Решение суда о взыскании неосновательного обогащения оставлено без изменения.



**

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 мая 2011 года город Кызыл

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Салчак А.А., судей Соскал О.М., Канзая А.А., при секретаре Ооржак Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Канзая А.А. кассационную жалобу представителя ответчиков Моломдай Д.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 04 апреля 2011 года по исковому заявлению прокурора города Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, неопределённого круга лиц к Ендану С.В., Ендан С.В., Е. о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛА:

Исполняющий обязанности прокурора города Кызыла обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, Республики Тыва и неопределенного круга лиц к Ендану С.В., Ендан С.В., Е. о взыскании неосновательного обогащения, указывая на то, что семьей Ендан С.В. получена субсидия на приобретение жилья с нарушением Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». С заявлением для участия в подпрограмме Ендан С.В. в мэрию г. Кызыла не обращался; он и члены его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий мэрией г. Кызыла не признавались, в списках участников программы «Жилище» не значатся. При таких обстоятельствах Ендан С.В. и члены его семьи не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и, соответственно, участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». Просил взыскать с ответчиков сумму неосновательного обогащения в федеральный бюджет в размере 211 599 рублей и в бюджет республики Тыва в размере 286 281 рубль.

Решением суда иск был удовлетворен, суд постановил:

Взыскать солидарно с Ендана С.В., Ендан С.В., Е. неосновательное обогащение в размере 211 599 рублей в федеральный бюджет и в размере 286 281 рубль в доход бюджета Республики Тыва.

Взыскать солидарно с Ендана С.В., Ендан С.В., Е. государственную пошлину в размере 8 178 рублей 80 копеек в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Представитель ответчиков Бегзи В.А. с решением суда не согласился, подал кассационную жалобу, в которой указал, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Семья Ендан нуждалась в улучшении жилищных условий, обратилась в Мэрию г.Кызыла с заявлением с просьбой включить их в список участников программы. Действия органов власти по включению их семьи в число участников программы соответствовали требованиям законодательства. Признание их семьи нуждающейся в жилье подтверждается справкой мэрии г.Кызыла от 28.04.2008 года. Выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просила решение суда отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 указанного Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Согласно пункту 5 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 (в ред. от 29.12.2007 г.), участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 указанных Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Таким образом, признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 указанных Правил является одним из обязательных условий предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы.

Согласно пункту 6 вышеуказанных Правил, применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с частью 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Удовлетворяя заявленные требования о взыскании суммы неосновательного обогащения, суд первой инстанции указал, что мэрией города Кызыла не принималось решение о признании семьи ответчиков нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также о признании её участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы»; семья ответчиков не нуждалась в жилом помещении.

С данными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

Вопрос о том, признавались ли ответчики нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке, при подготовке дела к судебному разбирательству был определен судом в качестве юридически значимого и бремя его доказывания было возложено на ответчиков **.

Решение органа местного самоуправления о признании семьи ответчиков нуждающейся в улучшении жилищных условий суду не представлено.

Согласно ответу на запрос суда за подписью первого заместителя мэра города Кызыла К. от 27 августа 2010 года, в отделе муниципального жилищного фонда мэрии г.Кызыла учетное дело участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» Ендан С.В. отсутствует, предоставить запрашиваемые документы не представляется возможным.

Справка ** отдела учета, приватизации и обмена жилья мэрии г. Кызыла ** от 28 апреля 2008 года о том, что Ендан С.В., ** года рождения, и Монгуш С.В., ** года рождения, действительно признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий Мэрией ** с 28 апреля 2008 года, не подтверждает тот факт, что органом местного самоуправления принималось решение о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Кроме того, из содержания пункта 6 вышеуказанных Правил следует, что молодая семья до 1 марта 2005 г. должна быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а после 1 марта 2005 г. – быть признана органом местного самоуправления по месту её постоянного жительства нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В нарушение указанного требования, как следует из справки ** отдела учета, приватизации и обмена жилья мэрии г. Кызыла, ответчики с 28 апреля 2008 г. признаны нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Согласно пункту 15 вышеуказанных Правил, для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);…

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.

В материалах дела имеется заявление Ендан С.В. и Ендан С.В. о включении в состав участников подпрограммы от 28 апреля 2008 г. **

В материалах дела документ, подтверждающий признание семьи ответчиков нуждающейся в улучшении жилищных условий, отсутствует.

Доказательств признания их семьи органом местного самоуправления нуждающейся в улучшении жилищных условий ответчиками не представлено.

Следовательно, в нарушение пункта 15 вышеуказанных Правил ответчики при подаче в мэрию г. Кызыла заявления о включении их семьи в состав участников подпрограммы не представляли документ, подтверждающий признание их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктом 17 вышеуказанных Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представленных документах, и в 10-дневный срок с даты представления документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.

Как правильно указал суд, из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что решение о признании или об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы принимается органом местного самоуправления по каждому поданному заявлению молодой семьи индивидуально.

Доказательств того, что Мэрией г. Кызыла принималось решение о признании семьи ответчиков участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», суду не представлено.

Суд обоснованно не признал таким решением постановление мэра г. Кызыла от 20 марта 2008 г. № 402 «Об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по городскому округу «Город Кызыл Республики Тыва» на 2008 год», поскольку само по себе включение семьи ответчиков в указанный список не свидетельствует о том, что она на законных основаниях была включена в число участников подпрограммы и получила субсидию на приобретение жилья.

Согласно пункту 21 вышеуказанных Правил, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Суд правильно указал, что поскольку ответчики подали заявление о включении их семьи в состав участников подпрограммы в апреле 2008 года, то они не могли быть включены в список на получение субсидии в марте 2008 года, так как для этого они должны были обратиться с заявлением в мэрию г. Кызыла до 01 сентября 2007 г.

Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, установил все обстоятельства, заслуживающие внимания, всесторонне проверил доводы сторон, дав им надлежащую оценку. Правильно применив нормы материального и процессуального права, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм права и неверной оценке обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для отмены правильного решения суда.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы – несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 04 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: