дело об убийстве



Дело № 2-83/2010ПРИГОВОРименем Российской Федерации

15 сентября 2010 года город Казань

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего А.А.Николаева,

с участием государственного обвинителя: прокурора отдела прокуратуры Республики Татарстан И.А.Мухамедзянова,

обвиняемого М.С.Сабекии,

защитника А.Р.Богатеевой, представившей ордер ... и удостоверение ...,

потерпевшего В.,

законного представителя Г.,

при секретаре Р.Г.Гайнутдиновой,

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении:

Сабекии М.С., <данные изъяты>, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 105, частью 3 статьи 30, пунктом «а» части 2 статьи 105 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

5 февраля 2010 года в период времени с 21 часа 30 минут до 22 часов во дворе общежития <адрес> между А. и М.С.Сабекией на почве взаимных оскорблений произошла обоюдная драка, в ходе которой М.С.Сабекии были причинены телесные повреждения, не причинившие вреда здоровью. Испытывая из-за этого неприязнь к А., М.С.Сабекия решил лишить его жизни.

Во исполнение своего умысла М.С.Сабекия забежал в общежитие<адрес>, где сам проживал, и, вооружившись неустановленным ножом, вернулся во двор, где находился А..

С целью лишения жизни М.С.Сабекия подбежал к А. и нанес ножом не менее 1 удара в грудную клетку, причинив А. телесные повреждения в виде колото-резаного ранения грудной клетки по средней линии с повреждением тела грудины, сердечной сорочки, нисходящего отдела дуги аорты, осложнившегося обильной кровопотерей, приведшей к развитию шока, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, от которых последний скончался на месте происшествия.

Непосредственно после нанесения М.С.Сабекией телесных повреждений А., к месту происшествия с целью пресечения противоправных действий подошел В..

На почве внезапно возникшей неприязни к В. М.С.Сабекия решил лишить жизни и его.

В то же время, 5 февраля 2010 года в период с 21 часа 30 минут до 22 часов, во дворе дома <адрес> М.С.Сабекия, с целью лишения жизни, нанес В. не менее пяти ударов ножом, причинив ему телесные повреждения в виде ранения левого подреберья, проникающего в брюшную полость с повреждением желудка, сквозным ранением большого сальника и поперечно-ободочной кишки, осложнившегося некрозом толстой кишки, каловым перитонитом и абсцессом левого поддиафрагмального пространства, что потребовало неоднократной лапаротомии, вскрытия и дренирования абсцесса, выведения колостом, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, а также ран бровной области слева, левой ушной раковины, правого плеча, задней поверхности правой половины грудной клетки, потребовавших специальных медицинских манипуляций, причинивших каждая в отдельности легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья продолжительностью не свыше 3 недель.

После этого, полагая, что смерть А. и В. наступит неизбежно, М.С.Сабекия скрылся с места происшествия.

Смерть В. не наступила ввиду своевременно оказанной медицинской помощи, то есть по независящим от воли М.С.Сабекии обстоятельствам.

Подсудимый М.С.Сабекия свою вину в предъявленном ему обвинении признал частично и показал, что 5 февраля 2010 года он вернулся домой с работы, где употребил спиртное. Дома были брат и двое гостей. С ними он тоже немного выпил водки, после чего его послали за сигаретами. Перед этим брат для гостей вызвал такси. Возвращаясь домой, он увидел, что их гости остановили на улице автомашину и уехали. Во дворе стояла автомашина-такси. Он подошел к водителю, чтобы спросить, не к ним ли он приехал, но водитель грубо оскорбил его, имея в виду его национальность, и оттолкнул. Это его обидело, и он ударил водителя кулаком по лицу. Между ними завязалась драка. Водитель оказался сильнее, повалил его на снег и стал избивать. Потом он вырвался и забежал в общежитие. Дальнейшее он помнит плохо. Помнит лишь, что наносил кому-то удары, потом остановил машину и уехал. В себя пришел только <адрес>, где встретился с братом. Брат сказал, что он убил человека.

В судебном заседании, в связи с наличием существенных противоречий были оглашены показания подсудимого М.С.Сабекии, данные в ходе предварительного следствия, согласно которым 5 февраля 2010 года примерно в 21 – 22 часа он у себя в комнате ... общежития<адрес> распивал спиртное с братом Б., другом З., К. и Л. Он пошел в минимаркет за сигаретами. Возвращаясь, он увидел возле подъезда автомашину-такси и вспомнил, что З. и Л. собирались домой, и решил, что эта машина приехала по их вызову. Он спросил водителя, кого он ждет, но тот ответил, что приехал не по его заказу. Он стал уговаривать водителя, чтобы тот отвез его друзей, но таксист в грубой форме ответил, что не повезет их. На этой почве между ними возник конфликт, переросший в драку. Они оба наносили удары друг другу. В этот момент к ним подбежал Б. и стал их разнимать. Также подбежал незнакомый парень, который стал заступаться за таксиста. Б. и незнакомый парень отошли в сторону и стали разбираться между собой. После чего он, сильно разозлившись, побежал домой, взял со стола кухонный нож и, выбежав на улицу, нанес мужчине, с которым ругался, ножевое ранение. Затем к нему подбежал незнакомый мужчина и повалил его на землю. В ходе борьбы он нанес мужчине ножом не менее двух ударов в область тела (том 1, листы дела 119-120). В судебном заседании М.С.Сабекия подтвердил эти показания.

Потерпевший В. показал, что он с братом А. и малолетним сыном приехали в гости к Е. в общежитие, <адрес>, на автомашине, на которой были знаки «такси». Он с Е. выпили спиртное. Брат А. спиртное не употреблял, так как был за рулем. Потом они стали собираться домой и он попросил брата прогреть машину. Брат А. вышел во двор. Спустя не более 5 минут он с сыном и Е. вышли во двор и увидели, что брат разбирался с М.С. Сабекией и Б. Он оставил сына Е. и бросился разнимать. В итоге он с Б. оказался возле одного подъезда, а брат с М.Сабекией – возле другого. Он увидел брата, лежащего на земле, и подбежал. Он лег на брата, прикрывая его от ударов. В это время М.Сабекия нанес ему 7 – 8 ударов ножом, а Б. – ногами. Он помнит, что зашел в общежитие, где ему оказали первую помощь и вызвали «Скорую». Потом он потерял сознание.

Потерпевшая Г. охарактеризовала своих сыновей А. и В. с положительной стороны, как спокойных и неконфликтных людей. О гибели одного сына и ранении другого она узнала 5 февраля 2010 года от дочери.

Свидетель Е. показал, что 5 февраля 2010 года он вместе с В. и А. на автомашине-такси последнего приехали к нему (Е.) домой <адрес>,- где находился малолетний сын В.. Они поужинали, совместно с В. употребили спиртное. А. спиртное не пил, так как был за рулем. Около 22 часов Г. стали собираться домой и А. вышел на улицу раньше, чтобы прогреть автомашину. Одев ребенка, минут через 5, он с В. вышел на улицу. Возле подъезда они увидели, что А. дерется с его соседями – братьями Сабекия. В. поставил ребенка на землю и побежал помогать своему брату, в итоге они разделились – В. дрался с Б., а А. – с М.Сабекией. Была обычная обоюдная драка, в ходе которой все пытались нанести друг другу удары. Неожиданно М.Сабекия забежал в подъезд и через несколько минут выбежал, держа в руке нож, побежал к А., находящемуся возле своей машины. Он (Е.) крикнул А.: «Осторожно, у него нож!». А. попытался убежать, но поскользнулся и упал. М.Сабекия стал наносить ему, лежащему, ножом удары. В это время к М.Сабекии подбежал В., который оттолкнул его от брата и тоже упал. М.Сабекия стал наносить удары ножом В., при этом В. переворачивался, поэтому удары приходились в разные части тела. Поскольку у него (Е.) на руках находился ребенок, он решил занести его домой, а потом прийти на помощь. Когда он зашел домой и передал ребенка жене, следом за ним зашел В., который был весь в крови, и упал в коридоре. Он выбежал на улицу и, пощупав пульс, убедился, что А. мертв. Братьев Сабекия на улице уже не было.

В судебном заседании по согласию сторон были оглашены показания свидетеля Д., согласно которым 5 февраля 2010 года муж попросил ее посидеть с ребенком В.. Примерно в 20 часов 30 минут ее муж, А. и В. приехали домой, поужинали. За ужином ее муж и В. выпили примерно по 150 граммов водки. После ужина А. и В. с ребенком стали собираться домой. А. вышел прогреть машину, а она начала собирать ребенка. Собрав ребенка, она передала его В., после чего они вместе с ее мужем вышли на улицу, а она осталась дома. А. вышел раньше минут на 5-7. Еще через 5-7 минут дверь открылась, и муж передал ей ребенка. Она спросила, что случилось, и увидела в коридоре В. в крови. Муж попросил помочь В., а сам пошел к А.. Со слов мужа ей известно, что М.С. Сабекия выбежал с ножом и догнал А. (том 2, л. д. 27-29)

Свидетель Ж. показала, что 5 февраля 2010 года дежурила на вахте общежития <адрес> Вечером в комнате, где проживают братья Сабекия, было шумно, у них были гости. Она предполагает, что они употребляли спиртное. М.С. Сабекия куда-то отлучался, обратно вернулся. Потом они все вышли - 5 человек, М.С. Сабекия вышел последним. Через несколько минут М.С. Сабекия с улицы забежал в комнату и тут же выбежал обратно на улицу. Затем она видела, что в общежитие забежал молодой человек, это был В., закричал: «Скорую!», - у него на лице была кровь. Что происходило на улице, она не знает.

При осмотре места происшествия во дворе дома <адрес> был обнаружен труп А. (том 1, л.д. 8-13).

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы на трупе А. обнаружены телесные повреждения в виде колото-резаного ранения грудной клетки по средней линии с повреждением тела грудины, сердечной сорочки, нисходящего отдела дуги аорты, осложнившегося обильной кровопотерей, приведшей к развитию шока, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Данное телесное повреждение причинено колюще-режущим предметом типа клинка за несколько минут до наступления смерти и состоит в причинной связи со смертью (том 2, л.д. 167-173).

Как следует из заключения судебно-медицинской экспертизы, на теле потерпевшего В. обнаружены телесные повреждения в виде ранения левого подреберья, проникающего в брюшную полость с повреждением желудка, сквозным ранением большого сальника и поперечно-ободочной кишки, осложнившегося некрозом толстой кишки, каловым перитонитом и абсцессом левого поддиафрагмального пространства, что потребовало неоднократной лапаротомии, вскрытия и дренирования абсцесса, выведения колостом, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, а также ран бровной области слева, левой ушной раковины, правого плеча, задней поверхности правой половины грудной клетки, потребовавших специальных медицинских манипуляций, причинивших каждая в отдельности легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья продолжительностью не свыше 3 недель. Телесные повреждения образовались от действия предмета, обладающего колющими и режущими свойствами (том 2, л.д. 215-218).

Согласно протоколу задержания, у подсудимого М.С.Сабекии была изъята одежда (том 1, л.д.112-118), на которой, согласно заключению эксперта, обнаружена кровь человека, происхождение которой от потерпевших А. и В. не исключается (том 2, л.д. 104-108, 116-123).

При проведении судебно-медицинской экспертизы на теле подсудимого М.С.Сабекии были обнаружены телесные повреждения в виде кровоподтеков и ссадин на лице, кровоизлияний на губах с поверхностной раной на верхней губе, образовавшиеся от воздействия тупого твердого предмета, а также поверхностной раны на правой кисти, которая могла образоваться от режущего действия острого предмета (том 2, л.д. 131-132).

Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы у подсудимого М.С.Сабекии <данные изъяты> Во время совершения инкриминируемого ему правонарушения страдал тем же заболеванием. Мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими (том 2, л.д. 182-183; том 3, л.д. 9-10).

У суда нет оснований сомневаться в правильности выводов экспертов, в связи с чем подсудимый М.С.Сабекия признается вменяемым.

Показания М.С.Сабекии, данные в ходе предварительного следствия и оглашенные в судебном заседании, согласуются с показаниями потерпевшего В., свидетелей Е. и Ж., не доверять которым у суда нет оснований, поэтому суд считает их достоверными. Суд по этим же мотивам отвергает показания подсудимого М.С.Сабекии, данные в судебном заседании, в части, противоречащей оглашенным показаниям.

Суд считает, что совокупностью исследованных доказательств вина подсудимого М.С.Сабекии доказана полностью.

Доводы защиты о переквалификации действий подсудимого М.С.Сабекии на часть 1 статьи 107 и статью 113 УК РФ на том основании, что последний действовал в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного тяжким оскорблением, связанным с его национальностью, и физическим насилием со стороны потерпевшего А., суд считает несостоятельными.

Как следует из показаний подсудимого М.С.Сабекии, признанных судом достоверными, поводом для ссоры явился грубый отказ потерпевшего А. отвезти знакомых подсудимого, при этом в оглашенных показаниях ничего не говорится о каком-либо оскорблении, связанном с национальностью подсудимого. Также подсудимый М.С.Сабекия в судебном заседании показал, что он, будучи нетрезвым, первым ударил А. кулаком в лицо.

Свидетель Е. определил драку между А. и М.С.Сабекией как обоюдную, когда оба пытались нанести друг другу удары.

Исходя из изложенного суд не может признать действия потерпевшего А. неправомерными или аморальными. То обстоятельство, что во время обоюдной драки, начатой подсудимым М.С.Сабекией, ему были причинены телесные повреждения, не меняет правовой или этической оценки действий потерпевшего А..

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о совершении потерпевшим В. в отношении подсудимого М.С.Сабекии насильственных действий или оскорблений, сторонами не представлено, а, следовательно, его действия тем более не могут быть признаны противоправными или аморальными.

Суд принимает во внимание, что поводом для совершения подсудимым М.С.Сабекией особо тяжких преступлений послужила драка, в которой ему были причинены телесные повреждения.

Действия подсудимого М.С.Сабекии суд квалифицирует по части 1 статьи 105 УК РФ как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, а также по части 3 статьи 30 и пункту «а» части 2 статьи 105 УК РФ как покушение на убийство, то есть умышленное причинение смерти двум другим лицам, не доведенное до конца по не зависящим от воли виновного лица обстоятельствам.

При определении вида и меры наказания суд учитывает фактические обстоятельства совершения преступлений, а также данные о личности виновного: судимости не имеет, в быту характеризуется положительно.

В качестве смягчающего обстоятельства суд в соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 61 УК РФ признает явку с повинной.

Поскольку отягчающие обстоятельства по делу не установлены, суд при определении размера наказания руководствуется положениями частей 3 и 4 статьи 66, а также части 1 статьи 62 УК РФ, но считает, что исправление подсудимого возможно только в местах лишения свободы.

В соответствии с частью 6 статьи 53 УК РФ суд не назначает подсудимому М.С.Сабекии, не имеющему гражданства, дополнительного наказания в виде ограничения свободы.

Ввиду того, что подсудимый М.С.Сабекия признал в полном объеме предъявленные ему потерпевшими Г. и В. гражданские иски о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, суд считает необходимым удовлетворить иски полностью.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Сабекию М.С. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 105, частью 3 статьи 30, пунктом «а» части 2 статьи 105 УК РФ, и назначить наказание в виде лишения свободы:

по части 1 статьи 105 УК РФ – сроком на 9 (девять) лет 6 (шесть) месяцев;

по части 3 статьи 30, пункту «а» части 2 статьи 105 УК РФ – сроком на 10 (десять) лет.

В силу части 3 статьи 69 УК РФ окончательное наказание определить путем частичного сложения в виде лишения свободы сроком на 14 (четырнадцать) лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения подсудимому М.С.Сабекии до вступления приговора в законную силу оставить без изменения в виде заключения под стражу.

Срок отбытия наказания исчислять с 6 февраля 2010 года.

Взыскать с Сабекии М.С. в пользу Г. 41312 (сорок одну тысячу триста двенадцать) рублей 60 копеек в счет возмещения материального ущерба, а также 1000000 (один миллион) рублей в счет компенсации морального вреда.

Взыскать с Сабекии М.С. в пользу В. 10240 (десять тысяч двести сорок) рублей 38 копеек в счет возмещения материального ущерба, а также 1000000 (один миллион) рублей в счет компенсации морального вреда.

По вступлению приговора в законную силу вещественные доказательства, хранящиеся в комнате вещественных доказательств Центрального МРСО СУ СКП РФ по Республике Татарстан: толстовку, куртку, джинсы, изъятые у М.С.Сабекии, брюки, кепку, куртку, ботинки, принадлежащие А., вернуть законным владельцам, две пластиковые бутылки, две стеклянные бутылки, картонную упаковку, три фужера, пробку, кружку, ведро – уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей – в тот же срок со дня вручения копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

.

Председательствующий: (подпись)

...

...

... А.А.Николаев