С№ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е город Кызыл 14 сентября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Чикашовой М.Н., судей: Бады-Сагаана А.В., Соскал О.М., с участием прокурора Ойдуп У.М., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва в интересах Р. к Администрации муниципального образования «Пий-Хемский район Республики Тыва» о предоставлении вне очереди жилой площади, по кассационной жалобе ответчика на решение Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 13 августа 2010 года. Заслушав доклад судьи Бады-Сагаана А.В., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Пий-Хемского района РТ обратился в суд с иском в интересах Р. к Администрации муниципального образования «Пий-Хемский район РТ» о предоставлении вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим требованиям, указывая на то, что Р. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе судебного разбирательства прокурор изменил исковые требования и просил обязать Администрацию муниципального образования «Пий-Хемский район РТ» предоставить Р. жилую площадь на территории г.Турана РТ не позднее 01 ноября 2010 года, ссылаясь на то, что в прокуратуру обратился Р. с просьбой оказать ему помощь в получении жилья. В результате проверки установлено, что он родился ** и является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Н. решением Пий-Хемского районного суда РТ от 02 июня 2009 года лишена родительских прав, отца не имеет. Постановлением Администрации Пий-Хемского района РТ от 03 июня 1998 года № несовершеннолетний Р. определен в школу-интернат. С момента учреждения опеки и до настоящего времени Р. не имеет закрепленного за ним жилья, с супругой и ребенком проживают в доме тещи в г.Туране, который не принадлежит ему на праве собственности, и в отношении которого у него отсутствует право пользования. На основании действующего законодательства Р. как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, после службы в рядах Вооруженных Силах РФ имеет право на получение вне очереди жилья по договору социального найма. До настоящего времени уполномоченными органами местного самоуправления не решен вопрос о предоставлении Р. жилого помещения по месту его жительства в г.Туране. Просил суд обязать Администрацию муниципального образования «Пий-Хемский район РТ» предоставить Р., оставшемуся без попечения родителей, вне очереди жилую площадь не ниже установленных социальных норм по договору социального найма, отвечающую санитарным и техническим требованиям, на территории г.Турана не позднее 01 ноября 2010 года. Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал Администрацию муниципального образования «Пий-Хемский район Республики Тыва» предоставить Р. вне очереди жилую площадь на территории г.Турана Республики Тыва не ниже установленных социальных норм по договору социального найма, отвечающую санитарным и техническим требованиям, в срок до 01 ноября 2010 года. В кассационной жалобе председатель Администрации Пий-Хемского района Иусов М.В. просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение, полагая, что иск подан неуполномоченным на то лицом. Считает, что прокурор не предоставил сведений об уважительных причинах невозможности самостоятельного обращения Р. в суд. Кроме того, прокурор не доказал отсутствие у Р. жилья. Полагает, что Администрация Пий-Хемского района РТ не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку жилищным фондом г.Турана управляет Администрация г.Турана. Считает, что список лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей, остро нуждающихся в жилье, не является доказательством, так как он не заверен надлежащим лицом. Изучив материалы дела, выслушав прокурора, не согласившегося с доводами кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст.10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. В силу ч.1 ст.8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального учреждения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичная норма содержится и в ч.1 ст.8 Закона РТ от 26 ноября 2004 года №918 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В ст.15 и 57 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое жилое помещение должно быть изолированным и пригодным для проживания граждан, то есть отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В соответствии с п.8 ст.3 Закона РТ от 28 декабря 2005 года №1564 ВХ-1 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Суд первой инстанции установил, что Р. родился **, 27 мая 2006 года зарегистрирован в доме **. Решением Пий-Хемского районного суда РТ от 02 июня 1998 года его мать Н. лишена родительских прав в отношении него, отца нет. Постановлением председателя Администрации Пий-Хемского кожууна РТ от 03 июня 1998 года № Р. устроен в школу-интернат, он и его родитель не имеет закрепленного за ним жилья. Ранее проживал в д.**, принадлежавшем бабушке. После смерти бабушки в 1994 году дом был продан без согласия органа опеки и попечительства, что подтверждается постановлением и договором купли-продажи дома от 10 февраля 1994 года. Отсутствие у Р. закрепленной за ним жилой площади подтверждается пояснениями представителя заинтересованного лица – органа опеки и попечительства, а также списком детей, оставшихся без попечения родителей, остронуждающихся в жилье, согласно которому он был поставлен на учет в 1998 году. Согласно копии военного билета серии №, Р. призван на военную службу в ряды Вооруженных Сил РФ в мае 2004 года, уволен с военной службы 04 апреля 2006 года. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Р. остался в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителя, не имеет закрепленного жилого помещения, окончил военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ. Следовательно, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом РТ от 26 ноября 2004 года №918 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он имеет право на получение вне очереди жилой площади. Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд обоснованно возложил на Администрацию Пий-Хемского кожууна РТ обязанность по предоставлению Р. жилого помещения, поскольку Законом РТ от 28 декабря 2005 года №1564 ВХ-1 государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов. С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласна, вывод мотивирован и подтвержден имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку, и оснований для его признания неправильным не имеется. Доводы кассационной жалобы об отсутствии полномочий прокурора на подачу иска в интересах Р., который может самостоятельно обратиться в суд, основаны на неправильном толковании норм закона, поскольку в силу ч.1 ст.45 ГПК РФ и ст.10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом Р. обратился к прокурору с заявлением о просьбе защитить его жилищные права. Ссылка в жалобе на недоказанность отсутствия у Р. жилья опровергается исследованными в судебном заседании показаниями начальника Территориального органа опеки и попечительства Пий-Хемского района РТ Т. о том, что Р. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилье с 1994 года, а также списком лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остронуждающихся в жилье, из которых видно, что Р. и его родитель не имеют закрепленного жилого помещения. Утверждение в жалобе о том, что Администрация Пий-Хемского района не является надлежащим ответчиком по делу, является необоснованным, так как Законом РТ от 28 декабря 2005 года №1564 ВХ-1 государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов, в том числе Администрации муниципального образования «Пий-Хемский район Республики Тыва». Доводы жалобы о том, что список лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей, остро нуждающихся в жилье, не является доказательством, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку список заверен гербовой печатью Администрации Пий-Хемского района РТ и утвержден главным специалистом органа опеки и попечительства Пий-Хемского района РТ Т. (л.д.61-62). При этом то обстоятельство, что Р. нуждается в жилой площади, подтверждается показаниями начальника Территориального органа опеки и попечительства Пий-Хемского района РТ Т. Таким образом, судебная коллегия считает состоявшееся решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не находит. На основании изложенного, руководствуясь ст.361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 13 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: