по иску прокурора о взыскании необоснованного обогащения



**

**

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 апреля 2011 года

город Кызыл

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Болат-оол А.В., судей Бады-Сагаана А.В., Канзая А.А., при секретаре Ооржак Н.М., с участием прокурора Ойдуп У.М., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, неопределённого круга лиц к Чамзо Т.И., Чамзо А.Д., Чамзо Ф.А., Чамзо В.А. , Чамзо Е.А. о взыскании неосновательного обогащения по кассационным жалобам Мэрии г. Кызыла и представителя ответчиков по доверенности Моломдай Д.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 февраля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Бады-Сагаана А.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском заявлением, указывая на то, что в ходе проверки исполнения законодательства, направленного на реализацию Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», утверждённой Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года №675, выявлены нарушения. Установлено, что Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва (далее – Минстрой РТ) допущены нарушения требований Конституции РФ, Жилищного кодекса РФ, повлекшие незаконное получение в 2008 году молодым семьям социальных выплат в рамках данной программы, предназначенных другим лицам. Чамзо Т.И., действующая от имении своей семьи, с заявлением для участия в подпрограмме в Мэрию города Кызыла не обращалась. В нарушение установленных требований федерального законодательства исполнитель подпрограммы Минстрой РТ передал ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва» свои полномочия по формированию списков для участия в программе, улучшающих жилищные условия с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования. Получив полномочия по формированию списков, ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва» в нарушение требований п.23 Правил определило новые списки граждан – участников подпрограммы на 2008 год по республике. Формирование списков осуществлялось из числа лиц, получивших в ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва» ипотечные жилищные займы. Как показала проверка, Чамзо Т.И. и члены её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий Мэрией г. Кызыла не признавались, в списках участников подпрограммы «Жилище» не значатся. При таких обстоятельствах Чамзо Т.И. и её члены семьи не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и, соответственно, участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» «Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». Неосновательное обогащение Чамзо Т.И. и совершеннолетних членов её семьи состоялось в связи с нарушением порядка участия в ФИО20 как со стороны Чамзо Т.И., так и со стороны государственных органов и должностных лиц. Просил суд взыскать с Чамзо Т.И., Чамзо А.Д., Чамзо Ф.А., Чамзо В.А. , Чамзо Е.А. сумму неосновательного обогащения в федеральный бюджет в размере 352665 рублей и в бюджет Республики Тыва в размере 477135 рублей.

Определением Кызылского городского суда от 26 января 2011 года по делу привлечены в качестве третьих лиц Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов Республики Тыва.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 февраля 2011 года иск был удовлетворен. Постановлено взыскать солидарно с Чамзо Т.И., Чамзо А.Д., Чамзо Ф.А., Чамзо В.А. , Чамзо Е.А. неосновательное обогащение в размере 352665 рублей в федеральный бюджет и в размере 477135 рублей в доход бюджета Республики Тыва; взыскать солидарно с ответчиков государственную пошлину в размере 11498 рублей в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В кассационной жалобе представитель Мэрии г. Кызыла по доверенности Кочнев П.В. просит отменить решение ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, недоказанности установленных судом обстоятельств, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Ссылается на то, что ответчики Мэрией г. Кызыла были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и являются участниками подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» программы «Жилище на 2001-2010 годы».

В кассационной жалобе представитель ответчиков по доверенности Моломдай Д.А. просит отменить решение и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Из содержания ст.ст. 3 и 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что под неосновательным обогащением понимается имущество, приобретенное или сбереженное без установленных федеральными законами или иными правовыми актами - указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, оснований.

Согласно пункту 5 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 (в ред. от 29.12.2007 г.), участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а). возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б). признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в). наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Таким образом, признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил является одним из обязательных условий предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы.

Согласно пункту 6 вышеуказанных Правил, применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с частью 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о взыскании суммы неосновательного обогащения, суд указал, что органом местного самоуправления – Мэрией г. Кызыла не принималось решение о признании ответчиков участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», также органом местного самоуправления не принималось решение в отношении семьи Чамзо о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Судом установлено, что постановлением Мэрии г. Кызыла от 20 марта 2008 года № утвержден список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», в данный список включена семья Чамзо.

С заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках указанной подпрограммы Чамзо Т.И. обратилась в Мэрию г. Кызыла 08 сентября 2008 года.

Согласно свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья от 15 сентября 2008 года ответчики получили социальную выплату в размере 829800 рублей, из них 352665 рублей за счёт средств федерального бюджета, 477135 рублей за счёт средств республиканского бюджета. Субсидия ответчиками была использована на оплату купленного по договору купли-продажи от 13 февраля 2008 года жилого дома и земельного участка по **.

Согласно справке начальника отдела учета, приватизации и обмена жилья М. от 14 марта 2008 года № семья Чамзо Т.И. и Чамзо А.Д. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий Мэрией г. Кызыла с 05 июня 2005 года.

Вопрос о том, признавались ли ответчики органом местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий, при подготовке дела к судебному разбирательству был определен судом в качестве юридически значимого и бремя его доказывания было возложено на ответчиков.

Справка начальника отдела учета, приватизации и обмена жилья мэрии г. Кызыла от 14 марта 2008 года № о том, что Чамзо Т.И. и Чамзо А.Д. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий с 05 июня 2005 года, не заменяет собой решение органа местного самоуправления о признании семьи ответчиков нуждающейся в улучшении жилищных условий. Такое решение органа местного самоуправления суду не представлено.

Пунктом 15 вышеуказанных Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства: заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах; …документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.

Кроме того, согласно пункту 21 вышеуказанных Правил, орган местного самоуправления муниципального образования до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что в нарушение п. 21 Правил с заявлением Чамзо Т.И. и Чамзо А.Д. о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» обратились в Мэрию г. Кызыла 14 марта 2008 года, и были включены в списки, утверждённые постановлением Мэра г. Кызыла от 20 марта 2008 года.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 09.11.2006г. №1302 Министерство строительства, жилищного и коммунального хозяйства Республики Тыва определено в качестве уполномоченного органа Правительства Республики Тыва по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» и республиканской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Тыва на 2003 - 2010 годы».

Согласно п.23 Постановление Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат по форме согласно приложению № 4 и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме согласно приложению № 3.

В силу п. 17 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.

30 января 2008 года Минстрой Республики Тыва заключил соглашение о сотрудничестве по реализации республиканской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Тыва на 2003- 2010 годы» с ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва». В соответствии с соглашением Минстрой Республики Тыва передал свои полномочия по формированию списков молодых семей для участия в подпрограмме, улучшающих жилищные условия с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва».

Таким образом, в нарушение требований п.п. 17, 23 Правил Мэрия г. Кызыла не организовала работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 Правил, в отношении семьи Чамзо. Поскольку Мэрия г. Кызыла не проверяла представленные ответчиками сведения, данные списки формировались ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва», то, соответственно, она не принимала решение о признании семьи Чамзо участницей подпрограммы.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал полученные ответчиками суммы неосновательным обогащением ивзыскал в пользу Российской Федерации и Республики Тыва 829 800 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: