездействие в виде непринятия мер по обеспечению безопасности людей на водном объекте - реке Малый Енисей в части использования населением паромной переправы, не отвечающей требованиям безопасности, влечет за собой угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, постоянно проживающих, а также временно пребывающих на территории Каа-Хемского кожууна. Таким образом, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, установил все обстоятельства, заслуживающие внимания, всесторонне проверил доводы сторон, дал им надлежащую оценку, правильно применив нормы материального и процессуального права, разрешил заявление. При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы - не состоятельными. На основании изложенного, и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Каа-Хемского районного суда от 13 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: