ПРИГОВОР
именем Российской Федерации
г. Казань 25 июня 2010 года
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Р.З. Файзуллин
с участием государственных обвинителей: прокурора Республики Татарстан К.Ф. Амирова и прокурора отдела прокуратуры Республики Татарстан О.В. Зариповой,
подсудимого Р.А. Ахметханова,
защитника О.Х. Назаровой, представившей удостоверение № и ордер №,
при секретаре Г.М. Гараевой,
рассмотрев материалы уголовного дела в отношении
Ахметханова Р.А., <данные изъяты>,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 2 п. «а» УК РФ,
установил:
В ночь на 7 января 2010 года на кухне <адрес> между находившимися в состоянии алкогольного опьянения Р.А. Ахметхановым и Б.К. произошла ссора.
В ходе ссоры Р.А. Ахметханов, с целью лишения Б.К. жизни, вооружился металлическим угольником и нанес им по голове потерпевшей не менее 39 ударов, не менее трех ударов по передней и задней поверхности грудной клетки и не менее двух ударов по передней поверхности верхней трети левого бедра. Затем, в продолжение своего преступного умысла, направленного на убийство Б.К., Р.А. Ахметханов кухонным ножом нанес в шею потерпевшей не менее 15 ударов.
От полученных телесных повреждений Б.К. скончалась на месте происшествия.
После этого, Р.А. Ахметханов вышел в зал указанной квартиры, где увидел, как Б.Л., схватив деревянную табуретку, упала на пол. Р.А. Ахметханов с целью убийства Б.Л., этой табуреткой и ножкой табуретки нанес лежащей на полу зала потерпевшей удары по голове и шее, а затем кухонным ножом - в подбородочную область.
В результате полученных телесных повреждений потерпевшая Б.Л. скончалась на месте происшествия.
В судебном заседании подсудимый Р.А. Ахметханов вину признал, не отрицал того, что именно он совершил убийства Б.К. и Б.Л., при этом пояснил, что обстоятельства совершения преступления он не помнит, поскольку находился в пьяном состоянии.
В соответствии со ст. 276 УПК РФ судом исследованы показания Р.А. Ахметханова на предварительном следствии.
Так, из первоначальных показаний Р.А. Ахметханова следует, что 6 января 2010 года он с Б.К. на кухне <адрес> употреблял спиртные напитки, а затем уснул. Проснувшись, на кухне обнаружил лежащую в луже крови Б.К. В комнате в луже крови лежала Б.Л., которую он дважды ударил по голове деревянной табуреткой и один раз ножкой табуретки по голове, затем подтащил её тело к балконной двери. После этого на кухне нанес удары металлическим угольником по голове Б.К., её тело положил рядом с телом матери (т.1 л.д. 74-78, 82-85).
При проверке показаний Р.А. Ахметханов на месте происшествия подтвердил эти показания и продемонстрировал свои действия (т. 1 л.д. 87-94).
В последующем, Р.А. Ахметханов изменил показания и пояснил, что в ходе проверки показаний он вспомнил обстоятельства происшедшего и пояснил, что в ночь на 7 января 2010 года между ним и Б.К. на кухне <адрес> произошла ссора. Причину возникновения и инициатора ссоры он назвать не может, так как находился в состоянии сильного алкогольного опьянения. В ходе этой ссоры Б.К. закрылась на кухне и не открывала дверь. Для того, чтобы открыть дверь, он вышел на лестничную площадку, где лежали металлические угольники. Оттуда он взял один из угольников длиной более двух метров и им он стал выбивать входную дверь на кухню. Зайдя на кухню, он нанес металлическим угольником 2-3 удара по голове Б.К.. От ударов Б.К. упала на пол. Наносил ли еще удары, он не помнит из-за опьянения. Потом он, услышав крики Б.Л., зашел в зал, увидел как она, пытаясь выйти на кухню, упала. Он нанес ей деревянной табуреткой и ножкой от этой табуретки удары по голове. Количество ударов он не помнит. Её тело он оттащил ближе к балконной двери. Труп Б.К. он положил рядом с телом Б.Л. (т. 1 л.д. 99-101).
Будучи допрошенным в качестве обвиняемого, Р.А. Ахметханов подтвердил эти показания и пояснил, что он и ножом наносил потерпевшим удары (т.1 л.д. 108-111, т. 3 л.д. 37-39).
Признавая показания Р.А. Ахметханов в качестве обвиняемого допустимыми доказательствами по делу и оценивая их как достоверные, суд исходит из того, что они в части описания деяния согласуются с другими исследованными в судебном заседании доказательствами.
Так из показаний В. и Г. в судебном заседании следует, что Р.А. Ахметханов и Б.К. состояли в гражданском браке и проживали <адрес> совместно с Б.Л. – матерью Б.К. Р.А. Ахметханов занимался отделкой квартир. Б.К. нигде не работала. Они злоупотребляли спиртными напитками, при этом часто ссорились, в ходе ссор Ахметханов избивал Б.К.. Инициатором ссор была Б.К.. В ночь на 7 января 2010 года Б.К. пригласила их к себе домой, при этом рассказала, что Ахметханов вновь избил её. Когда они пришли в квартиру Б.К., Ахметханов находился на кухне. Вскоре они ушли. Около 2 часов Г. позвонила Б.Л., которая попросила вызвать милицию, поскольку Ахметханов избивает Б.К., при этом были слышны крики Б.К.. О случившемся она сообщила в милицию, после этого дозвониться до Б.Л. она не смогла. Около 11 часов 7 января 2010 года стало известно, что Б.Л. и Б.К. убиты.
Из протоколов осмотра места происшествия следует, что 7 января 2010 года в <адрес> обнаружены трупы Б.К. и Б.Л. с признаками насильственной смерти (т. 1 л.д. 11-19, 20-32).
По заключению судебно-медицинской экспертизы смерть Б.К., <данные изъяты> наступила в результате закрытой травмы головы, осложнившейся шоком и оттеком головного мозга.
<данные изъяты>
По заключению судебно-медицинской экспертизы смерть Б.Л. наступила от травмы головы, осложненной массивным носовым кровотечением и аспирацией излившейся крови.
<данные изъяты>
По заключению судебно-биологической экспертизы на паре сланцев, изъятых с места происшествия, на джинсах, футболке, на носках, изъятых у Р.А. Ахметханова обнаружена кровь потерпевшей Б.Л.. Не исключается происхождение крови от потерпевшей Б.К. в качестве примеси. Кроме того, на смывах с кистей рук Р.А. Ахметханова обнаружена кровь Б.К. (т. 2 л.д. 119-127).
По заключению судебно-биологической экспертизы на металлическом уголке и двух ножах, изъятых с места происшествия, обнаружена кровь Б.К., на сиденье и трех ножках от табуретки обнаружена кровь Б.Л. (т. 2 л.д. 106-111).
Из заключения судебно-медицинской экспертизы следует, что повреждения на лоскуте кожи от трупа Б.Л. причинены ребром сиденья табуретки (т. 2 л.д. 147-153).
По заключению судебно-медицинской экспертизы повреждения на лоскуте кожи от трупа Б.К. могли образоваться от действия металлического уголка, изъятого с места происшествия. Колото-резаные и резаные раны, обнаруженные на трупе Б.К., могли образоваться от ножей, изъятых с места происшествия (т. 2 л.д. 156-176).
Из заключения молекуляро-генетической экспертизы следует, что зуб, изъятый с места происшествия, произошел от Б.Л. (т. 2 л.д. 184-187).
По заключению медико-криминалистической экспертизы кровь, обнаруженная на ноже, изъятом со стола на кухне, образовалась при падении мелких капель крови, на которых воздействовало дополнительное ускорение, например в результате фонтанирования из артериальных сосудов, размахивания окровавленным предметом, т. е. источник кровотечения находился на удалении от клинка. Вид пятен крови на поверхности ножа, изъятого со столешницы на кухне, позволяет высказаться о возможности их образования в результате динамического контакта клинка с источником кровотечения и не исключается при погружении клинка в тело человека (т. 2 л.д. 205-209).
Свидетель Д. в судебном заседании охарактеризовала подсудимого, как хорошего, трудолюбивого человека, содержавшего Б.К. и Б.Л., которые злоупотребляли спиртными напитками.
Таким образом, на основании приведенных выше согласующихся между собой доказательств, суд приходит к выводу о виновности Р.А. Ахметханова в умышленном убийстве Б.К. и Б.Л., совершенном на почве личных отношений.
Действия Р.А. Ахметханова подлежат квалификации по ст. 105 ч. 2 п. «а» УК РФ, как убийство, то есть умышленное причинение смерти двум лицам.
По заключению амбулаторной судебной психолого-психиатрической экспертизы у Р.А. Ахметханова какие-либо психические расстройства не выявлены, он признан способным осознавать фактический характер своих действий и руководить ими. <данные изъяты>
Оценивая указанные выводы экспертов в совокупности с другими доказательствами и данными о личности подсудимого, суд считает их достоверными, научно обоснованными, и признает Р.А. Ахметханова вменяемым в совершенном преступлении.
При назначении Р.А. Ахметханову наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности преступлений, личность виновного, обстоятельства, смягчающие наказание.
По месту жительства Р.А. Ахметханов характеризуется отрицательно, а по месту регистрации - положительно.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность, являются признание подсудимым вины, активное способствование раскрытию преступления, отсутствие судимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд
приговорил:
Признать Ахметханова Р.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 2 п. «а» УК РФ и назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 15 лет в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год.
Меру пресечения Р.А. Ахметханову оставить прежнюю – содержание под стражей. Срок отбытия наказания исчислять с 7 января 2010 года.
Вещественные доказательства<данные изъяты>: вырез обоев, осколки стекла, окурок сигарет <данные изъяты>, зуб, марлевый тампон с веществом бурого цвета, нож с рукояткой синего цвета, сиденье от табуретки, 3 ножки от табуретки, металлический угольник - уничтожить, пару сланцев, одежду и обувь Р.А. Ахметханова – возвратить по принадлежности.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд РФ в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.З. Файзуллин