Судья: Сарыглар С.С. Дело № 33-1003/2010 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 21 декабря 2010 года г. Кызыл Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Болат-оол А.В., судей Дамдын Л.Д., Соскал О.М. при секретаре Ооржак Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дамдын Л.Д. гражданское дело по иску прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва к администрации г. Ак-Довурака Республики Тыва о признании бездействия администрации г. Ак-Довурака по не включению в реестр муниципальной собственности г. Ак-Довурака защитной дамбы, и об обязании администрации г. Ак-Довурака принять меры по включению в реестр муниципальной собственности г. Ак-Довурак защитной дамбы, по кассационной жалобе представителя администрации г. Ак-Довурака по доверенности С. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 октября 2010 года, УСТАНОВИЛА: Прокурор Барун-Хемчикского района обратился в суд с иском к администрации г. Ак-Довурака Республики Тыва о признании бездействия администрации г. Ак-Довурака Республики Тыва не законным, в части не включения в реестр муниципальной собственности г. Ак-Довурака защитной дамбы, и об обязании администрации г. Ак-Довурака принять меры по включению в реестр муниципальной собственности г. Ак-Довурака защитной дамбы, указав, что прокуратурой Барун-Хемчикского района проведена проверка, в сфере защиты населения и территории г. Ак-Довурака от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В ходе проверки установлено, что на территории г. Ак-Довурака имеется защитная дамба, построенная с целью защиты г. Ак-Довурака от затопления паводковыми водами р. Хемчик. В 1986 году защитная дамба сдана в эксплуатацию, однако сооружение защитной дамбы является бесхозной, балансодержателя и эксплуатирующей организации нет. В целях локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций, и безаварийному пропуску паводков просит признать бездействие администрации г. Ак-Довурака Республики Тыва в части не включения в реестр муниципальной собственности г. Ак-Довурака защитной дамбы, и обязать администрацию г. Ак-Довурака принять меры по включению в реестр муниципальной собственности г. Ак-Довурака защитной дамбы. Решением суда от 25 августа 2010 года постановлено: «Исковое заявление прокурора Барун-Хемчикского района о признании бездействия администрации г. Ак-Довурака по не включению в реестр муниципальной собственности г. Ак-Довурака защитной дамбы, и обязании администрации г. Ак-Довурака принять меры по включению в реестр муниципальной собственности г. Ак-Довурака защитной дамбы – удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Ак-Довурака Республики Тыва в части не включения в реестр муниципальной собственности г. Ак-Довурака защитной дамбы, находящейся на территории этого муниципального образования. Возложить на администрацию муниципального образования г. Ак-Довурак Республики Тыва обязать принять меры по включению в реестр муниципальной собственности г. Ак-Довурака защитной дамбы, находящейся на территории этого муниципального образования.» Представитель ответчика по доверенности С. с решением суда не согласился ввиду необоснованности. Считает, что судом неправильно применены нормы процессуального права. Суд должен был рассмотреть дело в порядке главы 27 ГПК РФ, поскольку установлен спор о праве на защитную дамбу. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения прокурора Ойдуп У.М., судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. Судом первой инстанции установлено, что защитная дамба находится на территории муниципального образования г. Ак-Довурака Республики Тыва, предназначена для обеспечения защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Данный объект бесхозный, не имеет проектно-сметной документации, администрация г. Ак-Довурака является владельцем защитной дамбы и эксплуатирующей организацией. С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласна, он подтверждается материалами дела. В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался. Согласно ч. 3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствии с пунктом 28 ч.1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131 к вопросам местного значения городского округа относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Согласно ч.4 ст. 50 Федерального закона 131-ФЗ в собственности городских округов может находиться имущество, предназначенное для организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Пункт 5 ч.2 ст.5 Положения об управлении муниципальной собственностью г. Ак-Довурака, утвержденного Решением Хурала представителей от 02.03.2006 года № 16 устанавливает, что в составе муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Пунктом 8 ч. 1 статьи 6 Устава городского округа города Ак-Довурака Республики Тыва, принятого решением Хурала представителей городского округа города Ак-Довурака от 24 мая 2007 года № 37, установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, что отражено и в п.п. 8, 11, 32 части 1 статьи 6 Устава городского округа г. Ак-Довурак. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117 -ФЗ (ред. От 27.12.2009 г., с изменен, от 27.07.2010 г) «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Согласно ст. 5 вышеуказанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений разрабатывают и реализуют региональные программы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений; обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий. Согласно ст. 10 указанного Закона на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др. Судом первой инстанции установлено факт не соблюдения администрацией г.Ак-Довурака Республики Тыва требований вышеуказанного законодательства. Учитывая, что допускаемое администрацией г. Ак-Довурака бездействие в виде не принятии мер по включению в реестр муниципальной собственности городского округа г. Ак-Довурак защитной дамбы влечет за собой неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций, суд правильно признал незаконным указанное бездействие администрации г. Ак-Довурак, поскольку создается угроза здоровью и жизни граждан, сохранности движимого и недвижимого имущества, и тем самым нарушаются конституционные и гарантированные федеральным законодательством права жителей г. Ак-Довурака на безопасность. С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласна, вывод мотивирован и подтвержден имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку, и оснований для его признания неправильным не имеется. Довод жалобы о том, что предотвращение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, в том числе защитной дамбы входит в полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва, является несостоятельным, поскольку пунктами 5.11.5 и 5.11.10 Постановления Правительства Республики Тыва от 11.05.2007 № 534 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Тыва и его структуры» установлено, что Министерство осуществляет реализацию мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Республики Тыва и меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Республики Тыва. Таким образом, в полномочия министерства входят только водные объекты, находящиеся в собственности Республики Тыва, а судом первой инстанции установлено, что дамба является бесхозной, соответственно, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение. Другие доводы кассационной жалобы не относятся к обстоятельствам, имеющим значение для дела, а поэтому не повлияли на правильность решения суда. При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы-несостоятельными. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Барун-Хемчикского районного суда от 25 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: