организация приготовления к убийству по найму



Дело № 2-59/2012

П Р И Г О В О Р

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

г. Казань 14 июня 2012 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Юсупова Р.Р.,

с участием:

государственного обвинителя Габдрахманова И.З.,

потерпевшей: А.,

подсудимой Зиганшиной Х.Д.,

адвоката Валишина К.Г.,

представившего удостоверение .... и ордер ....

при секретаре Хасановой А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

Зиганшиной Х.Д., <данные изъяты>,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст.ст. 30 ч. 1, 33 ч. 3, 105 ч. 2 п. «з» УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Зиганшина Х.Д. организовала приготовление к убийству А. по найму при следующих обстоятельствах.

В июле 2011 года Зиганшина Х.Д. с целью завладения квартирой <адрес> приняла решение организовать убийство своей дочери А.

С целью реализации своего преступного умысла Зиганшина Х.Д. в период с июля 2011 года по начало февраля 2012 года неоднократно обращалась к своему знакомому Б. с просьбой совершить данное преступление. Когда Б. отказался совершить данное преступление, Зиганшина Х.Д. попросила его найти человека, который сможет совершить убийство А. за денежное вознаграждение, на что последний согласился.

06 февраля 2012 года для пресечения готовящегося Зиганшиной Х.Д. преступления Б. сообщил о ее намерениях начальнику ОУР ОП .... УМВД России по г. Набережные Челны Н.

С целью проверки данной информации Б. и сотрудник полиции Н. 06 февраля 2012 года около 13 часов, находясь в салоне автомобиля марки «Шевроле Ланос», .... у дома <адрес>, встретились с Зиганшиной Х.Д. В ходе данного разговора Б. сообщил Зиганшиной Х.Д. легенду о том, что Н. за деньги предоставит непосредственных исполнителей убийства А. Н. Зиганшина Х.Д. сказала о необходимости убийства дочери и обещала за это денежное вознаграждение в сумме 80000 рублей.

После получения информации сотрудниками ОУР ОП .... УМВД России по г. Набережные Челны, в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» было организовано оперативно-розыскное мероприятие – оперативный эксперимент, в рамках которого Б. согласился принять участие в оперативно-розыскном мероприятии под контролем сотрудников ОУР ОП .... УМВД России по г. Набережные Челны и выступить в роли посредника организации Зиганшиной Х.Д. убийства А.

08 февраля 2012 года около 13 часов Зиганшина Х.Д., действуя в продолжение своего преступного умысла на лишение жизни А. в салоне указанного автомобиля у дома <адрес> встретилась с Б. и сотрудником полиции Н. В ходе данной встречи Зиганшина Х.Д. сообщила, что доказательством совершения убийства Зиганшиной Х.Д. будет телефонный звонок ее внучки Р. Далее Зиганшина Х.Д. с целью создания условий для совершения преступления передала Н. фотографию А., после чего показала ее место жительства по адресу: <адрес>, сообщила Н. о привычках А., графике ее работы, маршрутах передвижения.

В ходе следующей встречи с Б. 16 февраля 2012 года по адресу: <адрес>, Зиганшина Х.Д. попросила Б. передать Н., что в качестве вознаграждения за убийство А. вместо 80000 рублей передаст 50000 рублей и только после совершения убийства последней.

17 февраля 2012 года сотрудники ОУР ОП .... УМВД России по г. Набережные Челны, действуя в рамках оперативно-розыскного мероприятия (оперативный эксперимент), инсценировали убийство А., при этом зафиксировали данное мероприятие, «труп потерпевшей», с помощью фотокамеры, указанная фотография была сохранена в памяти мобильного телефона Н. Кроме того, стены подъезда <адрес>, где находится квартира А., были обработаны дактопорошком, а дверь ее квартиры опечатана. В тот же день, около 16 часов, в салоне вышеуказанного автомобиля у дома <адрес> Н. продемонстрировал Зиганшиной Х.Д. со своего мобильного телефона фотографию с инсценировкой убийства А., затем передал ей паспорт на имя А. Зиганшина Х.Д. просмотрела предъявленную ей фотографию и сообщила Н., что желает лично убедиться в смерти А. и проедет одна по месту ее жительства. При этом Зиганшина Х.Д. и Н. договорились встретиться вечером этого дня.

17 февраля 2012 года около 23 часов Н. и Зиганшина Х.Д. по предложению последней поехали по месту жительства А. Увидев опечатанную дверь квартиры <адрес> и удостоверившись в смерти А., Зиганшина Х.Д. у себя в квартире по адресу <адрес> передала Н. в качестве вознаграждения за убийство часть денежных средств в сумме 27000 рублей, обещав оставшуюся часть денег передать в марте текущего года. После этого Зиганшина Х.Д. была задержана сотрудниками правоохранительных органов.

Вину в предъявленном обвинении Зиганшина Х.Д. признала полностью. Из ее показаний следует, что в 2007 году она по договору дарения подарила свою квартиру внучке Р., где сама и продолжала проживать. Ранее, еще в 2002 году Зиганшина Х.Д. купила своей дочери, А. однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>. В июле 2011 года она узнала, что дочь продала эту квартиру, после чего она нашла ее по другому месту жительства, где дочь купила двухкомнатную квартиру и попросила у нее половину суммы от проданной квартиры. Дочь ответила, что отдаст деньги через 15 лет. Когда к ней домой стали приходить квитанции, где была указана только внучка, она решила, что ее выписали из квартиры. Она потребовала А. вернуть документы на подаренную внучке квартиру, дочь отказала ей. Поняв, что А. документы на квартиру не отдаст и не разрешит Р. переоформить квартиру, Зиганшина Х.Д. решила «заказать» ее убийство за вознаграждение. Летом 2011 года она попросила своего знакомого Б. найти человека, который мог бы совершить за вознаграждение убийство ее дочери, предложив в качестве оплаты за убийство сумму в размере 30000 рублей. В начале февраля 2012 года Б. сообщил ей, что нашел такого человека. С этим человеком, Н., они договорились, что он совершит убийство ее дочери за 80000 рублей. Зиганшина Х.Д. показала место жительства А., передала ему ее фотографию. Они договорились, что деньги Зиганшина Х.Д. отдаст, когда 16 февраля 2012 года получит пенсию. 16 февраля 2012 года Зиганшина Х.Д. сказала Б. что готова заплатить только 50000 рублей и только после совершения убийства А. Сказала, чтобы он передал это Н. 17 февраля 2012 гола около 17 часов ей позвонил Н. и сказал, что выполнил работу. Она ответила ему, что сама поедет и убедится в том, что А. мертва. Н. сказал, что к ней приедет в 20 часов и чтобы она готовила деньги в сумме 27000 рублей, она согласилась. В этот вечер она встретилась с Н., он показал ей на мобильном телефоне фотографию убитой дочери, а также ее паспорт и сказал, что убил ее. Она решила проверить и предложила съездить по месту ее жительства, чтобы убедиться в ее смерти. В квартиру дочери она не заходила, поскольку дверь была опечатана. Затем они снова приехали к ней домой, где она передала Н. 27000 рублей и сказала, что оставшуюся часть в размере 23000 рублей передаст в марте 2012 года.

Показания Зиганшиной Х.Д. соответствуют фактическим обстоятельствам произошедшего и не противоречат имеющимся в деле доказательствам.

Кроме собственного признания вина подсудимой также подтверждается показаниями потерпевшей, свидетелей и исследованными в судебном заседании материалами дела.

Потерпевшая А. суду пояснила, что в 2004 году за деньги ее сожителя и матери, Зиганшиной Х.Д., была приобретена однокомнатная квартира по адресу: <адрес>. Потом, ко дню рождения дочери, Р., мать подарила ей свою квартиру. Летом 2011 года она, А., продала свою однокомнатную квартиру и, добавив некоторую сумму, приобрела двухкомнатную квартиру. Мать знала об этом. После этого мать пришла к ней и стала требовать деньги с продажи однокомнатной квартиры. Она ответила, что все деньги потрачены на покупку двухкомнатной квартиры и у нее сейчас нет денег. Мать сказала, что она все равно добьется задуманного. Потом она стала требовать документы на квартиру, которую ранее подарила внучке. О том, что мать хочет ее убить, она узнала от сотрудников полиции. Они предложили ей принять участие в оперативно-розыскных мероприятиях, на что она согласилась. Она полагает, что на данное преступление ее склонила сводная сестра из-за споров о квартире.

Свидетель Р. суду подтвердила показания потерпевшей и пояснила суду, что бабушка, Зиганшина Х.Д., не раз обратно требовала у них документы на квартиру, которую она подарила ей на двадцатилетие. В феврале этого года от сотрудников полиции они с матерью узнали, что бабушка заказала убийство ее матери.

Из показаний свидетеля Б. следует, что подсудимая с июня 2012 года начала его просить совершить убийство одного риэлтора, которая, по ее словам, оставила ее без квартиры. Поскольку он отказался совершить убийство, она попросила его найти человека для совершения убийства. Зиганшина Х.Д. при каждой встрече говорила ему об этом, предлагала для этого 30000 рублей, и также сообщила, что уже давала Т. 10000 рублей за убийство дочери, однако тот ее обманул. Поняв серьезность ее намерений, он сообщил об этом в полицию и позвонил Зиганшиной Х.Д., что нашел убийцу. Сотрудника полиции Н. он представил ей как бандита по имени Игорь. Подсудимая при нем обсудила с Н. организацию убийства своей дочери, Н. «согласился» убить А. за 80000 рублей. Затем Зиганшина Х.Д. передала ему фотографию дочери, сообщила ее анкетные данные, показала, где расположена ее квартира. На вопрос Н. о том, что может стоит только напугать ее дочь, Зиганшина Х.Д. ответила, что ее «надо убрать», после чего она завладеет документами на свою квартиру, которые находятся у ее внучки – дочери А. При следующей встрече она сказала ему, Б., что 80000 рублей слишком дорого за убийство дочери и она заплатит только 50000 рублей. При этом Зиганшина Х.Д. сказала, что сначала необходимо выполнить «заказ», а потом она заплатит деньги. Это она просила передать Н.

Свидетель Н. подтвердил показания свидетеля Б. и суду пояснил, что в начале февраля 2012 года к нему обратился Б. и сообщил, что его знакомая по фамилии Зиганшина Х.Д. ищет человека, который мог бы совершить убийство ее падчерицы за деньги. С целью проверки данной информации Н. поехал вместе с Б. к дому Зиганшиной Х.Д. Она рассказала ему, что у нее возник конфликт с падчерицей из-за квартиры, и попросила совершить ее убийство. Он ответил, что это будет стоить 100000 рублей, в итоге они договорились за 80000 рублей. Она также сказала, что ранее давала одному человеку 10000 рублей на убийство дочери, только была обманута этим человеком. Весь разговор был записан на диктофон. На его вопрос, что она конкретно хочет, и о возможности просто запугать жертву, Зиганшина Х.Д. ответила, что А. надо убить. Подтверждением убийства будет звонок ее внучки – Р. При следующей встрече подсудимая передала ему фотографию дочери, показала ее место жительства, дала анкетные данные дочери, сообщила ее распорядок дня, описала ее одежду, показала, каким путем она уходит и приходит домой, сказала, что ее можно ударить молотком по голове на улице или в подъезде. Также они договорились, что ждут 16 февраля, когда Зиганшина Х.Д. получит пенсию. При этом разговоре он был снабжен видеозаписывающим устройством. Перед третьей встречей к подсудимой был направлен Б. с диктофоном. Из записи следовало, что она снизила цену до 50000 рублей, и сказала, что деньги отдаст только после убийства.

17 февраля 2012 года А. согласилась принять участие в оперативно-розыскном мероприятии. Далее было инсценировано ее убийство, он ее сфотографировал. Вечером того же дня он позвонил Зиганшиной Х.Д. и сообщил о выполнении заказа, приехал к ней и показал фотографию «трупа» ее дочери и передал ее паспорт. Она не поверила и сказала, что хочет лично убедиться в убийстве дочери. Он предложил съездить и посмотреть, после чего они поехали по месту жительства А. После того, как она увидела, что стены подъезда обработаны порошком, дверь в квартиру дочери опечатана, они поехали к ней домой, где Зиганшина Х.Д. передала ему 27000 рублей.

Оперативно-розыскное мероприятие проведено на основании постановления согласно требованиям ст.ст. 6, 8 Федерального закона «Об оперативно розыскной деятельности» по поступившей информации о приготовлении Зиганшиной Х.Д. убийства А. (т.т., л.д. 32).

Согласно протоколам выемки у Зиганшиной Х.Д. были изъяты фотоальбом, записная книжка и паспорт на имя А., у сотрудника полиции Н. изъяты копия фотографии А. и цифровой диктофон (т. 1, л.д. 177-180, 182-185).

18 февраля 2012 года сотрудник полиции Н. выдал 27000 рублей, пояснив, что данные денежные средства переданы ему Зиганшиной Х.Д. за совершение убийства А. (т.1, л.д. 57).

В судебном заседании были исследованы протокола осмотра аудио- и видеозаписи встреч Зиганшиной Х.Д. и Н., состоявшихся 8 и 17 февраля 2012 года. Согласно содержанию данных записей Зиганшина Х.Д. предлагает Н. совершить убийство А. за денежное вознаграждение в размере 80000 рублей. При этом она передает ему фотографию потерпевшей, сообщает данные о ней, показывает место жительства. После сообщения Н. о совершении убийства Зиганшина Х.Д. проверяет исполнение на месте преступления, потом передает ему 27000 рублей (т. 1, л.д. 197-205, 207 - 210)

Из протокола прослушивания фонограммы разговора Зиганшиной Х.Д. и Б., состоявшегося 16 февраля 2012 года, следует, что Зиганшина Х.Д. сообщает Б. о том, что за убийство А. заплатит только 50000 рублей и только после совершения убийства и просит сообщить об этом Н. (т. 1, л.д. 212-219).

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, копии договора дарения квартиры от 26 декабря 2006 года собственником жилого помещения – квартиры <адрес> является Р.. Квартира ей подарена Зиганшиной Х.Д. (т. 1, л.д. 248, 250).

Совокупность добытых в соответствии с законом и исследованных в судебном заседании доказательств суд находит достаточной для признания подсудимой виновной в установленном судом преступлении.

Действия подсудимой суд квалифицирует по ст.ст. 30 ч. 1, 33 ч. 3, 105 ч. 2 п. «з» УК РФ – как организация приготовления к убийству, то есть умышленному причинению смерти другому человеку, по найму, не доведенное до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

По смыслу закона, убийство по найму исключает возможность квалификации этого же убийства по иному из указанных в п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ квалифицирующих признаков, предусматривающих иную цель или мотив убийства, в том числе и "из корыстных побуждений". В связи с этим данный квалифицирующий признак суд из обвинения исключает как излишне предъявленный.

Доказательств того, что в случае смерти потерпевшей Зиганшина Х.Д. могла получить права на указанную квартиру суду не представлено. Квартира <адрес> потерпевшей А. не принадлежит, и факт ее смерти не порождает каких-либо прав подсудимой на данную квартиру.

Зиганшина Х.Д., являясь инициатором убийства, разработала план его осуществления, подыскала через Б. исполнителя - Н., снабдила его необходимой информацией для совершения преступления, заплатила ему деньги за убийство потерпевшей. Тем самым подсудимая выполнила все действия, направленные на лишение жизни потерпевшей. Преступление не было доведено до конца по не зависящим от воли Зиганшиной Х.Д. обстоятельствам, так как Б. сообщил о готовящемся преступлении в правоохранительные органы.

Согласно заключению комплексной психолого-психиатрической экспертизы Зиганшина Х.Д. в период времени, относящейся к совершению инкриминируемого ей деяния, могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, она способна правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания (т.1, л.д.235-239).

Оценивая указанные выводы экспертов в совокупности с другими доказательствами, данными о личности подсудимой и ее поведением в судебно-следственной ситуации, суд считает их достоверными и признает Зиганшину Х.Д. вменяемой относительно инкриминируемого ей деяния.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного подсудимой преступления, ее личность, влияние назначаемого наказания на ее исправление

Отягчающих обстоятельств по делу не имеется.

Смягчающими обстоятельствами суд признает первую судимость Зиганшиной Х.Д., ее престарелый возраст, положительные характеристики с места жительства и прежней работы. В материалах дела имеется множество благодарственных писем и грамот за добросовестную работу и участие в общественной жизни. Согласно представленным медицинским документам подсудимая Зиганшина Х.Д. имеет хронические заболевания<данные изъяты>. Вину она полностью признала и в содеянном раскаялась.

Совокупность смягчающих вину обстоятельств и отсутствие отягчающих, а также отсутствие наступления вредных последствий, отношение самой подсудимой к содеянному позволяет суду назначить Зиганшиной Х.Д. наказание с применением ст.64 УК РФ в части основного наказания в виде лишения свободы.

Оснований для назначения наказания, не связанного с лишением свободы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Зиганшину Х.Д. признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ст.ст. 30 ч. 1, 33 ч. 3, 105 ч. 2 п. «з» УК РФ УК РФ и назначить наказание с применением ст.64 УК РФ в виде двух лет шести месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима с ограничением свободы сроком на 1 год, возложив следующие обязанности: не менять места жительства и не выезжать за пределы территории муниципального района проживания без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, являться в указанный специализированный орган 1 раз в месяц для регистрации

Меру пресечения Зиганшиной Х.Д. до вступления приговора в законную силу оставить прежней – подписка о невыезде.

Зачесть в срок наказания время содержания под стражей с 18 по 19 февраля 2012 года.

Вещественные доказательства: диктофон .... вернуть ОУР ОП ....» управления МВД России по г. Набережные Челны; 26 денежных купюр номиналом по 1000 и 2 купюры номиналом по 500 рублей (27000 рублей) - обратить в доход государства; ксерокопию фотографии, три диска (2 DVD-R и 1 CD-R) с видео- и аудиозаписью – хранить при деле.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий (подпись)

....

....

....