10 мая 2011 года г. Кызыл Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Болат-оол А.В., судей Бады-Сагаана А.В., Канзая А.А., при секретаре Салчак А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Болат-оол А.В. гражданское дело по заявлению Хачатряна Ю.А. о признании незаконным бездействия Отделения отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Тыва в ** по кассационной жалобе отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 марта 2011 года, УСТАНОВИЛА: Хачатрян Ю.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Отделения отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Тыва в ** (далее - ОФМС России по РТ), указывая на то, что 09 февраля 2009 года Отделением ОФМС России по РТ в ** принято к рассмотрению его заявление о принятии в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Правильность заполнения данного заявления и наличие необходимых документов проверена сотрудником ФМС РФ, о чём имеется отметка. В силу ч. 4 ст. 35 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляется в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. Согласно ч. 5 ст. 35 данного закона решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации и принявшие к рассмотрению заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, сообщают заинтересованным лицам о принятых решениях и выдают этим лицам соответствующие документы, согласно ч. 1 ст.38 указанного закона. Таким образом, рассмотрение заявления и принятие письменного решения по вопросу принятия заявителя в гражданство Российской Федерации должно быть осуществлено ФМС РФ до 09 августа 2009 года, с извещением и выдачей ему соответствующих документов. Между тем ФМС РФ до настоящего времени поданное им заявление не рассмотрела, какого-либо решения по вопросу принятия его в гражданство Российской Федерации не приняла. При таких обстоятельствах заявитель лишен права на своевременное рассмотрение заявления и решение вопроса о принятии его в гражданство Российской Федерации. Просит признать незаконным бездействие Отделения ОФМС России по РТ в **, выразившееся в нерассмотрении и непринятии решения о приёме его в гражданство Российской Федерации, а также обязать Отделение ОФМС России по РТ в ** устранить допущенное нарушение его прав путём принятия решения о приёме в гражданство Российской Федерации. В ходе судебного заседания заявитель Хачатрян Ю.А. уточнил свои требования: просил признать незаконным бездействие Отделения ОФМС России по РТ в **, выразившееся в нерассмотрении его заявления о приёме в гражданство Российской Федерации, а также обязать Отделение ОФМС России по РТ в ** рассмотреть его заявление о приёме в гражданство Российской Федерации и оформить решение о приёме его в гражданство Российской Федерации или об отклонении данного заявления. Решением суда постановлено: «Заявление гражданина ** Хачатрян Ю.А. об оспаривании бездействия Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Тыва удовлетворить. Обязать Отдел Федеральной миграционной службы России по Республике Тыва рассмотреть заявление Хачатряна Ю.А. и вынести решение согласно регламенту». Отдел Федеральной миграционной службы России по Республике Тыва с решением суда не согласились, указывая в кассационной жалобе на то, что судом нарушены нормы материального права; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Хачатряном Ю.А. при подаче заявления были представлены ненадлежащим образом оформленные документы – не была оформлена регистрация по месту проживания. Сотрудниками Отделения ОФМС России по РТ в ** при приеме документов была допущена техническая ошибка в виде регистрации заявления. Просит отменить решение суда, принять новое решение. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 4 Федерального закона от 25июля2002года N115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Следовательно, иностранный гражданин Хачатрян Ю.А. вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Удовлетворяя требования Хачатряна Ю.А., суд первой инстанции исходил из того, что ООФМС России по РТ в **, следуя требованиям Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ, утвержденного Приказом ФМС России от 19 марта 2008 г. № 68, обязано рассмотреть заявление Хачатряна Ю.А. о приёме его в гражданство Российской Федерации и принять решение о приеме в гражданство Российской Федерации или об отклонении его заявления. С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна. В соответствии со ст. 34 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325, при приеме заявления к рассмотрению должностное лицо проверяет документы, предусмотренные пунктом 4 настоящего Положения, правильность оформления заявления и представляемых вместе с ним документов, их соответствие конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, а также наличие всех необходимых документов. Заявление подлежит регистрации. Регистрационный номер проставляется на бланке заявления. Заявителю выдается справка, подтверждающая прием заявления к рассмотрению и уплату государственной пошлины или консульского сбора. В справке также указываются регистрационный номер заявления и статья (часть, пункт) Федерального закона, на основании которой подано заявление. В адресной справке из ОФМС России от ** указано, что Хачатрян Ю.