Решение суда о взыскании суммы неосновательного обогащения, оставлено без изменения.




ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 февраля 2011 года г. Кызыл

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Чикашовой М.Н., судей Болат-оол А.В., Дамдын Л.Д., при секретаре Монгуш С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Болат-оол А.В. гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва и неопределенного круга лиц к Аракчаа С.К., Аракчаа Х.В., Аракчаа А.Х., Аракчаа А.Х., Аракчаа А.Х. о взыскании суммы неосновательного обогащения по кассационным жалобам ответчицы Аракчаа С.К., третьего лица по делу – Мэрии г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 декабря 2010 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Кызыла обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, Республики Тыва и неопределенного круга лиц к Аракчаа С.К., Аракчаа Х.В., Аракчаа А.Х., Аракчаа А.Х., Аракчаа А.Х. о взыскании суммы неосновательного обогащения, указывая на то, что семьей Аракчаа С.К.получена субсидия на приобретение жилья с нарушением Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». С заявлением для участия в подпрограмме Аракчаа С.К. в мэрию г.Кызыла не обращалась; она и члены ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий мэрией г.Кызыла не признавались, в списках участников программы «Жилище» не значатся. К категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленной ст. 51 ЖК РФ, Аракчаа С.К. не относится. Просит взыскать с ответчиков солидарно сумму неосновательного обогащения - в федеральный бюджет в размере 352 665 руб. и в бюджет Республики Тыва в размере 477 135 руб.

Решением суда постановлено: «Иск и.о. прокурора Аракчаа С.К. в интересах Российской Федерации, Аракчаа С.К. и неопределенного круга лиц к Аракчаа С.К., Аракчаа Х.В., Аракчаа А.Х., Аракчаа А.Х., Аракчаа А.Х. о взыскании суммы неосновательного обогащения удовлетворить.

Взыскать с Аракчаа С.К., Аракчаа Х.В., Аракчаа А.Х., Аракчаа А.Х., Аракчаа А.Х. в солидарном порядке сумму неосновательного обогащения в федеральный бюджет в размере 352 665 рублей, сумму неосновательного обогащения в бюджет ** в размере 477 135 рублей».

Аракчаа С.К. с решением суда не согласилась, указывая в кассационной жалобе на то, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Она с мужем в начале 2007 года подала в мэрию г. Кызыла заявление о признании их семьи нуждающейся в жилье и включении её в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Отказа в признании их семьи участницей подпрограммы от мэрии г. Кызыла не поступало. Признание их семьи нуждающейся в жилье и включение её в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы подтверждается постановлением Мэра г.Кызыла от 20 марта 2008 г. №402. Просит решение суда отменить.

В кассационной жалобе мэрии г. Кызыла содержится просьба об отмене решения суда со ссылкой на то, что ответчики получили субсидию законно на основании постановления Мэра г. Кызыла от 20 марта 2008 г. ** и постановления Правительства Республики Тыва от 04 октября 2008 г. **. Данные нормативные акты действуют, противоречащими федеральному законодательству не признаны. Считают, что выводы суда противоречат обстоятельствам дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Из содержания ст.ст. 3 и 1102 ГК РФ следует, что под неосновательным обогащением понимается имущество, приобретенное или сбереженное без установленных федеральными законами или иными правовыми актами - указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, оснований.

В связи с этим довод кассационной жалобы мэрии г. Кызыла о том, что ответчики получили субсидию законно на основании постановления Мэра г. Кызыла от 20 марта 2008 г. ** и постановления Правительства Республики Тыва от 04 октября 2008 г. **, является необоснованным.

Согласно пункту 5 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 (в ред. от 29.12.2007 г.), участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а). возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б). признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в). наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Таким образом, признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил является одним из обязательных условий предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы.

Согласно пункту 6 вышеуказанных Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с частью 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Удовлетворяя заявленные требования о взыскании суммы неосновательного обогащения, суд первой инстанции указал, что мэрией г. Кызыла не принималось решение о признании семьи ответчиков нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также о признании её участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы»; семья ответчицы не нуждалась в жилом помещении.

С данными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

Вопрос о том, признавались ли ответчики нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке, при подготовке дела к судебному разбирательству был определен судом в качестве юридически значимого и бремя его доказывания было возложено на ответчиков (определение от 23 июля 2010 года, л.д. 1-2).

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Таким образом, из смысла ст. 52 ЖК РФ следует, что доказательством, подтверждающим принятие гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, является решение органа местного самоуправления о принятии его на учет, вынесенное в виде отдельного акта органа местного самоуправления.

Такое решение ответчиками суду не представлено.

Справка начальника отдела учета, приватизации и обмена жилья мэрии г. Кызыла от 30 апреля 2008 г. о том, что Аракчаа С.К. и Аракчаа Х.В. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий с января 2006 г., не подтверждает тот факт, что органом местного самоуправления принималось решение о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Более того, как установлено судом, на момент заключения договора займа от 23 октября 2008 г. и договора купли-продажи квартиры по адресу: ** от 23 октября 2008 г., ответчики имели во владении и пользовании на условиях договора социального найма трехкомнатную квартиру по адресу: **.

Аракчаа С.К. в суде первой инстанции пояснила, что данная квартиры была предоставлена ей в период до 2007 года, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, комиссией при Правительстве Республики Тыва из жилищного фонда, находящегося в республиканской собственности; в 2009 году указанная квартира ею приватизирована.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленной Управлением УФРС по РТ, право собственности на квартиру по адресу: ** зарегистрировано за Аракчаа С.К. 25 июня 2009 г.

Следовательно, семья Аракчаа С.К. не нуждалась в улучшении жилищных условий и не могла быть принята органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии с пунктом 17 вышеуказанных Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представленных документах, и в 10-дневный срок с даты представления документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.

Как правильно указал суд, из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что решение о признании или об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы принимается органом местного самоуправления по каждому поданному заявлению молодой семьи индивидуально.

Доказательств того, что мэрией г. Кызыла принималось решение о признании семьи ответчиков участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», суду не представлено.

Суд обоснованно не признал таким решением постановление Мэра г. Кызыла от 20 марта 2008 г. №402 «Об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по городскому округу «Город Кызыл Республики Тыва» на 2008 год», поскольку само по себе включение семьи ответчиков в указанный список не свидетельствует о том, что она на законных основаниях была включена в число участников подпрограммы и получила субсидию на приобретение жилья.

Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, установил все обстоятельства, заслуживающие внимания, всесторонне проверил доводы сторон, дав им надлежащую оценку. Правильно применив нормы материального и процессуального права, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационных жалоб – несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: 1.

**