г. Кызыл 01 марта 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Чикашовой М.Н., судей Бады-Сагаана А.В., Дамдын Л.Д., при секретаре Монгуш С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дамдын Л.Д. гражданское дело по исковому заявлению прокурора ** к Люндуп Ч.С., Дюндуп Э.В., Люндуп А.Э. и Люндуп Т.Э. о взыскании неосновательного обогащения по кассационным жалобам представителя ответчиков Моломдай Д.А. и представителя Мэрии ** Ч. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 января 2011 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ** в интересах Российской Федерации, Республики Тыва и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Люндуп Ч.С., Дюндуп Э.В., Люндуп А.Э. и Люндуп Т.Э. о взыскании неосновательного обогащения, указывая на то, что Люндуп Ч.С. получена субсидия на приобретение жилья с нарушением Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». С заявлением для участия в подпрограмме Люндуп Ч.С. в мэрию ** не обращалась; она и члены её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий мэрией ** не признавались, в списках участников программы «Жилище» не значатся. К категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленной ст. 51 ЖК РФ, Люндуп Ч.С. не относится. Просит взыскать с Люндуп Ч.С., Дюндуп Э.В., Люндуп А.Э. и Люндуп Т.Э. сумму неосновательного обогащения в федеральный бюджет в размере 282 132 руб. и в бюджет ** в размере 318 708 руб. солидарно.
Решением суда исковые требования прокурора ** к Люндуп Ч.С., Дюндуп Э.В., Люндуп А.Э. и Люндуп Т.Э. о взыскании неосновательного обогащения удовлетворены. С Люндуп Ч.С., Дюндуп Э.В., Люндуп А.Э. и Люндуп Т.Э. в солидарном порядке взыскана сумма неосновательного обогащения в федеральный бюджет в размере 282 132 руб., и в бюджет ** сумма неосновательного обогащения в размере 381708 руб.
Представитель ответчиков Моломдай Д.А. с решением суда не согласился, и в кассационной жалобе ссылается на то, что судом нарушен принцип состязательности сторон, и не правильно применены нормы материального права. Считает вывод суда о том, что семья ответчиков не принималась на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является необоснованным, так как опровергается постановлением и.о. мэра ** **, которым утвержден список молодых семей-участников подпрограммы, в который вошла и семья ответчиков. Просит решение суда отменить и направить на новое рассмотрение.
Представитель Мэрии ** Ч. также не согласился с решением суда. Просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение по аналогичным основаниям.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию **», заслушав прокурора Ойдуп У.М., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему
Согласно пункту 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из содержания ст.ст. 3 и 1102 ГК РФ следует, что под неосновательным обогащением понимается имущество, приобретенное или сбереженное без установленных федеральными законами или иными правовыми актами - указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, оснований.
В связи с этим доводы кассационных жалоб представителя Мэрии ** и представителя ответчиков о том, что ответчики получили субсидию законно на основании постановления Мэра ** ** и постановления Правительства ** **, является необоснованным.
Согласно пункту 5 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 (в ред. от 29.12.2007 г.), участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Таким образом, признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил является одним из обязательных условий предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы.
Согласно пункту 6 вышеуказанных Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с частью 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Удовлетворяя заявленные требования о взыскании суммы неосновательного обогащения, суд первой инстанции указал, что мэрией ** не принималось решение о признании семьи ответчиков нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также о признании её участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
С данными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Вопрос о том, признавались ли ответчики нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке, при подготовке дела к судебному разбирательству был определен судом в качестве юридически значимого и бремя его доказывания было возложено на ответчиков.
Такое решение ответчиками суду не представлено.
Суд первой инстанции правильно посчитал, что представленные сведения о том, что Люндуп Ч.С. состояла с 1995 года как мать-одиночка на учете по улучшению жилищных условий не является основанием, так как после она зарегистрировала брак, отцовство у ребенка было установлено. Кроме того, решение органом местного самоуправления о принятии её семьи на учет, вынесенное в виде отдельного акта не выносилось, вследствие чего представленная справка, выданная начальником отдела учета, приватизации и обмена жилья Мэрии ** ** также не подтверждает факта о вынесении решения о принятии её семьи на учет в качестве нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с пунктом 17 вышеуказанных Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представленных документах, и в 10-дневный срок с даты представления документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.
Доказательств того, что Мэрией ** принималось решение о признании семьи ответчиков участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», суду не представлено.
Суд обоснованно не признал таким решением постановление Мэра ** ** «Об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по городскому округу ** на 2008 год», поскольку само по себе включение семьи ответчиков в указанный список не свидетельствует о том, что он на законных основаниях была включен в число участников подпрограммы и получила субсидию на приобретение жилья.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Все обстоятельства дела и доказательства, подтверждающие выводы суда, указаны в мотивировочной части решения, других доводов, обосновывающих незаконность и необоснованность решения суда, кассационная жалоба не содержит, а поэтому доводы кассационной жалобы являются необоснованными.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы – несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: 1.
2.