А. зарегистрирован с ** по ** по адресу: **. Заявлением ** от 09 февраля 2009 года Хачатрян Ю.А. обратился в Отделение ОФМС России по РТ в ** с просьбой принять его в гражданство Российской Федерации. В журнале учёта регистрации писем, жалоб и заявлений граждан, поступивших в ОФМС России по РТ в **, за № ** имеется запись под № ** от 09 февраля 2009 года о том, что у Хачатряна Ю.А. принято заявление с просьбой принять его в гражданство Российской Федерации, при этом имеется отметка о том, что заявление принято ошибочно. В ответе ОФМС России по РТ в ** от 21.06.2010 г. с исх. ** направленного Хачатряну Ю.А., сказано, что принять заявление к рассмотрению не представилось возможным, поскольку на день подачи заявления паспорт Хачатрян Ю.А. со сроком действия на территории Республики ** до 11.05.2009 г. для пребывания на территории РФ был недействителен. Срок действия паспорта в зарубежных странах, согласно записи на стр. 4 истек 01.02.2009 г., регистрация по месту временного проживания была оформлена не на срок действия разрешения на временное проживание, а на срок действия паспорта в зарубежных странах. В силу ч. 4, 5 ст. 35 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия. В соответствии с п. 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325, решения по вопросам гражданства принимаются по каждому заявлению отдельно, с указанием оснований принятия в гражданство и восстановления в гражданстве либо отклонения таких заявлений, разрешения выхода из гражданства либо отказа в выходе из гражданства. Решение оформляется на бланке, форма которого утверждается ФМС или МИД России. Решения утверждаются (подписываются) руководителем полномочного органа либо лицом, исполняющим его обязанности. В силу п. 9 вышеуказанного Положения, заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что заявление Хачатряна Ю.А. было ему возвращено, в связи с чем довод кассационной жалобы о том, что Хачатрян Ю.А. представил ненадлежащим образом оформленные документы и Отделение ОФМС России по РТ по ** в тот же день вернуло ему заявление со всеми приложенными документами, является несостоятельным. Согласно п. 4 вышеуказанного Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации при подаче заявления по вопросам гражданства Российской Федерации заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации (далее именуется - должностное лицо), документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя. В соответствии с п. 6 вышеуказанного Положения оригинал предъявляемого заявителем документа, удостоверяющего его личность (паспорт и (или) вид на жительство), подлежит возврату. К заявлению приобщается копия этого документа, соответствие которой оригиналу проверяется должностным лицом и заверяется его подписью и печатью полномочного органа. Из содержания п. 6 вышеуказанного Положения следует, что документом, удостоверяющем личность заявителя, может быть как паспорт, так и вид на жительство. Из материалов дела следует, что у Хачатряна Ю.А. имелся документ, удостоверяющий личность, - вид на жительство, срок действия которого на момент подачи им заявления о приеме в гражданство Российской Федерации не истек. При таких обстоятельствах ссылка в ответе ОФМС России по РТ в ** от 21.06.2010 г. на паспорт Хачатряна Ю.А. с истекшим сроком действия на территории Российской Федерации в качестве документа, оформленного ненадлежащим образом, является необоснованной. Поскольку в нарушение ч.ч. 4, 5 ст. 35 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и п. 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации по заявлению Хачатряна Ю.А. в установленный срок Отделением ОФМС России по РТ в письменном виде не было принято решение с указанием основания его принятия, то суд обоснованно признал бездействие ОФМС России по РТ незаконным и обязал ОФМС России по РТ рассмотреть заявление Хачатряна Ю.А. и вынести решение согласно регламенту. Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, установил все обстоятельства, заслуживающие внимания, всесторонне проверил доводы сторон, дав им надлежащую оценку. Правильно применив нормы материального и процессуального права, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявления. Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда об удовлетворении заявленных требований и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: 1. 2.