решение оставлено без изменения, кассационная жалоба -без удовлетвоерния.



КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 апреля 2011 года город Кызыл

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Дамдын Л.Д., судей Соскал О.М., Файзуллина Х.Г., при секретаре Салчак А.О., с участием прокурора Ойдуп У.М., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дамдын Л.Д. гражданское дело по иску Салчак В.Б. к Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва и Счётной палате Республики Тыва о признании незаконными постановления Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 28 октября 2010 года № и приказа Счётной палаты Республики Тыва от 18 ноября 2010 года №, восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда по кассационной жалобе истца Салчака В.Б. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 января 2011 года,

УСТАНОВИЛА:

Салчак В.Б. обратился в суд с иском к Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва (далее – Верховный Хурал РТ) и Счётной палате Республики Тыва (далее – Счётная палата РТ) о признании незаконными постановления Верховного Хурала РТ от 28 октября 2010 года № и приказа Счётной палаты РТ от 18 ноября 2010 года №, восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, указывая на то, что постановлением Верховного Хурала РТ от 28 октября 2010 года № ВХ-I он незаконно освобождён от должности ** Счётной палаты РТ в связи с допущенными им нарушениями законодательства Российской Федерации и законов Республики Тыва, установленными судом, так как обвинение в нарушении законодательства ему не предъявлялось, порядок освобождения от данной должности не установлен, при этом регламент Верховного Хурала РТ на тот момент не был опубликован. 27 октября 2010 года комитет по бюджету и экономическому развитию Верховного Хурала РТ принял решение об освобождении истца от должности, не определив в повестке заседания такой вопрос и не приняв положение о комитете. Однако в этом решении приведена формулировка: «предложить Верховному Хуралу РТ освободить досрочно от должности ** Счётной палаты РТ Салчака В.Б.», что является фальсификацией фактов. Кроме того, порядок применения взыскания нарушен: достоверность фактов, изложенных в обращении заместителя председателя и аудиторов Счётной палаты РТ, не проверена, а также служебная проверка не проведена. На основании постановления Верховного Хурала РТ от 28 октября 2010 года № Счётная палата РТ издала приказ от 18 ноября 2010 года № об увольнении истца с 28 октября 2010 года. В соответствии с частью 1 статьи 118 регламента Верховного Хурала РТ ** Счётной палаты Республики Тыва может быть освобождён от должности по представлению Президента - Председателя Правительства Республики Тыва или комитета Верховного Хурала Республики Тыва, если он назначен на должность Верховным Хуралом РТ, но в данном случае истец был назначен на должность постановлением Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва. В связи с этим он просил суд признать незаконными постановление Верховного Хурала РТ от 28 октября 2010 года № № и приказ Счётной палаты РТ от 18 ноября 2010 года №, восстановить в прежней должности, взыскать с ответчиков в его пользу среднюю заработную плату из расчёта 5212 рублей 90 копеек за каждый день вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в размере 300000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 10000 рублей.

Определением суда от 28 декабря 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечён Председатель Правительства Республики Тыва.

Решением суда от 28 января 2011 года в удовлетворении иска было отказано.

В кассационной жалобе истец Салчак В.Б. просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение, мотивируя тем, что при разрешении спора суд должен был применить нормы Трудового кодекса РФ. Его доводы о фальсификации решения комитета Верховного Хурала РТ по бюджету и экономическому развитию судом не проверены: согласно протоколу заседания от 27 октября 2010 года, данный комитет большинством голосов принял решение об освобождении истца от должности ** Счётной палаты РТ, но в его решении от этого же числа указано: «предложить Верховному Хуралу РТ освободить Салчака В.Б. от должности ** Счётной палаты РТ». Кроме того, комитет не рассматривал представление Председателя Правительства РТ, и с этим представлением депутаты также не были ознакомлены. В данном случае основанием для такого освобождения явилось обращение 4 аудиторов Счётной палаты РТ, что свидетельствует о нарушении порядка освобождения. На момент его увольнения с работы регламент Верховного Хурала РТ и положение вышеуказанного комитета не были опубликованы. Утверждает, что он может быть досрочно освобождён от должности ** Счётной палаты РТ только в том случае, если он назначен на эту должность Верховным Хуралом РТ. Однако он назначен постановлением Законодательной палаты Великого Хурала РТ. При его увольнении факты нарушения законодательства не выяснялись. Суд не решил вопрос о сроке применения дисциплинарного взыскания, хотя возлагал доказать это обстоятельство на ответчика.

В возражениях на кассационную жалобу представитель Председателя Правительства Республики Тыва Рязанов А.И. и представитель Верховного Хурала Республики Тыва Ховалыг Т.К. просят оставить решение суда без изменения, полагая доводы жалобы несостоятельными.

Выслушав пояснения истца Салчака В.Б., представителей Верховного Хурала Республики Тыва, председателя Правительства Республики Тыва, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела и установлено судом, постановлением Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 15 января 2003 года № ЗП-I Салчак В.Б. назначен на должность ** Счётной палаты Республики Тыва. На основании постановления Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 25 декабря 2007 года № ЗП-II он вновь назначен на данную должность.

В соответствии с постановлением Верховного Хурала Республики Тыва от 28 октября 2010 года № Салчак В.Б. досрочно освобождён от занимаемой должности в связи с допущенными им нарушениями законодательства Российской Федерации и законов Республики Тыва, установленными судом. На основании этого постановления издан приказ заместителя председателя Счётной палаты Республики Тыва от 18 ноября 2010 года № об увольнении с должности председателя Счётной палаты Республики Тыва Салчака В.Б.

В силу подпункта «б» пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года №-Ф3 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 7 названного Закона, постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В пункте 1 статьи 26.1 приведённого Закона определено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В статье 91 Конституции Республики Тыва предусмотрено, что Республика Тыва вправе образовать постоянно действующий орган государственного финансового контроля – Счётную палату Республики Тыва, порядок формирования и деятельность которой определяется законом Республики Тыва.

В статье 1 Закона Республики Тыва от 07 декабря 2001 года № «О Счётной палате Республики Тыва» закреплено, что Счётная палата Республики Тыва является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва.

На основании частей 1 и 6 статьи 5 данного Закона ** Счётной палаты Республики Тыва назначается на должность Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва по представлению Президента-Председателя Правительства Республики Тыва сроком на пять лет. Представителем нанимателя в отношении ** Счётной палаты является Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва. Председатель Счётной палаты Республики Тыва замещает государственную должность Республики Тыва.

В соответствии с частью 9 статьи 5 указанного Закона ** Счётной палаты Республики Тыва может быть досрочно освобождён от занимаемой должности Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва.

Согласно части 2 статьи 38 приведённого Закона, ** Счётной палаты Республики Тыва обладают гарантиями профессиональной независимости. Они могут быть досрочно освобождены от должности решением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва лишь на основании нарушения ими законодательства Российской Федерации и законов Республики Тыва или совершения злоупотреблений по службе, установленных судом.

В силу части 16 статьи 103 Конституции Республики Тыва к полномочиям Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва относится назначение по представлению Главы-Председателя Правительства Республики Тыва на должность и освобождение от должности ** Счётной палаты Республики Тыва, его ** Счётной палаты Республики Тыва.

Данная норма закреплена также в пункте 4 статьи 116 регламента Верховного Хурала Республики Тыва, утверждённого Постановлением Верховного Хурала Республики Тыва от 21 октября 2010 года № «О регламенте Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва».

Как установлено статьёй 118 регламента Верховного Хурала Председателя Правительства Республики Тыва, вопрос о досрочном освобождении от должности назначенных Верховным Хуралом ** Счётной палаты, ** Счётной палаты Республики Тыва решается по представлению Президента-Председателя Правительства Республики Тыва или Комитета Верховного Хурала по бюджету и экономическому развитию на заседании Верховного Хурала. Решение принимается открытым голосованием большинством от установленного числа депутатов Верховного Хурала. Если решение о досрочном освобождении от должности ** Счётной палаты, ** не принято, освобождение их от должности считается несостоявшимся.

В части 2 статьи 96 Конституции Республики Тыва определено, что Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва состоит из 32 депутатов, избираемых путём всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

По смыслу части 8 статьи 11 Трудового кодекса РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лица (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей), если это установлено федеральным законом.

Законом Республики Тыва от 18 марта 2009 года № «О реестре государственных должностей Республики Тыва» установлен реестр государственных должностей Республики Тыва, куда, в частности, включена должность ** Счётной палаты Республики Тыва.

Таким образом, должность ** Счётной палаты Республики Тыва относится к государственной должности Республики Тыва. Статус, порядок назначения и освобождения установлены Конституцией Республики Тыва и законами Республики Тыва, поэтому при разрешении спора об освобождении Салчака В.Б. от указанной должности применению подлежат нормы законодательства Республики Тыва.

27 октября 2010 года Председатель Правительства Республики Тыва, руководствуясь частью 16 статьи 103 Конституции Республики Тыва и статьёй 38 Закона Республики Тыва «О Счётной палате Республики Тыва», обратился в Верховный Хурал с предложением о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий ** Счётной палаты Республики Тыва Салчака В.Б. в связи с допущенными нарушениями законодательства.

Согласно решению комитета Верховного Хурала Республики Тыва по бюджету и экономическому развитию от 27 октября 2010 года, комитет представил в соответствии с пунктом 1 статьи 118 регламента Верховного Хурала на рассмотрение заседания Верховного Хурала Республики Тыва вопрос об освобождении ** Счётной палаты Республики Тыва Салчака В.Б., а также предложил Верховному Хуралу Республики Тыва освободить досрочно от должности ** Счётной палаты Республики Тыва Салчака В.Б.

Из выписки из стенограммы внеочередного третьего заседания Верховного Хурала Республики Тыва от 28 октября 2010 года следует, что на данном заседании первым был рассмотрен вопрос о досрочном освобождении Салчака В.Б. от должности ** Счётной палаты Республики Тыва и заслушан доклад председателя комитета Верховного Хурала РТ по бюджету и экономическому развитию Ч., огласившей вышеуказанное решение комитета. В результате обсуждения за решение комитета проголосовало 27 депутатов, 4 – воздержались, против никто не голосовал, в связи с чем решение было принято.

Как видно из доклада Ч. на сессии, что основанием включения данного вопроса в повестку заседания комитета Верховного Хурала РТ по бюджету и экономическому развитию послужило письмо Председателя Правительства Республики Тыва о досрочном прекращении полномочий ** Счётной палаты Республики Тыва. 26 октября 2010 года в адрес Председателя Верховного Хурала РТ Д. поступило заявление от 4 членов коллегии Счётной палаты РТ, в котором содержалась просьба о досрочном освобождении Салчака В.Б. от должности ** Счётной палаты Республики Тыва в связи с неоднократными нарушениями законодательства Российской Федерации и Республики Тыва, установленными решениями судов. Конституционный суд Республики Тыва в своём постановлении от 28 июля 2010 года № признал, что установленный ** Счётной палаты Республики Тыва порядок и условия получения ежемесячного денежного поощрения противоречат Конституции Республики Тыва. Постановлением руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 19 марта 2010 года установлено, что Счётная палата Республики Тыва допустила административное правонарушение, нарушив порядок размещения заказов на поставку товаров для нужд Счётной палаты РТ, предусмотренный Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 апреля 2010 года и решением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 17 мая 2010 года постановление руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва оставлено в силе. Ранее 05 марта 2010 года заместитель председателя Счётной палаты Республики Тыва Т. также направляла в адрес Великого Хурала Республики Тыва обращение с указанием аналогичных фактов. Представленные документы свидетельствуют о допущенных Салчаком В.Б. нарушениях в виде принятия необоснованного решения о порядке и условиях выплаты ежемесячного денежного поощрения, о незаконных невыплатах денежного поощрения, о нарушениях законодательства о размещении заказов без проведения торгов.

Конституционный суд Республики Тыва в своём постановлении от 28 июля 2010 года № признал, что установленный ** Счётной палаты Республики Тыва порядок и условия получения ежемесячного денежного поощрения противоречат Конституции Республики Тыва. Так, решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 августа 2009 года со Счётной палаты Республики Тыва в пользу С. (аудитору Счётной палаты Республики Тыва) взыскано 579645 рублей 93 копейки денежного вознаграждения. Кроме того, решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 апреля 2010 года и решением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 17 мая 2010 года в удовлетворении жалобы Салчака В.Б. об отмене постановления Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва о назначении штрафа в размере 30 000 рублей отказано, так как за нарушение порядка размещения заказов на поставку товаров для нужд Счётной палаты Республики Тыва Салчак В.Б. привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришёл к обоснованному выводу о том, что Салчак В.Б., замещая государственную должность Республики Тыва – ** Счётной палаты Республики Тыва, допустил нарушение законодательства Российской Федерации и законов Республики Тыва, которое было установлено вышеприведёнными судебными актами, что в силу части 2 статьи 38 Закона Республики Тыва от 07 декабря 2001 года № «О Счётной палате Республики Тыва» послужило основанием для его досрочного освобождения от указанной должности. При этом порядок данного освобождения ответчиком соблюдён, поскольку этот вопрос был принят по инициативе Комитета Верховного Хурала по бюджету и представлению Председателя Правительства Республики Тыва от 27 октября 2010 года на заседании Верховного Хурала Республики Тыва большинством голосов от числа избранных депутатов (27 голосов от всех 32 избранных депутатов).

