** КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 26 апреля 2011 года город Кызыл Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Чикашовой М.Н., судей Болат-оол А.В. и Дамдын Л.Д., при секретаре Ооржак Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чикашовой М.Н. гражданское дело по иску Лакпа Д.А. к Мэрии г. Кызыла, Муниципальному учреждению «Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла» о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства по кассационной жалобе истца Лакпа Д.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 08 февраля 2011 года, УСТАНОВИЛА: Лакпа Д.А. обратился в суд с иском к Мэрии г. Кызыла, Муниципальному учреждению «Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла» (далее – Департамент Мэрии г. Кызыла) о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, указывая на то, что в силу пункта 5 статьи 13 Конституционного закона Республики Тыва от 27 ноября 2004 года № ВХ-I «О земле» ему как ветерану боевых действий на территории Российской Федерации должен быть бесплатно предоставлен в собственность земельный участок из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности Республики Тыва, на основании решения специально уполномоченного органа государственной власти Республики Тыва или органов местного самоуправления для индивидуального жилищного строительства, в размере не более 0,08 га в городе. 20 сентября 2010 года он обратился в Департамент Мэрии г. Кызыла с заявлением о предоставлении земельного участка для жилищного строительства, но получил ответ о том, что данный вопрос будет решён после установления порядка бесплатного предоставления земельных участков и его официальной публикации в печатных изданиях. Таким образом, Департамент Мэрии г. Кызыла не выполнил вышеприведённое требование Закона, так как порядок предоставления земельных участков относится к его внутренним ведомственным актам. В связи с этим для индивидуального жилищного строительства истец просил суд обязать ответчиков предоставить ему земельный участок, расположенный в ** метрах северо-восточнее стороны от квартиры № по ул. **. Решением суда от 08 февраля 2011 года в удовлетворении иска отказано. В кассационной жалобе истец Лакпа Д.А. просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение, полагая, что ответчики неправомерно отказывают в предоставлении ему земельного участка. Выслушав пояснения истца Лакпа Д.А., представителя Мэрии г. Кызыла Хертека С.С., проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам их совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. В силу пунктов 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В статье 13 Конституционного закона Республики Тыва от 27 ноября 2004 года № ВХ-I «О земле» определено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности Республики Тыва, предоставляются на основании решения специально уполномоченного органа государственной власти Республики Тыва или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, гражданам Российской Федерации, не имеющим в собственности земельные участки, для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, однократно, в размерах не более 0,08 га в городах и посёлках городского типа и 0,25 га в сельской местности: ветеранам боевых действий на территории Российской Федерации, бывшего Союза Советских Социалистических Республик и территориях других государств. Лакпа Д.А. является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах». Объектов недвижимости в собственности он не имеет. В своём заявлении, поданном 20 сентября 2010 года в Департамент г. Кызыла, истец просил предоставить ему земельный участок, расположенный в ** метрах северо-восточнее стороны от квартиры № дома № по ул. **, на основании пункта 5 статьи 13 и статьи 13.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27 ноября 2004 года № ВХ-I «О земле», указав на то, что он является ветераном боевых действий. Согласно записям журнала регистрации от 09 февраля 2009 года №, от 12 августа 2010 года №, среди заявлений ветеранов боевых действий, имеющих право на получение земельных участков, значится заявление Лакпа Д.А. о выделении ему ветерану боевых действий земельного участка. Из ответа Департамента Мэрии г. Кызыла от 23 сентября 2010 года № следует, что в пункт 5 статьи 13 Конституционного закона Республики Тыва от 27 ноября 2004 года № ВХ-I «О земле» внесены изменения, касающиеся предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности Республики Тыва и собственности муниципальных образований льготным категориям граждан для индивидуального жилищного строительства. Для исполнения данных норм Мэрией г. Кызыла разработан и находится на стадии согласования проект положения о порядке бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства отдельным категориям граждан, так как в соответствии с пунктом 4 статьи 13.1 названного Закона порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Кызыла устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Кроме этого, Лакпа Д.А. предложено обратиться по данному вопросу после принятия такого порядка. Информация об этом будет опубликована в официальных периодических печатных изданиях г. Кызыла. В уведомлении об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 28 января 2011 года № сообщено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах на земельный участок по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ** м. и ** м северо-восточнее стороны от квартиры № дома № по ул. **, - отсутствует. Как видно из ответа ФГУ «Земельная кадастровая палата по Республике Тыва» от 26 ноября 2010 года №, в реестре объектов недвижимости г. Кызыла сведения о земельном участке, расположенном по адресу: **, 137,7 метров северо-восточнее стороны от квартиры № дома № по ул. **, - отсутствуют. При таких обстоятельствах суд пришёл к обоснованному выводу о том, что право истца как ветерана боевых действий на бесплатное предоставление ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность предусмотрено законом субъекта Российской Федерации – Конституционным законом Республики Тыва от 27 ноября 2004 года № ВХ-I «О земле», так как земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поэтому по предметам их совместного ведения могут издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. Для реализации своего права Лакпа Д.А., не имея в собственности земельного участка, обращался к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного в ** метрах северо-восточнее стороны от квартиры № дома № по ул. **. Вместе с тем суд, отказывая в удовлетворении иска, правильно исходил из того, что в силу статьи 13 названного Конституционного закона порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Так, пунктом 1.2 Положения о порядке бесплатного предоставления отдельным категориям граждан в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утверждённого решением Хурала представителей г. Кызыла от 23 ноября 2010 года №, предусмотрено, что бесплатно и однократно предоставляются в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства в размерах не более 0,08 га на территории города Кызыла гражданам, не имеющим в собственности земельные участки, в том числе ветеранам боевых действий на территории Российской Федерации, бывшего Союза Советских Социалистических Республик и территориях других государств. В пунктах 2.1-2.5 указанного Положения определено, что отдел градостроительства Мэрии г. Кызыла на основании генерального плана развития г. Кызыла, документов территориального планирования и правил землепользования и застройки г. Кызыла обеспечивает выбор земельных участков для строительства. Отдел градостроительства Мэрии г. Кызыла направляет в Департамент капитального строительства Мэрии г. Кызыла ситуационные планы выбранных земельных участков с указанием их площади, адресными ориентирами для определения технических условий и плату за подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. После определения технических условий и условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение к ним Департамент капитального строительства Мэрии г. Кызыла направляет ситуационные планы выбранных земельных участков с указанием их площади, адресными ориентирами, техническими условиями и информацией о плате за подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла. Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла на основании сведений государственного земельного кадастра и документов территориального планирования, и правил землепользования и застройки г. Кызыла подготавливает схемы расположения выбранных земельных участков и опубликовывает данный список в средствах массовой информации, указанных в пункте 2.5 настоящего Положения. Подготовка и опубликование в «Бюллетень органов городского самоуправления г. Кызыла», в газетах «Шын», «Тувинская правда», «Центр Азии» и на официальном сайте городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» списка земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность, осуществляется не реже 2 раз в год. Согласно пункту 3.1 данного Положения, для приобретения права собственности на земельные участки граждане, указанные в пункте 1.2 настоящего Положения и имеющие постоянную регистрацию на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», после опубликования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность для индивидуального жилищного строительства, обращаются в созданную в Мэрии г. Кызыла комиссию по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» с соответствующим заявлением, к которому прикладываются документы, подтверждающие право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков. Таким образом, органом местного самоуправления установлен порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. В данном случае истец обратился в суд до утверждения этого порядка. В соответствии с заключением Департамента Мэрии г. Кызыла от 30 ноября 2010 года № земельный участок по адресу: г Кызыл, ** метра северо-восточнее стороны от квартиры № дома № по ул. ** расположен в санитарно-защитной зоне проектируемой АЗС, имеющей адресные ориентиры: **, район ипподрома, **, кадастровый номер №, площадь ** кв.м. Земельный участок под строительство АЗС предоставлен по договору аренды от 11 сентября 2009 года №, ширина санитарно-защитной зоны АЗС IV класса опасности в соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года №, составляет 100 метров. Предоставление указанного земельного участка создаст угрозу жизни и здоровью граждан. В силу части 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению, предусмотренного статьёй 29 Земельного кодекса РФ, исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. На основании пунктов 5.1, 7.1.12 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года №, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. Размер санитарно-защитной зоны автозаправочных станций для заправки грузового и легкового автотранспорта жидким и газовым топливом составляет 100 м. Принимая во внимание данные обстоятельства, суд правильно признал, что требуемый истцом земельный участок находится в санитарно-защитной зоне, где не допускается жилая застройка, включая отдельные жилые дома, что послужило основанием для отказа в удовлетворении иска о предоставлении этого земельного участка. С таким выводом суда судебная коллегия согласна, вывод мотивирован и подтверждён имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку, и оснований для признания его неправильным не имеется. По вышеуказанным основаниям доводы кассационной жалобы истца Лакпа Д.А. о неправомерном отказе в предоставлении ему земельного участка судебная коллегия считает неосновательными. Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, доводы кассационной жалобы – несостоятельными. На основании изложенного, руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 08 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца Лакпа Д.А. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи