Решение суда отменено с вынесением нового решения. Иск прокурора района удовлетворен.



С**

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Кызыл 22 февраля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе: председательствующего Чикашовой М.Н., судей Болат-оол А.В. и Дамдын Л.Д., при секретаре Монгуш С.В., с участием прокурора Ойдуп У.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ** кожууна Республики Тыва в интересах неопределённого круга лиц к Администрации сельского поселения ** Республики Тыва об обязывании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора по кассационному представлению прокурора ** кожууна Республики Тыва Донгак Н.М. на решение Овюрского районного суда Республики Тыва от 29 декабря 2010 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор ** кожууна в интересах неопределённого круга лиц обратилась в суд с иском к Администрации сельского поселения ** кожууна об обязывании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, указывая на то, что в результате проверки в порядке надзора выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: не установлены деревянные или металлические (контейнеры) сборники для твёрдых бытовых отходов, не выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, не установлены урны для твёрдых бытовых отходов на улицах сельского поселения **. Ненадлежащее исполнение Администрацией сельского поселения указанных требований законодательства нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду и влечёт загрязнение окружающей среды, что в конечном итоге негативно влияет на здоровье граждан. В связи с этим прокурор просила суд обязать Администрацию данного поселения организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора путём установления контейнеров (сборников) для сбора бытовых отходов, выделения специальных площадок для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, установления урн для бытовых отходов и мусора на улицах сельского поселения.

Решением суда от 29 декабря 2010 года в удовлетворении указанного иска было отказано.

В кассационном представлении прокурор просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение, полагая, что прокуратурой было внесено представление об организации деятельности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, но выявленные нарушения Администрацией сельского поселения не устранены, что является основанием для удовлетворения иска.

Выслушав пояснения прокурора Ойдуп У.М., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что предписанием Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва по ** кожууну (далее – ТО Управления Роспотребнадзора по РТ по ** кожууну) от 25 октября 2010 года главе сельского поселения ** было предписано устранить до октября 2011 года нарушения п. 2.1, п. 2.1.3, п. 4.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест», статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Для установления контейнеров для твёрдых бытовых отходов, выделения специальных площадок для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта и установления урн для твёрдых бытовых отходов на улицах сельского поселения имеется время – до октября 2011 года.

Однако с таким выводом суда судебная коллегия не согласна.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

В силу статьи 42 Конституции РФ и статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В пункте 2.1.3 Санитарных правил 42-1238-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест» предусмотрено, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно ограждённой зелёными насаждениями.

Согласно пункту 22.2 названных Правил, для сбора твёрдых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

На основании пункта 4.1 указанных Правил на всех площадях и улицах, в рынках, остановках городского транспорта и других местах должны быть выставлены в достаточном количестве урны.

Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению безопасной окружающей среды для граждан и защите её от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, а также по выполнению вышеприведённых требований Санитарных правил.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 28 сентября 2010 года прокурор ** кожууна внесла главе сельского поселения ** Т. представление об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, так как деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора не организована, контейнеры для складирования отходов отсутствуют, регулярный вывоз отходов и мусора не осуществляется. Однако данное представление не было исполнено. Кроме того, наличие допущенных нарушений подтверждается актом проверки ТО Управления Роспотребнадзора по РТ по ** кожууну от 25 октября 2010 года.

При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора судебная коллегия находит необоснованным, поскольку по закону орган местного самоуправления обязан выполнять требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В данном случае неистечение установленного предписанием ТО Управления Роспотребнадзора по РТ по ** кожууну срока не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска.

Следовательно, решение суда подлежит отмене, и с учётом того, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, судебная коллегия полагает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Овюрского районного суда Республики Тыва от 29 декабря 2010 года отменить, принять новое решение следующего содержания:

Иск прокурора ** кожууна Республики Тыва в интересах неопределённого круга лиц к Администрации сельского поселения ** кожууна Республики Тыва об обязывании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения ** кожууна Республики Тыва организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора путём установления на территории сельского поселения ** контейнеров (сборников) для сбора бытовых отходов, выделения специальных площадок для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, установления урн для бытовых отходов и мусора на улицах сельского поселения в срок до 22 августа 2011 г.

Председательствующий:

Судьи: