Решение суда отменено и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.



**

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Кызыл 15 марта 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Чикашовой М.Н., судей Бады-Сагаана А.В. и Соскал О.М., при секретаре Ооржак Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чикашовой М.Н. гражданское дело по иску Хертека А.О. к ликвидационной комиссии Аппарата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о взыскании заработной платы, компенсации в связи с увольнением, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда по кассационной жалобе представителя Министерства финансов Республики Тыва Кыныраа Д-Б.Г. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 декабря 2010 года,

УСТАНОВИЛА:

Хертек А.О. обратился в суд с иском к ликвидационной комиссии Аппарата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва (далее – ликвидационная комиссия), Министерству финансов Республики Тыва (далее – Минфин РТ) о взыскании заработной платы, компенсации в связи с увольнением, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда, указывая на то, что 04 мая 2010 года он назначен на должность ** Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, 26 мая 2010 года получил уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации. В соответствии со статьёй 28 Закона Республики Тыва от 21 апреля 2006 года № 1739 ВХ-1 «О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва» ему гарантирована выплата компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания без выплаты выходного пособия. 08 октября 2010 года на основании приказа от 08 октября 2010 года ** с ним расторгнут служебный контракт на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. За время его работы задолженность по заработной плате по состоянию на 08 октября 2010 года составила 13825 рублей 81 копейка за шесть фактически отработанных дней в октябре 2010 года, компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания – 204622 рубля. Он попросил работодателя выплатить ему эти суммы, но ему было отказано. Данные выплаты должны быть произведены в день увольнения, так как он в это время находился на рабочем месте. В связи с этим истец просил суд взыскать с казны Республики Тыва в лице Минфина РТ, ликвидационной комиссии в его пользу задолженность по заработной плате в размере 13825 рублей 81 копейки и компенсацию морального вреда в размере четырёхмесячного денежного содержания в сумме 204622 рублей, причитающуюся в соответствии со статьёй 236 Трудового кодекса РФ сумму с уплатой процентов (денежной компенсации).

Решением суда от 28 декабря 2010 года постановлено: иск Хертека А.О. к ликвидационной комиссии Аппарата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о взыскании заработной платы, компенсации в связи с увольнением, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Республики Тыва в пользу Хертека А.О. 207387 рублей 61 копейку в счёт погашения задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда в связи с увольнением, 3527 рублей 03 копейки за несвоевременную выплату заработной платы и компенсации в связи с увольнением, а также взыскать 1000 рублей в счёт компенсации морального вреда.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Министерства финансов Республики Тыва в доход муниципального бюджета государственную пошлину в размере 3500 рублей 67 копеек.

В кассационной жалобе представитель Министерства финансов Республики Тыва Кыныраа Д-Б.Г. просит изменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований к казне Республике Тыва и Министерству финансов Республики Тыва, полагая, что должность ** палаты Великого Хурала Республики Тыва Законом Республики Тыва от 06 июля 2006 года № 1889 ВХ-1 «О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных служащих Республики Тыва» не предусмотрена, то есть судом не установлена должность, которую занимал Хертек А.О. Выплаты работнику при ликвидации государственного органа производятся за счёт средств работодателя – Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва. Истец вправе обратиться в суд с иском в первую очередь к ликвидационной комиссии – основному должнику. При субсидиарной ответственности заявлении должно быть подано к публично-правовому образованию, а не к его государственному органу. Суд взыскал с Министерства финансов как с государственного органа, а не за счет казны Республики Тыва.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела и установлено судом, распоряжением ** Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 27 апреля 2010 года № ** ликвидировано юридическое лицо – Аппарат Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, и утверждён состав ликвидационной комиссии. 04 мая 2010 года Хертек А.О. назначен на государственную гражданскую должность Республики Тыва – ** Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, а 20 мая 2010 года получил уведомление о предстоящем увольнении на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ связи с ликвидацией организации. Приказом от 08 октября 2010 года № 64 с истцом расторгнут служебный контракт от 04 мая 2010 года № 93 по указанному основанию. При увольнении Хертеку А.О. не выдана заработная плата за октябрь 2010 года, компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания.

Частично удовлетворяя исковые требования Хертека А.О., суд первой инстанции исходил из письма председателя ликвидационной комиссии Аппарата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва ФИО11 от 21 декабря 2010 года № 72-лк об отсутствии у ликвидационной комиссии денежных средств, поэтому возложил на Минфин РТ обязанность по выплате истцу соответствующих выплат.

Однако такой вывод суда судебная коллегия считает преждевременным.

В соответствии со статьёй 28 Закона Республики Тыва от 21 апреля 2006 года № 1739 ВХ-1 «О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва» при увольнении с гражданской службы Республики Тыва в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы Республики Тыва гражданскому служащему Республики Тыва выплачивается компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания без выплаты выходного пособия и сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев с учетом выплаты компенсации и денежного содержания, за оставшиеся два месяца из шести месяцев периода трудоустройства. Выплата компенсации и сохраняемой средней заработной платы производится работодателем по прежнему месту работы за счёт средств этого работодателя.

В силу пунктов 2, 4 и 6 статьи 63 Гражданского кодекса РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очерёдности, установленной статьёй 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвёртой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

При недостаточности у ликвидируемого казённого предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счёт собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Из приведённых норм следует, что в случае предъявления кредитором требования к ликвидируемому юридическому лицу собственник имущества последнего несёт субсидиарную ответственность по долгам учреждения.

Таким образом, для правильного разрешения спора суду необходимо было определить в качестве юридически значимых обстоятельств и установить собственника ликвидируемого юридического лица, наличие ликвидационного баланса, который подтверждает возможность для удовлетворения требования кредитора. В данном случае письмо ** ликвидационной комиссии Аппарата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва об отсутствии денежных средств не может являться таким доказательством.

Кроме того, суду следовало выяснить, предъявлял ли Хертек А.О. в порядке статьи 399 Гражданского кодекса РФ свои требования к основному должнику – ликвидационной комиссии Аппарата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва.

Между тем установление данных обстоятельств имеет существенное значение для правильного разрешения дела.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение, что в силу пункта 1 части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке.

При таких указанных условиях судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда и направить дело на новое судебное рассмотрение.

Руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 декабря 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

Судьи: