дело об убийстве



ПРИГОВОР

именем Российской Федерации

г. Казань 21 июля 2010 года

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Р.З. Файзуллин

с участием государственного обвинителя Я.М. Подольской,

подсудимого И.Ф. Низамова,

защитника Л.М. Токаревой, представившей удостоверение № и ордер №,

при секретаре А.Ш. Садриевой,

а также потерпевших К., П., Т.,

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

Низамова И.Ф., <данные изъяты>,

обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 3 ст. 126, п.п. «в», «ж», «к» ч. 2 ст. 105, п.п. «а», «ж», «з» ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 222, п.п. «а», «ж», «з» ч. 2 ст. 105, ч 3. ст. 222 УК РФ,

установил:

В начале 1990-х годов на территории микрорайона «38 квартал» Ново-Савиновского района г. Казани образовалась организованная преступная группа под одноименным названием «38 квартал» - устойчивое объединение лиц, основной целью которого было обогащение и повышение собственного авторитета путем совершения противоправных деяний, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений. Одним из участников указанной группы являлся И.Ф. Низамов, который в составе организованной группы «38 квартал» совершил преступления при следующих обстоятельствах.

В мае 1999 года участник организованной группы «27 квартал» О. совместно с А. и иными лицами, с помощью специальных технических устройств, получили фото и видеоматериалы об интимных связях <данные изъяты> Д.. После этого, они, шатажируя Д., неоднократно требовали передачи им денежных средств.

ДД.ММ.ГГГГ участники организованной преступной группировки «38 квартал», в том числе и И.Ф. Низамов, приняли решение и разработали план о похищении посредника на встрече с Д., с целью насильственного получения от него информации о сообщниках вымогательства, а также месте нахождения фото и видеоматериалов, компрометирующих Д..

В тот же день, примерно в 21-23 час., А. около <адрес>, действуя согласовано с О., выступая в качестве посредника, потребовал от Д. передачи денежных средств за нераспространение компрометирующих его сведений.

В этот момент, участники организованной преступной группировки «38 квартал» напали на А., действуя против его воли и желания, насильно посадили в автомашину <данные изъяты>, удерживая его, привезли его на территорию автомагазина, расположенного по адресу: <адрес>, и насильно завели в подсобное помещение автомагазина. Где И.Ф. Низамов и другие участники организованной преступной группы «38 квартал» не менее двух часов, удерживая А., избивали его руками, ногами, палкой. При этом требовали предоставить им информацию о сообщниках вымогательства, а также месте нахождения видеоматериалов. При этом И.Ф. Низамов нанес А. не менее 2-3 ударов палкой в область головы и тела. В ходе пыток А. сообщил, что организацией вымогательства денег у Д. занимался О., у которого и находятся фото и видеоматериалы, компрометирующие Д.

О., догадавшись о том, что А. похищен участниками организованной группы «38 квартал», зная о том, что местом сборов членов указанной организованной группы является автомагазин, расположенный по адресу: <адрес>, и, предполагая, что А. мог быть доставлен туда, в ночь с 10 на ДД.ММ.ГГГГ на автомашине <данные изъяты> прибыл к указанному автомагазину, с целью мирного урегулирования конфликта и освобождения А..

В подсобном помещении автомагазина О. был избит участниками организованной группы «38 квартал», а после признания вины в организации вымогательства денежных средств у Д. и сообщении о месте нахождения тайника с видеоматериалами, убит лицом, находящимся в розыске, выстрелом из пистолета «Макарова» в голову.

И.Ф. Низамов по указанию лица, находящегося в розыске, с целью скрыть совершенное убийство О., и лишения А. жизни, ввел ему инъекцию с большой дозой наркотического вещества, инсценировав отравление наркотиком в результате передозировки.

Смерть А. наступила на месте происшествия от острого наркотического отравления. Труп его был вывезен на участок открытой местности, расположенный около железнодорожного перегона <данные изъяты>

В июле 2002 года другое лицо обратилось к лицу, находящемуся в розыске, за денежное вознаграждение в сумме <данные изъяты> долларов США организовать убийство Г. и М. с обязательным условием – сокрытием их трупов.

Согласившись с этим предложением, лицо, находящееся в розыске, поручило исполнение убийства Г. и М. участникам организованной группы «38 квартал» И.Ф. Низамову и иному лицу, передав им всю полученную от другого лица информацию о Г. и М.: об их месте жительстве, образе жизни, моделей и номерах их автомашин, фотографии с их изображением.

Исполняя данное им поручение, участники организованной группы «38 квартал» И.Ф. Низамов и иное лицо, тщательно подготавливаясь к совершению преступления, в период времени с 1 по ДД.ММ.ГГГГ, вели наблюдение за Г., изучали распорядок его дня, маршрут передвижения. Получили от лица, находящегося в розыске, огнестрельное оружие – пистолет конструкции «Макарова», снаряженный не менее чем одним патроном калибра 9 мм., который носили с собой.

Действуя в соответствии с разработанным планом, ДД.ММ.ГГГГ вечером иное лицо и И.Ф. Низамов, имея при себе огнестрельное оружие, на автомашине <данные изъяты> под управлением И.Ф. Низамова, примерно в 17 часов прибыли к дому № по <адрес>, где стали ожидать прибытия Г..

Когда Г. на своей автомашине <данные изъяты> прибыл к указанному дому, иное лицо, действуя согласно отведенной ему роли, предложив выгодное вознаграждение, обманным путем, уговорил Г. подвести его к бильярдному клубу <данные изъяты>, расположенному по адресу: <адрес>.

На территории бильярдного клуба <данные изъяты> лицо, находящееся в розыске, иное лицо и И.Ф. Низамов напали на Г., угрожая пистолетом, и, нанося удары бейсбольной битой, завели его в подсобное помещение клуба, где продолжая избивать, требовали предоставить информацию о месте нахождении товарно-материальных ценностей, похищенных 8-ДД.ММ.ГГГГ со склада <данные изъяты>, а также об обстоятельствах и соучастниках поджога дома другого лица <адрес>, совершенного в ночь с 10 на ДД.ММ.ГГГГ.

Получив от Г. ответ о том, что к указанным деяниям они с М. не причастны, иное лицо, действуя по указанию лица, находящегося в розыске, согласованно с И.Ф. Низамовым, с целью убийства по найму, произвел из пистолета ПМ выстрел в голову Г., в результате которого последний скончался на месте происшествия.

Затем иное лицо и И.Ф. Низамов вывезли и закопали труп Г. недалеко от испытательного аэродрома <адрес>, а его автомашина была сожжена другими участниками преступной группировки «27 квартал» у <адрес>.

После исчезновения Г., М., опасаясь за свою жизнь, стал вести скрытый образ жизни, не проживая по месту жительства, что затруднило участникам организованной группы «38 квартал» его поиск и совершение его убийства.

Однако, ДД.ММ.ГГГГ, после получения от другого лица новой информации о М. и по поручению лица, находящегося в розыске, И.Ф. Низамов и иное лицо, обманом заманили М. на территорию бильярдного клуба <данные изъяты> <адрес>, где напали на него, И.Ф. Низамов, нанес М. несколько ударов бейсбольной битой по различным частям тела, а иное лицо, демонстрируя огнестрельное оружие – пистолет, снаряженный боевым патроном, который они с И.Ф. Низамовым носили незаконно и, высказывая угрозы его применения, завели М. в подсобное помещение бильярдного клуба <данные изъяты>. Там, избивая М., И.Ф. Низамов и иное лицо требовали от него ту же информацию, что и от Г..

Получив от М. ответ о том, что к указанным деяниям он не причастен, иное лицо, действуя по указанию лица, находящегося в розыске, согласованно с И.Ф. Низамовым, с целью убийства по найму, произвел из пистолета ПМ выстрел в голову М., в результате которого последний скончался на месте происшествия.

Затем иное лицо и И.Ф. Низамов, а также другие участники преступной организованной группы вывезли, сожгли и закопали труп М. недалеко от <адрес>, а его автомашину <данные изъяты> И.Ф. Низамов перегнал к дому № по <адрес>.

Подсудимый И.Ф. Низамов виновным себя в предъявленном обвинении признал полностью, подтвердил добровольность заключения досудебного соглашения о сотрудничестве со стороной обвинения при участии адвоката и ходатайствовал о рассмотрении дела в особом порядке. Также И.Ф. Низамов пояснил, что существо предъявленного обвинения ему понятно, он с ним полностью согласен и осознаёт последствия своего ходатайства о рассмотрении дела и постановления приговора без проведения судебного разбирательства.

Государственный обвинитель подтвердил активное содействие обвиняемого И.Ф. Низамова следствию в раскрытии и расследовании преступлений, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступлений, ходатайствуя о рассмотрении дела и постановлении приговора в особом порядке в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве со стороной обвинения.

При указанных обстоятельствах условия рассмотрения дела и постановления приговора без проведения судебного разбирательства полностью соблюдены.

Согласно заключению комиссии судебно-психиатрических экспертов в момент совершения инкриминируемых деяний, а также в настоящее время И.Ф. Низамов мог и может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, руководить ими.

Оценивая указанные выводы экспертов в совокупности с данными о личности подсудимого, суд считает их достоверными, научно обоснованными и признает И.Ф. Низамова вменяемым в содеянном.

Органами предварительного расследования действия подсудимого И.Ф. Низамова по преступлениям одного вида квалифицированы отдельно по каждому эпизоду. Однако все преступления совершены до изменений, внесенных в ст.10 УК РФ эти изменения к подсудимому по настоящему делу применены быть не могут. Поэтому действия И.Ф. Низамова по всем преступлениям одного вида подлежат квалификации по одной статье уголовного кодекса.

При таких обстоятельствах, действия И.Ф. Низамова по эпизодам убийства А., Г. и М. суд квалифицирует по пунктам «а, в, ж, з, к» части 2 статьи 105 УК РФ (в редакции Федерального закона от 21 июля 2004 года) как умышленное убийство двух и более лиц, совершенное организованной группой, по найму, с целью скрыть другое преступление, сопряженное с похищением человека.

А также по ст. 222 ч. 3 УК РФ, как незаконное ношение огнестрельного оружия и боеприпасов, совершенное организованной группой.

Квалифицирующий признак, данной статьи - хранение огнестрельного оружия и боеприпасов, подлежит исключению, как излишне предъявленный.

Кроме того, исходя из предъявленного обвинения и с учётом полного признания подсудимым своей вины в похищении А., действия И.Ф. Низамова по данному эпизоду суд квалифицирует по ст. 126 ч. 3 п. «а» УК РФ (в редакции Федерального закона от 9 февраля 1999 года), как похищение человека, совершенное организованной группой.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, данные о личности И.Ф. Низамова, роль и степень участия подсудимого в содеянном, а также обстоятельства смягчающие ответственность.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание, суд признает явку с повинной И.Ф. Низамова; полное признание им своей вины и раскаяние в содеянном; <данные изъяты>, положительные характеристики с места жительства и работы, отсутствие судимости, а также активное содействие И.Ф. Низамова, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве, в раскрытии и расследовании преступлений, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступлений.

При этом обстоятельств, отягчающих наказание, суд не усматривает.

При таких данных И.Ф. Низамову следует назначить наказание по правилам ст. 62 УК РФ.

С учётом повышенной общественной опасности и фактических обстоятельств, совершённых И.Ф. Низамовым преступлений, оснований для применения требований ст. ст. 64, 73 УК РФ у суда не имеется.

Поскольку уголовное дело в отношении И.Ф. Низамова рассматривается в порядке, предусмотренном главой 40-1 УПК РФ, суд считает целесообразным гражданские иски потерпевших Т., П., К. и С. оставить без рассмотрения, признав за ними право обращения в суд в порядке гражданского судопроизводства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307-309, 316, 317-7 УПК РФ,

приговорил:

Признать Низамова И.Ф. виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 105 ч. 2 п. п. «а, в, ж, з, к» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2004 года), 222 ч. 3, 126 ч. 3 п. «а» УК РФ (в редакции Федерального закона от 9 февраля 1999 года) УК РФ и назначить наказание в виде лишения свободы

по ст. 105 ч. 2 п. п. «а, в, ж, з, к» УК РФ (в редакции ФЗ от 21.07.2004 г.) на 9 лет,

по ст. 222 ч. 3 УК РФ на 4 года,

по ст. 126 ч. 3 п. «а» УК РФ (в редакции ФЗ от 9.02.1999 г.) на 8 лет.

На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений окончательно И.Ф. Низамову назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения И.Ф. Низамову оставить прежнюю – содержание под стражей. Срок отбытия наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ со дня задержания.

Вещественные доказательства по уголовному делу:

- мужские брюки коричневого цвета с ремнем, пару мужской летней обуви в виде кожаных плетенок, фрагменты материи с узорами в виде звезд, видеокассету, ботинок <данные изъяты>, фрагменты материи, брючный ремень с бляхой <данные изъяты>, бейсбольную биту, упаковку-коробку от ремня с надписью <данные изъяты>, фрагмент правого мужского летнего ботинка, фрагмент левого мужского летнего ботинка, фрагмент мужских брюк черного цвета, фрагмент летней рубашки с коротким рукавом, фрагмент куска материи неопределенной формы, фрагмент правой части шерстяного полувера, трикотажный носок темного цвета и фрагмент трикотажного носка темного цвета, кусок расплавленного полиэтилена, хранящиеся в комнате хранения вещественных доказательств СУ СК при прокуратуре РФ по РТ;

<данные изъяты>

<данные изъяты>, хранить по месту их нахождения до разрешения по существу уголовного дела в отношении иных лиц.

Гражданские иски потерпевших Т., П., К. и С. оставить без рассмотрения, признав за ними право обращения в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд РФ в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий (подпись)

Копия верна:

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Р.З. Файзуллин