Суд первой инстанции правильно признал постановление Верховного Хурала Республики Тыва от 28 октября 2010 года № 40 ВХ-I о досрочном освобождении от занимаемой должности ** Счётной палаты Республики Тыва Салчака В.Б.в связи с допущенными им нарушениями законодательства Российской Федерации и законов Республики Тыва принято обоснованно и соответствует законодательству.

Следовательно, досрочное освобождение истца от замещаемой должности произведено на законном основании.

С данным выводом суда судебная коллегия согласна, вывод мотивирован и подтверждён имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку, и оснований для признания его неправильным не имеется.

По указанным выше основаниям доводы кассационной жалобы Салчака В.Б. о неустановлении фактов нарушения им законодательства и нарушении порядка увольнения являются несостоятельными.

Доводы жалобы о необходимости при разрешении спора применения норм Трудового кодекса РФ основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку часть 16 статьи 103 Конституции Республики Тыва во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года №-Ф3 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» допускает применение норм законодательства Республики Тыва при разрешении спора о досрочном освобождении лица от государственной должности Республики Тыва – ** Счётной палаты Республики Тыва, что соответствует положениям части 8 статьи 11 Трудового кодекса РФ.

Утверждение в жалобе о фальсификации решения комитета Верховного Хурала РТ по бюджету и экономическому развитию от 27 октября 2010 года не может быть принято во внимание, так как данное решение, по сути, содержит предложение Верховному Хуралу РТ решить вопрос о досрочном освобождении истца от занимаемой должности, что не противоречит регламенту Верховного Хурала РТ. При этом окончательное решение об увольнении уже принималось большинством голосов депутатов, а не указанным решением комитета. В этой связи ссылка в жалобе на нерассмотрение комитетом представления Председателя Правительства РТ неубедительна.

Несостоятельным судебная коллегия также находит довод жалобы о том, что с представлением Председателя Правительства Республики Тыва депутаты Верховного Хурала Республики Тыва не ознакомлены, поскольку из выписки из стенограммы внеочередного третьего заседания Верховного Хурала РТ от 28 октября 2010 года (том № 1, л. д. 148-153) видно, что сомнений по поводу отсутствия представления Председателя Правительства Республики Тыва у депутатов не возникло. Кроме того, докладчик Ч. в первую очередь сообщила о данном представлении, но какие-либо вопросы ей не задавались.

Указание в жалобе об обращении 4 аудиторов Счётной палаты РТ неосновательно, так как поводом к досрочному освобождению Салчака В.Б. от занимаемой должности явилось представление Председателя Правительства Республики Тыва о рассмотрении вопроса об этом, адресованное в Верховный Хурал РТ, а не обращение аудиторов.

Доводы жалобы о том, что на момент увольнения истца с работы регламент Верховного Хурала РТ и положение комитета Верховного Хурала Республики Тыва по бюджету и экономическому развитию не были опубликованы, не являются основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку требование закона об опубликовании распространяется на нормативно-правовые акты. В данном случае регламент и положение не относятся к таким актам.

Назначение Салчака В.Б. на должность ** Счётной палаты Республики Тыва постановлениями Законодательной палаты Великого Хурала РТ от 15 января 2003 года, от 25 декабря 2007 года не влияет на выводы суда, так как в это время Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва имела право на такое назначение (до ликвидации), поэтому часть 16 статьи 103 Конституции Республики Тыва в действующей редакции позволяет Верховному Хуралу РТ по представлению Главы - Председателя Правительства Республики Тыва освободить от должности ** Счётной палаты РТ. В связи с этим ссылка истца на данное обстоятельство необоснованна.

Все обстоятельства дела и доказательства, подтверждающие выводы суда, указаны в мотивировочной части решения, а поэтому другие доводы кассационной жалобы являются необоснованными.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы – несостоятельными.

Руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца Салчака В.Б. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: