Решение суда об удовлетворении заявления прокурора о признании незаконным постановления мэра г. Кызыла от 15 апреля 2011 года № 611 изменено, изложено в иной редакции. Исключено указание на обязанность мэрии опубликовать сообщение в СМИ.



**

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 декабря 2011 года г. Кызыл

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Канзая А.А.,

судей Бады-Сагаана А.В., Болат-оол А.В.,

при секретаре Идам-Сюрюн А.Ш., заслушав в открытом судебном заседании по докладу Болат-оол А.В. дело по заявлению прокурора г. Кызыла в интересах Российской Федерации о признании незаконным постановления мэра г. Кызыла от 15 апреля 2011 года № «О внесении изменений и дополнений в постановление мэра г. Кызыла от 31.08.2009 г. № «Об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2009 год» городского округа города Кызыла» по кассационной жалобе заинтересованного лица – мэрии г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 октября 2011 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Кызыла в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству постановления мэра г. Кызыла от 15 апреля 2011 года № «О внесении изменений и дополнений в постановление мэра г. Кызыла от 31.08.2009 г. № «Об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2009 год» городского округа города Кызыла». В обоснование заявления прокурор указал на то, что оспариваемым постановлением молодые семьи, указанные в приложении №1 к постановлению мэра г. Кызыла от 31 августа 2009 года , признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Однако согласно п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства, в том числе документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 года. Пункт 17 Правил устанавливает, что орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 настоящих правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Таким образом, решение о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий принимается до утверждения списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Прокурор просил признать постановление мэра г. Кызыла от 15 апреля 2011 года «О внесении изменений и дополнений в постановление мэра г. Кызыла от 31.08.2009 г. «Об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2009 год» городского округа г. Кызыла» противоречащим федеральному законодательству и недействующим; обязать заинтересованное лицо после вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о нем в официальных средствах массовой информации.

В ходе производства по делу прокурор уточнил свои требования и просил признать оспариваемое постановление мэра г. Кызыла незаконным.

Решением суда постановлено: «Заявление прокурора г. Кызыла в интересах Российской Федерации о признании незаконным постановления мэра г. Кызыла от 15 апреля 2011 года «О внесении изменений и дополнений в постановление мэра г. Кызыла от 31.08.2009 г. «Об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2009 год» городского округа города Кызыла» удовлетворить.

Признать незаконным и недействующим постановление мэра г. Кызыла от 15 апреля 2011 года «О внесении изменений и дополнений в постановление мэра г. Кызыла от 31.08.2009 г. «Об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2009 год» городского округа города Кызыла».

Обязать мэрию г. Кызыла по вступлении решения суда в законную силу опубликовать сообщение о нем в официальных средствах массовой информации».

Мэрия г. Кызыла с решением суда не согласилась и подала кассационную жалобу, ссылаясь на то, что оснований для отказа в признании молодых семей, указанных в приложении №1 к постановлению мэра г. Кызыла, нуждающимися в улучшении жилищных условий не имеется. Принятие мэрией г. Кызыла решения о признании молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий после утверждения списка участников подпрограммы не противоречит программе и не может являться основанием для отказа в получении субсидии молодыми семьями. Просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, …в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, постановлением мэра г. Кызыла от 31 августа 2009 года утвержден список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2009 год» городского округа г. Кызыла, согласно приложению № 1, в количестве 167 молодых семей.

Постановлением мэра г. Кызыла от 15 апреля 2011 года «О внесении изменений и дополнений в постановление мэра г. Кызыла от 31.08.2009 г. «Об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2009 год» городского округа г. Кызыла» внесены изменения и дополнения в указанное постановление: включен новый пункт 1 следующего содержания: «Признать нуждающимися в улучшении жилищных условий молодые семьи согласно приложению № 1»; пункт 1 постановления признано считать пунктом 2.

Порядок реализации права на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» определен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 (далее – Правила).

Согласно п. 5 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

П. 6 Правил установлено, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п. 15 Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства, в том числе, документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 года.

П. 17 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 настоящих правил, и в 10-дневный срок, с даты представления этих документов, принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.

Из содержания указанных норм следует, что признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 Правил является одним из обязательных условий предоставления социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы. Соответственно, молодая семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий до принятия органом местного самоуправления решения о признании молодой семьи участницей подпрограммы и до формирования им списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

Оспариваемым постановлением мэра г. Кызыла фактически в 2011 году одновременно признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий молодые семьи, уже включенные в сформированный мэрией г. Кызыла в 2009 году список молодых семей – участников подпрограммы, тогда как из смысла приведенных норм Правил следует, что решение о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий должно быть принято в отношении каждой молодой семьи индивидуально и до принятия органом местного самоуправления решения о признании молодой семьи участницей подпрограммы, а также до формирования им списка молодых семей – участников подпрограммы.

Оспариваемое постановление мэра г. Кызыла нарушает интересы Российской Федерации, поскольку оно противоречит федеральному законодательству, а именно - Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого постановления является обоснованным.

Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к переоценке выводов суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.

Вместе с тем, признав оспариваемое постановление мэра г. Кызыла незаконным, суд признал его также недействующим и возложил на мэрию г.Кызыла обязанность по вступлении решения суда в законную силу опубликовать сообщение о нем в официальных средствах массовой информации.

Ст. 253 ГПК РФ предусмотрено признание судом нормативного правового акта недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени, и опубликование в печатном издании сообщения о решении суда, которым нормативный правовой акт или его часть признаны недействующими, после вступления его в законную силу. В отношении правовых актов, не являющихся нормативными, таких требований Гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда в части признания оспариваемого постановления незаконным и недействующим подлежит изменению. Судебная коллегия считает возможным указать в решении только на признание оспариваемого постановления незаконным, а также исключить из резолютивной части решения суда указание на обязанность мэрии г. Кызыла по вступлении решения суда в законную силу опубликовать сообщение о нем в официальных средствах массовой информации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 октября 2011 года в части признания незаконным и недействующим постановления мэра г.Кызыла от 15 апреля 2011 года «О внесении изменений и дополнений в постановление мэра г. Кызыла от 31.08.2009 г. «Об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2009 год» городского округа города Кызыла» изменить, изложив его в следующей редакции:

«Признать незаконным постановление мэра г. Кызыла от 15 апреля 2011 года «О внесении изменений и дополнений в постановление мэра г. Кызыла от 31.08.2009 г. «Об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2009 год» городского округа города Кызыла».

Исключить из резолютивной части решения суда указание на обязанность мэрии г. Кызыла по вступлении решения суда в законную силу опубликовать сообщение о нем в официальных средствах массовой информации.

В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи