19 апреля 2011 года г. Кызыл
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Болат-оол А.В., судей Бады-Сагаана А.В., Канзая А.А., при секретаре Ооржак Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Болат-оол А.В. гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва и неопределенного круга лиц к Самдан Е.В. , Самдану А.С. о взыскании неосновательного обогащения по кассационной жалобе третьего лица по делу – Мэрии г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 февраля 2011 года,
УСТАНОВИЛА:
И.О. прокурора г. Кызыла обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, Республики Тыва и неопределенного круга лиц к Самдан Е.В., Самдану А.С. о взыскании неосновательного обогащения, указывая на то, что семьей Самдан Е.В. получена субсидия на приобретение жилья с нарушением Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». С заявлением для участия в подпрограмме Самдан Е.В. в Мэрию г. Кызыла не обращалась; она и члены её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий Мэрией г. Кызыла не признавались, в списках участников программы «Жилище» не значатся. При таких обстоятельствах Самдан Е.В. и члены её семьи не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и, соответственно, участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». Просит взыскать с ответчиков солидарно сумму неосновательного обогащения - в федеральный бюджет в размере 164577 руб. и в бюджет Республики Тыва - в размере 222663 руб.
Решением суда постановлено: «Иск Прокурора г. Кызыла удовлетворить.
Взыскать солидарно с Самдан Е.В. , Самдана А.С. неосновательное обогащение в размере 164577 руб. в федеральный бюджет и в размере 222663 руб. в доход бюджета Республики Тыва».
Мэрия г. Кызыла с решением суда не согласилась, указывая в кассационной жалобе на то, что судом нарушены нормы материального и процессуального права; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Так, ответчики были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий на основании постановления Мэра г. Кызыла от 20 марта 2008 г. №402 «Об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» по городскому округу «Город Кызыл Республики Тыва» на 2008 год» и справки отдела учета, приватизации и обмена жилья Мэрии г. Кызыла. Постановление Правительства Республики Тыва от 03 сентября 2008 г. № 502, которым утверждены списки молодых семей и на основании которого была получена социальная выплата, является действующим, никем не оспорено и не отменено. Просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из содержания ст.ст. 3 и 1102 ГК РФ следует, что под неосновательным обогащением понимается имущество, приобретенное или сбереженное без установленных федеральными законами или иными правовыми актами - указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, оснований.
В связи с этим довод кассационных жалоб о том, что ответчики получили субсидию законно, на основании постановления Правительства Республики Тыва об утверждении списка молодых семей, которое никем не оспорено и не отменено, является необоснованным.
Согласно пункту 5 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 (в ред. от 29.12.2007 г.), участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а). возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б). признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в). наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Таким образом, признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил является одним из обязательных условий предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы.
Согласно пункту 6 вышеуказанных Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с частью 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Удовлетворяя требование прокурора о взыскании неосновательного обогащения, суд первой инстанции указал, что мэрией г. Кызыла не принималось решение о признании семьи ответчиков нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также о признании её участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», в связи с чем субсидия получена ею незаконно.
С данными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Вопрос о том, признавались ли ответчики органом местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий, при подготовке дела к судебному разбирательству был определен судом в качестве юридически значимого и бремя его доказывания было возложено на ответчиков (определение от 11 августа 2010 года, л.д. 47-48).
Справка начальника отдела учета, приватизации и обмена жилья мэрии г. Кызыла от 05 марта 2008 г. о том, что Самдан Е.В. признана мэрией г. Кызыла нуждающейся в улучшении жилищных условий с 01 ноября 2005 г., не заменяет собой решение органа местного самоуправления о признании семьи ответчиков нуждающейся в улучшении жилищных условий. Такое решение органа местного самоуправления суду не представлено.
Кроме того, подпунктом "г" пункта 15 вышеуказанных Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.
Самдан Е.В. использовала полученную субсидию на частичное погашение ипотечного займа. Для участия в подпрограмме она подала в мэрию г. Кызыла свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств ипотечного займа, и справку мэрии г. Кызыла от 05 марта 2008 г. (л.д.208).
В нарушение требования подпункта "г" пункта 15 вышеуказанных Правил согласно справке начальника отдела учета, приватизации и обмена жилья мэрии г.Кызыла от 05 марта 2008 г. она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с 01 ноября 2005 г., то есть ранее 1 января 2006 г.
В соответствии с пунктом 17 вышеуказанных Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представленных документах, и в 10-дневный срок с даты представления документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.
Как правильно указал суд, из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что решение о признании или об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы принимается органом местного самоуправления по каждому поданному заявлению молодой семьи индивидуально.
Доказательств того, что мэрией г. Кызыла принималось решение о признании семьи ответчиков участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», суду не представлено.
Суд обоснованно не признал таким решением постановление и.о. Мэра г. Кызыла от 20 марта 2008 г. №402 «Об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по городскому округу «Город Кызыл Республики Тыва» на 2008 год», поскольку само по себе включение семьи ответчиков в указанный список не свидетельствует о том, что она на законных основаниях была включена в число участников подпрограммы и получила субсидию на приобретение жилья.
Кроме того, суд обоснованно указал, что в нарушение пункта 17 вышеуказанных Правил мэрией г. Кызыла проверка сведений, содержащихся в представленных Самдан Е.В. документах, не проводилась; данное обстоятельство подтверждается тем, что заявление Самдан Е.В. об участии в подпрограмме было подано в мэрию г. Кызыла 18 марта 2008 г., а через два дня - 20 марта 2008 г. она была включена в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденный постановление и.о. Мэра г. Кызыла №402.
В соответствии с пунктом 21 вышеуказанных Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Суд правильно указал, что поскольку заявление Самдан Е.В. об участии в подпрограмме было подано в мэрию г. Кызыла 18 марта 2008 г., то семья ответчиков не могла быть включена в списки молодых семей на получение субсидии в 2008 году, так как для этого ответчики должны были обратиться с заявлением в мэрию г. Кызыла до 1 сентября 2007 г.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, установил все обстоятельства, заслуживающие внимания, всесторонне проверил доводы сторон, дав им надлежащую оценку. Правильно применив нормы материального и процессуального права, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы – несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: 1.
2.